Нечувствие, как нападение врага

Иногда нечувствие происходит от беса нечувствительности.

Евагрий (О помыслах): «Стоит ли что-нибудь говорить о бесе, делающем душу нечувствительной? Что касается меня, то я боюсь даже писать о нем, (то есть писать о том), как душа во время прихода его удаляется от (мирного) своего состояния, совлекает с себя страх Божий и благоговение, грех не считает грехом, а беззаконие — беззаконием, вспоминает о наказании и вечном Суде, только как о пустом слове, и «ругает же ся трусу огненосному» (Иов.41,21). Конечно, (такая душа) исповедует Бога, но повелений Его не знает. Бьешь себя в грудь, когда она движется ко греху, но она (ничего) не чувствует; говоришь от Писаний, а она, целиком окаменев, (ничего) не слышит; представляешь ей поношение от людей, а она ни во что ставит срам перед братиями. (Вообще, такая душа ничего) не воспринимает подобно свинье, которая, закрыв глаза, ломает ограду свою. Этого беса приводят (с собой) задержавшиеся (в душе) помыслы тщеславия; и о нем (сказано): «Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф.24,22). (Таковой бес часто) бывает у тех, кто редко встречается с братиями, и причина этого очевидна, ибо при виде несчастий других либо угнетаемых болезнями, либо попавших в тюрьму, либо пораженных внезапной смертью, этот бес пускается в бегство, поскольку душа, постепенно приходя в сокрушение и (преисполняясь) сочувствием, освобождается от окамененного бесчувствия, возникшего под влиянием беса… Изгонять именно этого беса особенно повелевает в Евангелиях Господь, предписывая навещать больных и посещать находящихся в темнице: «Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25, 36). Кроме того, следует знать, что если кто-нибудь из отшельников, попав (в руки) этого беса, не принял блудных помыслов или не оставил (своего) жилища вследствие уныния, это значит, что он принял нисшедшие (к нему) с небес целомудрие и терпение. Блажен он, (сподобившись) такого бесстрастия. Что же касается тех, которые, дав (иноческий) обет, предпочитают, вместо (строгого) благочестия, жить с мирскими (людьми), то пусть они остерегаются этого беса. А что до меня, то (при желании) говорить или писать об этом бесе что-нибудь еще меня охватывает стыд перед людьми».

Феофан Затворник (Толкование на Пс.118, ст.18): «Особый вид ослепления духовного временного есть «забвение». Святой Марк Подвижник часто горько жалуется на этого врага и других предостерегает от его козней. Приходит враг и уносит из внимания спасительные, возбудительные и остерегательные помышления; забывает человек, что он, куда идет, что его ожидает, кому работает, под чьим взором живет и действует, и по причине такого забвения начинает действовать, как несмысленное, резвое дитя. Не всегда это сопровождается большими ошибками, но всегда от этого падает внутренняя энергия и расстроивается весь строй духовный».

Иногда происходит духовное охлаждение и нечувствие как обучительные действия благодати Божией, а за ними может происходить вражье нападение.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.2,гл.7): «...охлаждение происходит от обучительного отступления благодати Божией, причиною тому служишь ты сам: ибо благодать Божия, хотя отступает сама, но отступает, смотря на тебя…. Случается иной раз, что, тогда как душа томится в таком охлаждении, таком безвкусии ко всему духовному, враг нападает сильнее, воздвигая дурные помыслы, срамные движения и прельстительные сновидения. Цель у него та, чтоб, вдавшись в нечаяние от чувства оставления Божия, человек опустил руки и склонился на что-либо страстное, ибо после сего ему уже легко увлечь его опять в водоворот греховной жизни. Зная сие, стой твердо. Пусть бушуют волны греховные окрест сердца; но пока есть у тебя нехотение греха и желание пребывать верным Богу, кораблик твой цел. Благодать Божия отняла у тебя свои утешения, но она близ есть и назирает и не оставит тебя без помощи, пока произволение твое стоит на стороне добра. Стой же твердо, воодушевляясь уверенностию, что буря эта скоро пройдет, а вместе с нею прекратится и сухость твоя. Верь, что сие попущено тебе на добро тебе: ибо, перетерпев это время искушения, выйдешь из него с большим узнанием своей немощи, с бо'льшим смирением и бо'льшею уверенностию во всегда готовой тебе помощи Божией».

Отцы также называют способы брани с нечувствием.

Феодор Студит (Добротолюбие, т.4, гл.293): «К преодолению... брани (с демоном) ничто так не сильно, как молитва, слезы и сокрушение сердца».

Григорий Синаит (Добротолюбие, т.5, Наставления безмолвствующим, ст.7): «...Диавол, когда увидит кого, в плаче живущего, то не замедляет там, боясь смирения, порождаемого плачем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: