double arrow

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ


Целью геодезических работ при строительстве тоннелей являются обеспечение сбойки встречных забоев с минимальной ошибкой; опреде­ление точной длины тоннеля, основных элементов и главных точек кри­вых; сооружение обделки тоннеля по габариту; определение положения


Рис. 28.12. Схемы тоннельной триангуляции

порталов, промежуточных штолен и шахт; разбивка осей тоннелей; пере­дача высот с дневной поверхности в шахту.

Аналогично строительству мостов и путепроводов при строительстве тоннелей также создают геодезические разбивочные сети. В зависимости от рельефа и других местных условий, а также наличия того или иного парка геодезических приборов, разбивочные сети создают методами три­ангуляции, трилатерации и полигонометрии, у которых две точки совпа­дают с основными исходными точками направлений забоев.

Для геодезического обеспечения строительства тоннелей наибольшее распространение получила тоннельная триангуляция, которая обычно разбивается в виде цепочки треугольников (рис. 28.12).

Главное назначение плановой основы при разбивке тоннелей — обес­печение сбойки встречных забоев с необходимой точностью и определе­ние общей длины тоннеля. При проектировании тоннельной триангуля­ции в связи с этим необходимо учитывать:

точность передачи дирекционного угла от стороны Аа к стороне ВЪ\

поперечную ошибку в определении положения точки В;

продольную ошибку точки В.

Очевидно, что ошибка дирекционного угла и поперечная ошибка ска­жутся на точности сбойки, а ошибка продольная — на определении дли­ны тоннеля.

Следующим важным вопросом разбивки тоннелей является передача направлений его оси под землю. Для горных тоннелей с двумя забоями со стороны порталов этот вопрос решается путем непосредственного при­мыкания подземной полигонометрии к сторонам наземной триангуля­ции. Однако в длинных тоннелях для ускорения процесса строительных работ расстояния между забоями уменьшают путем строительства про­межуточных шахт между порталами. Направления подземных выработок в этих случаях устанавливают с помощью гиротеодолитов.

Для геодезического обеспечения строительных работ внутри тоннеля создают систему сетей подземной полигонометрии, связанной с назем­ной тоннельной триангуляцией. При этом в длинных тоннелях различают рабочую полигонометрию с длинами сторон 25—50 м с измерением уг­лов техническими теодолитами типа Т15, 4Т30П, 2Т30М, основную по­лигонометрию (для уточнения рабочей полигонометрии) с длинами сто­рон 100—200 м и с измерением углов теодолитами типа Т5, ЗТ5КП


и главный полигонометрический - ход (для уточнения основной поли-* тонометрии) с измерением углов _ высокоточными теодолитами типа Т1, ЗТ2КП и расстояний светодаль-номерами или электронными тахео-Р и с. 28.13. Схема распределения метрами типа 2Та5 и ЗТа5. Наземная ошибки в сбойках встречных забоев разбивочная сеть, на которую опи-

Тоннеля


Сейчас читают про: