Применение лазерных приборов при разбивке опор и монтаже пролетных строений

Забивка шпунтовых ограждений, свай, погружение свай-оболочек и опускных колодцев при возведении фундаментов опор осуществляют с плавсредств: понтонов, барж, направляющих каркасов. Установку плав­средств в проектное положение осуществляют с использованием лазер­ных геодезических приборов, позволяющих с наименьшими затратами средств и времени контролировать положение плавсредств практически в любое время суток.

Наиболее часто при возведении фундаментов опор мостов использу­ют направляющие каркасы из инвентарных стальных конструкций в со­единении с понтонами типа КС. Выведение каркаса осуществляют в не­сколько этапов: постановка якорей, установка каркаса в проектное поло­жение, контроль за сохранением стабильного положения каркаса в ходе погружения свай-оболочек. Каркас удерживается в проектном положе­нии с помощью якорей, которые устанавливают с плавучих кранов или буксиров с точностью 3—4 м. Наиболее просто это осуществляют по ла­зерным створам.

Каркас в проектное положение выводят с помощью лазерной засечки (рис. 28.10). Направление створа по оси моста обычно задают лазерным визиром (ЛВ). Лазерный теодолит (ЛТ) устанавливают в одном из пунк-


тов разбивочной сети и ему задают направ­ление на центр опоры. Каркас выводят в проектное положение в темное время су­ток с помощью лебедок, наблюдая за поло­жением лазерных пятен на горизонтальных рейках, размещенных на каркасе (см. рис. 28.10).

т ЛВ5 Рис. 28.10. Схема установки каркаса в проектное положение с помощью лазерной засечки

Для изображенного на рис. 28.10 случая каркас нужно передвинуть вдоль оси и раз­вернуть таким образом, чтобы линия АВ совпала с осью моста. Использование лазер­ных приборов сильно упрощает организа­цию работы, поскольку производитель ра­бот, находящийся на каркасе, сам наблюда­ет за его положением относительно проект­ных осей, заданных в пространстве лучами лазеров, и контролирует работу лебедок. Применение лазерных приборов кроме того обеспечива­ет непрерывность контроля за положением каркаса в течение всего пе­риода погружения свай оболочек.

При погружении опускных колодцев их положение в плане постоян­но контролируют с помощью лазерных створов. Наклоны и перекосы ко­лодца определяют путем развертки лазерного луча в вертикальную плос­кость.

Главные задачи геодезического контроля при монтаже пролетных строений состоят в определении прямолинейности главных балок и вы­верке строительного подъема. Луч лазера весьма удобен в этом случае в качестве опорной линии, так как он не подвержен влиянию ветра, осад­ков и не меняет своего положения из-за временного пересечения его ра­ботающими людьми и механизмами.

Известно, что основными способами возведения пролетных строений современных мостов являются: навесная сборка, полунавесная сборка, сборка на берегу с последующей продольной надвижкой, сборка на ста­пеле с последующей доставкой плавсредствами.

При наиболее экономичной навесной и полунавесной сборке пролет­ное строение монтируют из отдельных блоков с помощью кранов непо­средственно в пролете, наращивая его от одной опоры к другой или от двух соседних опор к середине пролета. Для контроля за прямолинейно­стью и высотным положением продольных балок до начала монтажа про­летного строения на опорах моста размечают оси опорных частей. На рас­стоянии а = 0,5 м параллельно главным осям выносят вспомогательные оси. На устое или на опоре над точкой, закрепляющей вспомогательную ось, устанавливают лазерный прибор и направляют луч на марку, уста-


Рис. 28.11. Контроль лазерными приборами монтажа пролетных строений:

а — способом навесной (полунавесной) сборки: 1 — фасад моста; 2 — план;

б — способом продольной надвижки: 1 — фасад моста; 2 — план

новленную на той же оси на соседней опоре (рис. 28.11, а). В ходе монта­жа балок положение каждой из них в пространстве устанавливают по от­ношению к лазерному опорному лучу или плоскости. Положение балок в плане определяют по световому пятну на горизонтальной рейке, при­кладываемой к блоку балки, и в случае необходимости корректируют по­ложение монтируемого блока. Высотное положение определяют по све­товому пятну на вертикально установленной рейке.

При продольной надвижке со сборкой пролетного строения на под­ходной насыпи лазерные приборы позволяют непрерывно контролиро­вать положение пролетного строения в ходе надвижки и осуществлять его корректировку. Для этого лазерный прибор устанавливают в проект­ном центре одной из опор и ориентируют луч по оси моста (рис. 28.11, б). Уклонения пролетного строения от оси определяют по положению свето­вых пятен на двух горизонтальных рейках, устанавливаемых перпенди­кулярно оси моста (одна на аванбеке, другая на расстоянии 30—50 м на пролетном строении). Осадки вспомогательных опор, перекосы накаточ-ных путей, а также прогибы конца консоли определяют по вертикальным рейкам с помощью лазерногб нивелира с разверткой луча в горизонталь­ной плоскости.

28.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Строящиеся либо уже введенные в эксплуатацию инженерные соору­жения (насыпи автомобильных дорог, мосты, путепроводы, водопропу­скные трубы, здания и сооружения автотранспортной службы и т. д.), возведенные на слабых грунтах, подвержены деформациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: