Визуально-оптические приборы

Для визуально-оптического наблюдения применяются опти­ческие приборы, увеличивающие размеры изображения на сет­чатке глаза. В результате этого повышается дальность наблюде­ния, вероятность обнаружения и распознавания мелких объектов. К визуально-оптическим приборам относятся бинокли, монокуля­ры, подзорные трубы, специальные телескопы. Для наблюдения за объектами наиболее распространены бинокли. Бинокль (от лат. bini —пара и oculus — глаз) — оптический прибор из двух парал­лельно соединенных между собой зрительных труб. В зависимости от оптической схемы зрительной трубы бинокли разделяются на обыкновенные (галилеевские) и призменные.

Зрительная труба призменного бинокля состоит из объектива, обращенного в сторону объекта наблюдения, системы призм, изме­няющих направление распространения оптических лучей внутри бинокля и оборачивающих изображение, а также окуляра — объ­ектива, обращенного к зрачку глаза. В обыкновенном бинокле при­змы отсутствуют, оптические оси объектива и окуляра трубы сов­падают, а расстояние между центрами объективов и центрами оку­ляров зрительных труб одинаковое и равно 65 мм — среднему рас­стоянию между зрачками глаз наблюдателя. Бинокли этого типа просты по устройству, обладают высокой светосилой, однако име­ют малое поле зрения и не позволяют устанавливать углоизмерительную сетку в плоскости изображения. Наиболее распростране­ны призменные бинокли. Они обладают сравнительно большим полем зрения и повышенной стереоскопичностью за счет увеличе­ния расстояния между центрами объективов труб. В призменных даиноклях устанавливают углоизмерительную сетку в фокаль­ной плоскости окуляра. Зрительные трубы у призменных биноклей шарнирно закреплены на общей оси, что позволяет подбирать расстояние между окулярами по базе глаз наблюдателя (от 54 до»4 мм). Объективы и призмы оборачивающей системы закреплены в зрительных трубах неподвижно, а окуляры могут выдвигать-1ся для обеспечения резкости изображения. Для этого на окулярных трубах наносятся диоптрийные шкалы.

Современные бинокли имеют большие коэффициенты (кратности) увеличения. Например, увеличение бинокля Б-15 равно 15, а угол поля зрения — 4 град. Бинокль «Марк-1610» (США) имеет кратность увеличения 10 и 20 при угле зрения 5 и 2,5 град, соот­ветственно.

При достаточно большом увеличении визуально-оптическо­го прибора его угол зрения становится столь малым, что трудно из-за естественного дрожания рук (тремора) удерживать изобра­жение наблюдаемого объекта в поле зрения прибора. Для стаби­лизации изображения визуально-оптические приборы устанавли­вают на штативе или треноге. В более дорогих приборах обеспе­чивают стабилизацию изображения при наблюдении с рук или с движущегося транспорта. Например, бинокль со стабилизацией изображения БС 16 х 40 имеет кратность увеличения 16, размеры 240 х 195 х 100 мм и вес не более 2,2 кг.

Чтобы улучшить наблюдение в тумане, при ярком солнечном освещении или зимой на фоне снега, на окуляры бинокля надева­ются желто-зеленые светофильтры. В некоторых биноклях для об­наружения активных инфракрасных приборов ночью применяют специальный экран, чувствительный к инфракрасным лучам.

В последнее время применяются так называемые панкратические бинокли, плавно изменяющие увеличение в значительных пределах (с 4 до 20 и более). При этом в обратно пропорциональной зависимости изменяется величина угла поля зрения. Такие бинокли наиболее удобны для наблюдения, так как позволяют производить поиск объектов при большом угле поля зрения, но малом увеличе­нии, а изучение объекта — при большом увеличении. Например, панкратический бинокль фирмы Tasko (США) имеет увеличение 8-15, угол зрения 6,0-3,6 градусов и диаметр входного зрачка 5-2,3 мм. У панкратических зрительных труб увеличение может из­меняться в еще больших пределах. Например, кратность увеличе­ния зрительной трубы фирмы Swiff (Великобритания) составляет 6-30 при угле зрения 7,5-1,3 градусов.

Для скрытного наблюдения удаленных объектов применя­ют подзорные трубы и специальные телескопы, имеющие объ­ективы с большим фокусным расстоянием. Например, телескоп РК 6500 при фокусном расстоянии 3900 мм и диаметре входной апертуры 350 мм позволяет опознать автомобиль на удалении до 10 км. Однако телескоп имеет сравнительно большие размеры 460 х 560 х 1120 мм, вес 54 кг и устанавливается на специальном штативе с электроприводом.

На базе волоконно-оптических световодов созданы разнообраз­ные типы технических эндоскопов для наблюдения через малые отверстия диаметром 4-10 мм. Технический эндоскоп представля­ет собой устройство для осмотра закрытых полостей и состоит из окулярной, основной и дистальной частей. Дистальная и основная части погружаются через отверстие или щель в закрытую от пря­мого наблюдения полость. Диаметр и длина погружаемой части эн­доскопа составляют 7-10 мм и 1-2 м соответственно. Конструкция технического эндоскопа позволяет управлять поворотом дисталь­ной части кабеля в горизонтальной и вертикальной плоскостях до ±90°. Угол поля зрения объектива дистальной части составля­ет 40-60°. Основная часть представляет собой жесткий, полужес­ткий или гибкий волоконно-оптический кабель. Наблюдение про­изводится через окулярную часть. Система фокусирования объек­тивов обеспечивает наблюдение резкого изображения объектов на удалении от 1 мм до более 5 м. Разрешающая способность техни­ческого эндоскопа — 5-17 лин/мм. Для освещения наблюдаемого пространства эндоскоп содержит осветительный жгут с галоген­ной лампой мощностью 20-150 Вт на конце, погружаемый с основ­ной частью в закрытую полость и создающий в ней освещенность до 2000 лк.

Фото- и киноаппараты

Визуально-оптическое наблюдение, использующее такой со­вершенный оптический прибор, как глаз, является одним из на­иболее эффективных способов добывания, прежде всего, информа­ции о видовых признаках. Однако оно не позволяет регистрировать изображение для последующего изучения или документирования результатов наблюдения. Для этих целей применяют фотографиро­вание и киносъемку с помощью фото- и киноаппаратов.

Традиционный фотографический аппарат представляет со­бой оптико-механический прибор для получения оптического изображения фотографируемого объекта на светочувствительном слое фотоматериала.

Все фотоаппараты состоят из светонепроницаемого корпуса с закрепленным на его передней стенке объективом, устройства для размещения или фиксации (транспортировки) светочувствительно­го материала, расположенного у задней стенки корпуса, и затвора.

Так как светочувствительный материал обеспечивает получе­ние качественной фотографии при строго дозированной световой энергии, проецируемой на светочувствительный материал, то за­твор пропускает в течение определенного времени (времени экспо­зиции, или выдержки) световой поток от фотографируемого объ­екта.

Указанные части фотоаппарата являются основными. По мере конструктивного развития фотоаппарат «обрастал» различными узлами и механизмами, которые облегчали и автоматизировали процесс съемки, позволяли расширить возможности применения фотоаппарата, улучшить его технические параметры. Эти узлы и механизмы называют вспомогательными. К ним относятся:

•видоискатель для определения границ поля изображения;

•фокусировочный механизм для совмещения фокальной плос­кости объектива с плоскостью расположения светочувствитель­ного материала;

•механизм, транспортирующий фотопленку на один кадр и уста­навливающий ее точно против кадрового окна фотоаппарата;

•экспонометрический узел, предназначенный для определения экспозиционных параметров (выдержки и диафрагмы) в соот­ветствии со светочувствительностью используемого фотомате­риала и яркостью объекта;

•устройство искусственного освещения объекта съемки (фото вспышка).

Профессиональные фотоаппараты известных фирм (Nicon, Canon, Зенит, Коёак, Olympus, Contax, Pentax и др.) представляют собой сложнейшие оптико-электромеханические устройства, авто­матически наводящиеся на «резкость» и учитывающие все измене­ния в освещенности объекта во время фотосъемки.

Размер используемого в них светочувствительных материа­лов положен в основу условного деления всех фотоаппаратов на не­сколько групп. По этому признаку (по размерам получаемых не­гативов) выделяют пять групп: микроформатные, полуформатные (мелкоформатные), мало-, средне- и крупноформатные.

фотоаппараты применяют различные типы светочувствительных материалов: фотопластинки, плоские и рулонные фотопленки.

Другим важным признаком классификации является назначе­ние фотоаппарата. По этому признаку они делятся на общие и спе­циальные.

От способов обеспечения резкого изображения на светочувст­вительном материале (наводки на резкость) зависит конструктив­ное решение почти всего фотоаппарата. По этому признаку фото­аппараты можно разделить на следующие группы:

- с неподвижным жестко встроенным объективом, сфокусиро­ванным на гиперфокальное расстояние (до передней границы резко изображаемого пространства);

- с наводкой по монокулярному дальномерному устройству, меха­нически связанному с объективом фотоаппарата; с наводкой на резкость по изображению на экране фотоаппарата (у так называемых зеркальных, или SLR-фотоаппаратов); автофокусирующие (с устройством автоматической фокусиров­ки).

Устройства автоматической фокусировки изображения делят на активные (ультразвуковые, инфракрасные) и пассивные (скани­рующие изображение, дальномерные, измеряющие контраст изоб­ражения). Исполнительным элементом устройства автофокуса яв­ляется электродвигатель, который, перемещая объектив вдоль его оси, производит наводку на резкость.

По технической оснащенности фотоаппараты можно разде­лить на простые, средние и высокие.

По показателям оснащенности фотоаппарата встроенными эк­спонометрами, а также по степени автоматизации установки экспо­зиционных параметров фотоаппараты делят на три группы: с руч­ной установкой, с полуавтоматической и с автоматической уста­новкой экспозиции.

Повышение технической оснащенности расширяет возмож­ности фотоаппаратов, но усложняет возможность их миниатюри­зации.

Микроформатные фотоаппараты имеют более простую конст­рукцию и заряжаются узкой пленкой шириной 8-16 мм. Одна из особенностей ряда ранних микроформатных фотоаппаратов -горизонтальная компоновка аппарата с объективом, утопленным в корпусе. Корпус таких моделей состоит из двух частей, одна из которых подвижная. Перед съемкой фотоаппарат телескопически раздвигается, открывая объектив и видоискатель. Одновременно производится транспортирование пленки и взвод затвора. Таким образом, выдвижная часть корпуса является одновременно защит­ным кожухом, рычагом взвода и протяжки пленки для следующего кадра («Минокс», «Агфаматик-4008», «Киев-30»).

Более новые модели имеют традиционную форму. Например, фотоаппарат «МФ-1» (Красногорский завод) представляет по­луавтомат с пружинным приводом, имеет светосильный объек­тив с F2.8, размер кадра 18 х 24 мм. Конструкция фотоаппара­та предполагает дистанционное управление, а пружинный при­вод дает возможность работать в любых климатических услови­ях. Недостаток— относительно большой шум при перемотке. Фотоаппарат «Robot-SC Electronic» менее шумный и при неболь­ших габаритах работает с использованием стандартной пленки 35 мм. Для копирования документов наряду с мини- и микрофор­матными фотоаппаратами применяют специальные фотоаппара­ты. Например, копировальный фотоаппарат РК 320 состоит из зер­кального аппарата, откидной стойки, источника освещения из двух ламп по 10 Вт, блока питания от батареи (8 х 1,5 В) и сети 220 В, а также из держателя документа. Устройство позволяет фотографи­ровать документы размером А4-А6, размещается в портфеле-дип­ломате и весит 3,5 кг.

Возможности добывания информации путем фотографирова­ния определяются как параметрами фотоаппаратов, так характерис­тиками (спектральным диапазоном, чувствительностью, разрешаю­щей способностью) светочувствительных материалов, на которые проецируется объективом изображение наблюдаемого объекта.

Светочувствительные материалы (фото- и кинопленка, фо­топластины, фотобумага) представляют собой подложку (прозрач­ную целлулоидную пленку, стеклянную пластину и плотную бу­магу), на которую наносится тонкий слой из смеси желатина и све­точувствительных веществ. Этот тонкий, сравнительно твердый и гибкий слой называется эмульсией. В качестве светочувствительных веществ наиболее широко применяются кристаллы галогени­да серебра (AgBr, AgCl, AgJ). Галоидное серебро является непос­редственным приемником световых лучей. Поэтому от особеннос­тей строения, размеров, количества и пространственного распре­деления в слое зерен галоидного серебра существенно зависит ка­чество получаемого изображения.

В момент экспонирования под действием квантов света в микрокристаллах галогенида серебра происходит образование метал­лического серебра, которое осаждается на центрах светочувстви­тельности (центрах скрытого изображения), увеличивая их размер. Таким образом, в результате фотографирования в светочувстви­тельном слое возникает скрытое изображение. Для превращения его в видимое изображение необходима химическая обработка све­точувствительного слоя, включающая проявление, фиксирование, промывку и сушку.

При проявлении химические вещества проявителя восстанав­ливают экспонированные микрокристаллы галогенидов серебра до металлического серебра, в результате чего скрытое изображение становится видимым.

Микрокристаллы, не подвергшиеся действию света, остают­ся в светочувствительном слое. Для удаления из эмульсионного слоя неэкспонированных и, соответственно, не восстановленных в процессе проявления кристаллов галогенида серебра производит­ся фиксирование, в ходе которого галогенид серебра под действи­ем соответствующих химических веществ превращается в несветочувствительное легко растворимое соединение.

После промывки с целью удаления из светочувствительного слоя продуктов реакции проявления и фиксирования и последую­щей сушки получается негативное изображение.

В негативном изображении степень почернения его элемента пропорциональна яркости исходного изображения на светочувс­твительном слое. Для получения позитивного (прямого) изображе­ния необходимо провести позитивный процесс, включающий фо­топечать, проявление, фиксирование и сушку. Позитивная фотопе­чать проводится путем экспонирования фотоматериала через нега­тив. При проявлении позитивного фотоматериала на нем получает­ся изображение, обратное по яркости изображению негатива.

Так как энергия фотонов снижается с увеличением длины вол­ны, то для формирования требуемого спектрального диапазона светочувствительного материала в слой вводят добавки-сенсиби­лизаторы. Черно-белые фотопленки по спектральной чувствитель­ности делятся на категории, указанные в табл. 16.1.

Таблица 16.1    
Спектральная характеристика пленки Зона сенсибили­зации, мкм Зона спектра, к которой чувствительна пленка
Несенсибилизированная До 0,50 Ультрафиолетовая, фиоле­товая, синяя
Ортохроматическая 0,58 Зеленая, желтая
Изоортохроматическая 0,60 Синяя, желтая, зеленая
Изохроматическая 0,64 Синяя, зеленая, оранже­вая, оранжево-красная
Панхроматическая 0,68-0,70 Синяя, зеленая, красная
Изопанхроматическая 0,70 Синяя, зеленая, красная
Инфрахроматическая 0,90 Инфракрасная

В настоящее время широко применяется, в особенности из космоса, «многозональная съемка», которая предусматривает од­новременное (синхронное) фотографирование одного и того же участка земной поверхности или объекта в различных (обычно 4-6) узких (0,04-0,10 мкм) зонах спектра на фотопленки с различ­ными спектральными характеристиками. Информативность мно­гозональных снимков зависит от информативности зон спектра, в которых производят съемку. Но в любом случае она выше, чем чер­но-белых фотографий.

В современных способах цветной фотосъемки используются многослойные фотоматериалы, имеющие на одной подложке три эмульсионные слоя. Каждый из слоев чувствителен к лучам одно­го из основных цветов: синего, зеленого и красного. При съемке в каждом из трех эмульсионных слоев образуется скрытое изобра­жение. Фотохимическая обработка цветных материалов сложнее, чем черно-белых, и состоит из следующих операций: проявление, отбеливание, фиксирование, промывка, сушка и ряда промежу­точных операций, способствующих повышению качества цветно­го изображения. Отбеливание, отсутствующее при обработке черно-белых материалов, предназначено для перевода металлическо­го серебра, снижающего яркость красителей слоев, в его комплек­сную соль.

Многослойные цветные фотопленки существенно уступают черно-белым по разрешающей способности, что усугубляется так­же значительным влиянием воздушной дымки в атмосфере на кон­траст изображения в сине-фиолетовой зоне спектра. Но благодаря цвету цветные фотографии имеют высокую информативность.

В интересах разведки более распространена фотосъемка на ос­нове спектрозональных аэрофотопленок, имеющих 2-3 эмульси­онных светочувствительных слоя. В отличие от цветных пленок, ' к которым предъявляются требования по идентичности в калори­метрическом отношении изображения и оригинала, на спектрозо­нальных аэрофотопленках объекты отображаются в условных цве­тах, не соответствующих привычному цвету объектов.

Технология съемки и фотохимической обработки спектрозональной пленки не отличается от цветной. Но информативность спектрозональных снимков значительно выше, чем цветных, по следующим причинам:

- используются наиболее информативные с точки зрения возмож­ностей обнаружения и распознавания объектов зоны спектра;

- зоны смещены в область больших значений длин волн, вследс­твие чего уменьшается отрицательное влияние воздушной дым­ки на контраст оптического изображения;

- двухслойные спектрозональные аэрофотопленки имеют более высокую (примерно в 2 раза) разрешающую способность, чем многослойные цветные пленки.

Чувствительность фотоматериалов измеряется в условных единицах ISO (ранее в ед. ГОСТа), в США и многих других стра­нах — в единицах ASA, в Германии — в DINax. Перерасчет еди­ниц светочувствительности, определенных по разным сенситомет­рическим системам, сложен, так как в каждой системе использу­ются разные критерии светочувствительности. Система ISO прак­тически идентична системе ASA. В единицах DIN чувствитель­ность приблизительно равна увеличенному на 1 десятикратному значению десятичного логарифма значений светочувствительнос­ти в единицах ISO. Например, широко применяемая для бытовой съемки пленка имеет чувствительность 100, 200 и 400 ед. ISO со­ответствует чувствительности 21, 24 и 27 ед. DIN соответствен­но. В зависимости от назначения чувствительность фотоматериа­лов колеблется в широком диапазоне — от единичных значений до тысяч. Фирма «Кодак» выпускает специальную фотопленку, значе­ния чувствительности которой достигают 10 тысяч единиц. Такая пленка позволяет проводить фотосъемку при освещенности, оце­ниваемой человеком как темнота. Однако она требует специальной обработки за 10-12 часов перед фотосъемкой. Разработана монохроматическая пленка переменной чувствительности, величина которой зависит от длительности ее проявления.

Разрешающая способность фотографических материа­лов, так же как объективов, оценивается числом различимых ли­ний на один мм. Способность фотоматериала раздельно с задан­ным контрастом воспроизводить мелкие близко расположенные детали изображения определяется его структурными свойствами. Зернистая структура фотографической эмульсии вызывает рассея­ние света в слое при экспонировании и ограничивает возможность воспроизведения мелких деталей и резкость изображения. Причем чем выше чувствительность фотоматериала, тем больше зернис­тость эмульсии. Разрешающая способность фотопленок в зависи­мости от решаемых задач колеблется в широких пределах: от 80-100 лин/мм для любительской фотографии до единиц тысяч лин/мм для специальной фотосъемки малоподвижных и неподвижных объектов (в голографии, астрономии, микроэлектронике, полигра­фии). Например, для получения высококачественных голографических изображений разрешающая способность пленок должна со­ставлять около 5000 лин/мм. Разрешающая способность аэрофотопленки представляет собой компромисс между ее чувствитель­ностью и четкостью изображения — 100-400 лин/мм. Высокая чувствительность аэрофотопленок необходима для уменьшения влияния так называемого «скоростного смаза», вызванного дви­жением фотоаппарата со скоростью полета самолета относитель­но объекта съемки. Это явление приводит к размазыванию границ между двумя соседними градациями яркости и снижению в целом четкости изображения. Чем выше чувствительность пленки, тем меньше необходимое время экспонирования (выдержки) и меньше влияние «скоростного смаза».

С начала 90-х годов на основе достижений микроэлектроники развивается принципиально новое направление — цифровое фо­тографирование. Цифровой фотоаппарат представляет собой ма­логабаритную камеру на ПЗС-матрице, электрические сигналы с выхода которой записываются не на магнитную ленту, как в ви­деокамере, а преобразуются в цифровой вид и запоминаются по­лупроводниковой памятью фотоаппарата в виде специальных карт (CompastFlash, SmartMedia Card, MultiMedia).

Цифровой электронный фотоаппарат, обладая возможностями классического электромеханического фотоаппарата, предоставляет пользователю дополнительные функции, которые существенно по­вышают оперативность фотографии. К ним относятся: возможность съемки в непрерывном режиме с частотой 5-15 кадров/с, запись тек­стовых и звуковых комментариев, даты и времени фотосъемки, про­смотр изображений в процессе и после съемки на поворачивающем­ся экране (LCD-панели размером 4-5 см), отображение текущих па­раметров съемки (числа отснятых кадров, объем свободной памяти, текущий режим компрессии) и др. Предусмотрены различные ре­жимы просмотра кадров и стирание не понравившихся, печатание выбранных на фотопринтере. Цифровой фотоаппарат может иметь стандартный интерфейс для просмотра изображения на экране те­левизора, записи на видеомагнитофон или печати на принтере.

Цифровой фотоаппарат также сопрягается с ПЭВМ. Отснятое изображение может отображаться на экране монитора, редактиро­ваться с помощью графических редакторов, выводиться на печать, передаваться по сети.

Разрешение изображения цифрового фотоаппарата опреде­ляется разрешением его светоэлектрического преобразователя и составляет миллионы пикселей. Но с увеличением разрешения уменьшается при ограниченном объеме памяти количество кадров фотосъемки. Компромисс между разрешением и количеством кад­ров достигается введением возможности изменения оператором по­казателей разрешения запоминаемого кадра. С дополнительной па­мятью количество отснятых кадров может быть очень большим — сотни и в будущем тысячи.

Разрешение цифровых фотоаппаратов приближается к разре­шению фотоаппаратов широкого применения, но уступает разре­шению специальных фотопленок. Легко рассчитать, что кадр фотопленки стандартного размера 24 х 36 мм и разрешением 100 лин/мм содержит более 8,5 млн пикселей. Но для фотопленки с разреше­нием 500 лин/мм количество пикселей кадра возрастает до чрез-(вычайно большой величины — более 200 млн. Однако отсутствие у цифровых фотоаппаратов необходимости в химической обработ­ке светочувствительных материалов, большая оперативность про­смотра изображений в ходе фотосъемки и гибкость редактирова­ния изображений на ПЭВМ делают их привлекательными не толь­ко для бытовой фотосъемки, но и для разведки. Учитывая перспек­тивы миниатюризации радиоэлектронных элементов, прежде все­го «памяти», и повышения разрешения ПЗС, у цифровых фотоап­паратов большое будущее.

Основными техническими характеристиками фотоаппаратов, влияющими на их возможности по скрытому фотографированию, являются:

• диапазон длин волн, формирующих видимое изображение;

• чувствительность;

• разрешающая способность;

• масса и размеры;

• бесшумность в работе.

Если диапазон длин волн определяется спектральной характе­ристикой светочувствительного элемента, то разрешение фотопри­емника зависит как от разрешения светочувствительного элемента R, так и разрешения объектива Ro. Из-за многочисленных погреш­ностей (аберраций) линзы обеспечить высокое разрешение объек­тива сложнее, чем светочувствительного элемента. Разрешающая способность типовых объективов любительских фотоаппаратов составляет около 50 лин/мм. Объективы профессиональных фо­тоаппаратов с более высоким разрешением представляют собой сложные оптические системы, стоимость которых выше, чем сто­имость остальной части фотоаппарата. Разрешающая способность пары «объектив-фотопленка» Rоф опоеделяетгя по простой формуле:

Rоф = (Rф -Rо) / (Rф +Rо)

Информация о движущихся объектах добывается путем кино-и видеосъемки с помощью киноаппаратов и видеокамер. При ки­носъемке изображение фиксируется на светочувствительной кино­пленке, при видеозаписи— на магнитной пленке или в полупро­водниковой памяти.

Под киносъемкой понимают процесс фиксации серии последо­вательных изображений (кадров) объекта наблюдения через задан­ные промежутки времени, определяемые частотой кадров в секун­ду. Каждый кадр кинофильма содержит изображение объекта в мо­мент съемки. Число кадров колеблется от единиц кадров в минуту и даже часов для съемки медленно текущих процессов до сотен ты­сяч в секунду — для сверхскоростной специальной съемки, напри­мер для наблюдения электрического разряда или полета пули.

Устройство кинокамеры близко к устройству фотоаппарата с той принципиальной разницей, что в процессе киносъемки плен­ка скачкообразно продвигается с помощью грейферного механизма перед кинообъективом на один кадр. Закрытие объектива на вре­мя продвижения кинопленки осуществляется заслонкой (обтюра­тором), вращение которой перед объективом синхронизировано с работой грейфера. Киносъемка движущихся людей производится на 8- и 16-мм пленку с частотой 16-32 кадра в секунду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: