Целью геодезических работ при строительстве тоннелей являются обеспечение сбойки встречных забоев с минимальной ошибкой; определение точной длины тоннеля, основных элементов и главных точек кривых; сооружение обделки тоннеля по габариту; определение положения
Рис. 28.12. Схемы тоннельной триангуляции
порталов, промежуточных штолен и шахт; разбивка осей тоннелей; передача высот с дневной поверхности в шахту.
Аналогично строительству мостов и путепроводов при строительстве тоннелей также создают геодезические разбивочные сети. В зависимости от рельефа и других местных условий, а также наличия того или иного парка геодезических приборов, разбивочные сети создают методами триангуляции, трилатерации и полигонометрии, у которых две точки совпадают с основными исходными точками направлений забоев.
Для геодезического обеспечения строительства тоннелей наибольшее распространение получила тоннельная триангуляция, которая обычно разбивается в виде цепочки треугольников (рис. 28.12).
|
|
Главное назначение плановой основы при разбивке тоннелей — обеспечение сбойки встречных забоев с необходимой точностью и определение общей длины тоннеля. При проектировании тоннельной триангуляции в связи с этим необходимо учитывать:
точность передачи дирекционного угла от стороны Аа к стороне ВЪ\
поперечную ошибку в определении положения точки В;
продольную ошибку точки В.
Очевидно, что ошибка дирекционного угла и поперечная ошибка скажутся на точности сбойки, а ошибка продольная — на определении длины тоннеля.
Следующим важным вопросом разбивки тоннелей является передача направлений его оси под землю. Для горных тоннелей с двумя забоями со стороны порталов этот вопрос решается путем непосредственного примыкания подземной полигонометрии к сторонам наземной триангуляции. Однако в длинных тоннелях для ускорения процесса строительных работ расстояния между забоями уменьшают путем строительства промежуточных шахт между порталами. Направления подземных выработок в этих случаях устанавливают с помощью гиротеодолитов.
Для геодезического обеспечения строительных работ внутри тоннеля создают систему сетей подземной полигонометрии, связанной с наземной тоннельной триангуляцией. При этом в длинных тоннелях различают рабочую полигонометрию с длинами сторон 25—50 м с измерением углов техническими теодолитами типа Т15, 4Т30П, 2Т30М, основную полигонометрию (для уточнения рабочей полигонометрии) с длинами сторон 100—200 м и с измерением углов теодолитами типа Т5, ЗТ5КП
и главный полигонометрический - ход (для уточнения основной поли-* тонометрии) с измерением углов _ высокоточными теодолитами типа Т1, ЗТ2КП и расстояний светодаль-номерами или электронными тахео-Р и с. 28.13. Схема распределения метрами типа 2Та5 и ЗТа5. Наземная ошибки в сбойках встречных забоев разбивочная сеть, на которую опи-
Тоннеля