Разбивочные сети мостов и путепроводов

Разбивочные сети служат для обеспечения выноса проектов мостов и путепроводов в натуру. Вынос проектов осуществляют в соответствии с основным принципом геодезии — «от общего к частному», т. е. от точ­ных измерений всей длины перехода к локальным разбивкам опор и про­летов. От пунктов разбивочной сети выносят в натуру и контролируют центры опор, от которых разбивают оси опор, и от осей — конструкции на опоре.

При проектировании разбивочной геодезической сети моста или пу­тепровода учитывают:

удобство разбивки и ' контроля центров опор;

сохранность пунктов сети в ходе строительства и после его заверше­ния;

технологию строительства и его очередность при создании разбивоч­ной сети в несколько этапов;

необходимость увязки расположения пунктов сети с генеральным планом строительства с целью их сохранности и на период эксплуатации.

Геодезические измерения в разбивочных сетях на мостовых перехо­дах имеют специфические особенности и связаны с необходимостью из­мерений над водной поверхностью и необеспеченной видимостью вдоль берегов из-за застройки или залесенности.

По сравнению с государственными геодезическими сетями разбивоч­
ные сети мостов отличаются сравнительно короткими длинами сторон
(от 0,2—0,5 до 1—2 км). Однако требуемая точность измерений остается
весьма высокой. Средняя квадратическая ошибка угловых измерений не
должна превышать 1,5—2". Для того чтобы служить основой для произ­
водства разбивочных работ, опорные сети должны быть определены
с точностью в 2 раза большей, чем разбиваемые с них центры опор. Учи­
тывая, что допустимая средняя квадратическая ошибка определения по­
ложения центров опор нормируется не более ± 12 мм, положение пунктов
14э-з 401


плановой геодезической сети должно быть определено с допустимой ошибкой не более ± 6 мм.

Разбивочные сети мостов и путепроводов создают методами триангу­ляции, трилатерации, полигонометрии, а также путем создания специаль­ных построений, учитывающих специфику местных условий на мосто­вом переходе и обеспечивающих максимальное удобство разбивочных работ1.

Мостовая триангуляция. До начала широкого использования свето-дальномерной техники и электронной тахеометрии мостовая триангуля­ция была основным методом построения базисных сетей.

Пункты, закрепляющие ось моста и базисы разбивки, составляют раз-бивочную сеть. Закрепление пунктов разбивочной сети осуществляют с помощью капитальных знаков — железобетонных монолитов. В связи с тем, что положение пунктов разбивочных сетей со временем может из­мениться в результате оползневых явлений, прохода паводков, вследст­вие морозного пучения, а также в результате строительных работ, необ­ходимы периодические контрольные измерения. Незыблемость пунктов сети контролируется перед началом строительства, после каждого боль­шого паводка, а также в ходе строительства не реже двух раз в год. В ходе контрольных измерений определяют дополнительные или утраченные пункты, а также включают в сеть центры уже построенных опор и берего­вых устоев.

Основной фигурой мостовой триангуляции является сдвоенный гео­дезический четырехугольник с двумя измеренными базисами Ь\ и Ъг (рис. 28.8, а) и горизонтальными углами Рь Рг,.--* Р16- Разбивочная сеть моста включает при этом ось моста АВ и два базиса для разбивки центров опор СИ и ЕС. В силу того, что мост является вытянутым поперек реки сооружением, базисы разбивки принимают приблизительно параллель­ными оси моста.

Учитывая, что разбивка центров опор мостов при использовании раз­бивочных сетей, построенных по принципу мостовой триангуляции, ве­дется способом засечек, соотношение короткой стороны геодезического четырехугольника (например, АС) принимают равной приблизительно половине длинной стороны СО (т. е. длины береговых сторон примерно вдвое короче пересекающих реку). Отношение короткой береговой сто­роны геодезического четырехугольника Л к базису разбивки 8 называют продвигом. Величина продвига обычно лежит в пределах (1/8= 0,4ч-0,6.

1 Методы разбивки мостов/Г.С. Бронштейн, В.В. Грузинов, О.Н. Маяковский и др. М.: Транспорт, 1982.


Рис. 28.8. Разбивочные сети мостов и путепроводов: а — триангуляция; 6 — трилатерация; в — линейно-угловая сеть из базовых треугольников;

г — полигонометрия

Посредством мостовой триангуляции решают в основном две задачи: разбивка центров опор и береговых устоев и определение точной длины перехода между точками А и В. При построении мостовой триангуляции эту длину находят расчетом как сторону сети. При этом предельная ошибка определения длины перехода не должна превышать:

|«/ / у (28.1)

А1 = п У — '— + 0,5и, см,

где /,- — длина /-го пролета, см; п — число пролетов.

Повышение точности измерений в мостовой триангуляции достигает­ся организацией работ в пасмурные дни с легким ветром, в утренние, ве­черние часы и ночное время для уменьшения влияния боковой рефрак­ции, а также многократными измерениями с повторным центрированием прибора и визирных целей.

Мостовая трилатерация. Неблагоприятные для угловых измерений условия на мостовых переходах (угловые измерения производят в неод­нородном поле боковой рефракции: одно направление — вдоль берега,


второе — над водой), а также появление высокоточной светодальномер-ной техники, привели к тому, что в разбивочных работах на мостовых пе­реходах стали внедрять линейную триангуляцию — трилатерацию. Све-тодальномерные наблюдения можно организовать и при таких метеоро­логических условиях, когда проведение угломерных наблюдений крайне затруднительно.

При построении трилатерации на мостовых переходах, также, как и в мостовой триангуляции, основной формой сети служит сдвоенный геоде­зический четырехугольник, в котором измеряют длины всех сторон

Ъи Ь2,..., Ъхх (рис. 28.8, б).

Для удобства расчетов и организации разбивочных работ часто при­нимают в качестве основной фигуры геодезический прямоугольник, фор­ма которого характеризуется продвигом Л/8 «0,5.,

Линейно-угловые сети из базовых треугольников. В результате анали­за достоинств и недостатков мостовой триангуляции и трилатерации в Гипротрансмосте для мостовых переходов разработан новый метод по­строения разбивочных сетей — линейно-угловые сети из базовых тре­угольников (рис. 28.8, в). Основной фигурой сети служат два базовых треугольника, в которых измеряют углы А\, ^2,..., А% и стороны 51, 52,... 8т. В таких сетях рационально сочетаются угловые и линейные из­мерения, создавая благоприятные условия разбивочных работ на мосто­вом переходе.

Основными приборами, используемыми для создания линейно-угло­вых сетей, являются светодальномеры, высокоточные и точные оптиче­ские теодолиты и электронные тахеометры.

Основная особенность линейно-угловых сетей состоит в том, что из­мерения базисов вдоль берегов не ведут, поскольку такие измерения со­пряжены с известными трудностями вследствие застройки, залесенности, пересеченного рельефа и т. д.

К достоинствам линейно-угловых сетей относят:

обеспечение достаточной точности при ограниченном объеме угло­вых и линейных измерений;

отсутствие коротких направлений вдоль берегов, что повышает точ­ность угловых измерений, которые ведутся при однородном поле рефрак­ции;

не требуется строительства дорогостоящих знаков, так как видимость через реку обеспечивается с земли;

большие возможнфсти в выборе базисов разбивки опор, так как отпа­дает необходимость в обеспечении видимости вдоль берегов.

Мостовая полигонометрия. При строительстве эстакад и путепрово­дов основными методами создания разбивочных сетей является мостовая



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: