Господь никогда открыто не хвалит человека, т.к. похвала губит. Он утешает и радует смиренную душу, и это является для нее осознанием того, что Господь поддерживает ее. А мысли – хваления относятся к страсти тщеславия, о которой мы будем еще подробно говорить, но сейчас мы ее отмечаем, т.к. это одно из самых распространенных внушений.
Человек прельщается через слышание гласа-восхваления себя и одобрения за хорошее дело, и, как правило, затем следует призыв отступить от духовных трудов, молитвы, покаяния и т.п. Такие мысли появляются и у нерадивого грешника, который сделал самую малость хорошего, и у истинного подвижника.
Феофан Затворник (Письма, п.705): «Первый искусительный помысл, который начнет бить вас, будет самодовольство: за ним придет внутреннее самовозношение, или трубление пред собою, а далее – кичение пред другими».
Макарий Оптинский (Собрание писем, т.6): «Ты пишешь о высокоумных своих помыслах, что во всяком исправлении помыслы тебя хвалят, это очень опасно и есть начало прелести».
Софроний Сахаров (Старец Силуан): «Брат Симеон (в последствии Силуан) был терпеливый, незлобивый, послушливый; в монастыре его любили и хвалили за исправную работу и хороший характер; и ему это было приятно. Стали тогда приходить к нему помыслы: «Ты живешь свято; покаялся; грехи тебе прощены; молишься непрестанно; послушание исполняешь хорошо».
Силуан Афонский (Поучения, О помыслах и о прелести): «Помни два помысла, и бойся их. Один говорит: ты – святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я - великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои».
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.32): «Для других следствием самопрельщения, приписывания себе самим своих успехов бывает то, что они дают себе право на разные послабления и льготы. Есть прелесть в жизни, что когда вводится в нее что новое, как, например, у покаявшегося, тогда дни кажутся месяцами, а недели годами. От этого потрудившемуся немного в порядках новой жизни враг легко вбивает в голову мечты: сколько уж я потрудился, сколько времени постился, сколько раз ночи не спал и подобное. Можно немного и отдохнуть. «Отдохни, — толкует враг, — дай покой плоти; немножко и развлечься можно». Как только согласится на это неопытный новичок, пойдут у него льготы за льготами, пока, наконец, расстроятся все порядки богоугодной жизни, и он спустится в ту же жизнь, которую оставил, и начинает опять жить в нерадении и беспечности...».
Самопрельщение может укрепляться при мыслях сравнениях себя с грешниками.
Феофан Затворник (Слово в неделю мытаря и фарисея): «Не такой, как прочие» (Лк.18,11). Первая прелесть! Фарисей был не худого поведения. Посмотрел он на явных грешников и, естественно, счел себя лучше их, Но зачем было ему смотреть на неисправно живущих? Посмотрел бы о» на живущих хорошо. Увидел бы, конечно, очень много таких, которые гораздо выше его по жизни,— и уж не сказал бы этих пагубных слов: несмь, якоже прочий. Вот и наука нам, братие. У врага всегда та же уловка — и теперь, как и тогда. И теперь, как и тогда, внушает он: «Вон — посмотри, и тот — такой-то, и тот — такой-то, ты же — совсем иное дело!» Послушает бедный человек этой льстивой речи и в самом деле начинает думать, что он хорош, а там — отуманивается самомнением и лишается милости Божией».
Могут быть и явные вражьи внушения, при которых человек осознает, что это его хвалят бесы.
Посмертные вещания Нила Мироточивого Афонского (ч.1, гл.6): «С этою целью злые духи искусно льстят праведнику, начиная велиим гласом восхвалять его (когда все попытки иначе запнуть праведника окажутся безуспешными); бесы говорят: «Победила ты нас, о душа; праведностию твоею в конец низложила нас; боролись мы с тьмами душ, одолели их, обладаем ими; вступили мы и с тобою в борьбу, чтобы завладеть тобою, как завладели теми душами; но не успели и начала положить, как ты уже одолела нас, взошла на высшую степень праведности; ныне мы не можем больше бороться с тобой, ибо теперь Праведник держит тебя на руках Своих с праведностью твоею, а посему мы бежим от тебя, продолжай восходить беспрепятственно, ибо никто не в силах помешать твоему восхождению в добродетели, ты окрепла в добродетелях, как никто другой. Никто другой не совершал такого пощения, какое ты совершала и совершаешь; никто не имел такого смирения, какое ты имела и имеешь; за это Бог даровал тебе разум и мудрость, чтобы ты поучала погибающие души душевному спасению и тем отвращала бы их от погибели, избавляла от кары. Радуйся, о, душа! Радость тебе (сугубая), ибо ты не только свою душу спасла, но еще и другие многие души спасешь славою твоих добродетелей; слава о тебе разгласилась до концов вселенной, и призывающие имя твое тотчас исцеляются от всякой болезни и всякой немощи. Отныне не подвизайся больше о своем спасении, ибо душа твоя стала господствовать над страстями, ибо Бог держит ее на руках Своих; ничто для нее больше не опасно…».
Но есть примеры и когда враг подстраивается под голос Бога или является в образе Бога или ангелов и хвалит человека (подобные примеры будет приведены в разделе о видениях). Но мы уже говорили в теме об откровениях о том, что Господь не хвалит человека, а утешает, вразумляет, увещевает, просвещает, посылает скорби и т.д., т.к. знает, что человек легко принимает похвалу о себе.
Феофан Затворник (Письма, п.793): «Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие – злые чувства, проводники к тщеславию и гордости. Боже упаси!».
И поэтому Господь даже святым посылает страдания для еще большего смирения, а тем более нам грешным.
Как необходимо бороться с такими мыслями?
Макарий Египетский (Семь слов, сл.6): «…все доброе приписывай Господу, а худое своей немощи».
Иоанн Лествичник (Лествица, гл.22): «Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу».
Иоанн Лествичник (Лествица, гл.25): «К одному из рассудительнейших братий бесы приступили очевидно и ублажали его. Но сей премудрый сказал им: «если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то, из отшествия вашего, я заключил бы, что я велик; если же не перестанете похвалять меня, то из похвалы вашей вижу мою нечистоту; «ибо нечист пред Господем всяк высокосердый» (Притч. 16, 5). Итак, или отойдите, чтобы я почел себя за великого человека; или хвалите, и я, посредством вас, приобрету больше смирения”. Сим обоюдным изречением они так были поражены, что тотчас же исчезли».
Но хотим предупредить, что отвечать бесам могут только подвижники, и в таких примерах нам важно увидеть то, как необходимо верно думать о себе и о страстях, а мы же, грешные, можем не принимать таких мыслей и молиться Господу об избавлении. Более подробно о тщеславных помыслах мы поговорим в беседах о страсти тщеславия.