Не везде означает одно и то же

«Компьютеризировать школу» не означает одно и то же для всех и каждого, и это порождает споры и питает страхи. На уроках, связанных с наукой и технологиями, компьютер прежде всего является инструментом, которым нужно научиться владеть. Всякий ученик, получивший неполное среднее образование, бойко стучит по клавиатуре. Но PC суть еще и инструмент педагогического свойства: снабженный сидиромом (или подключенный к Интернету), он заменяет учебник, тетрадь, диапозитивы, энциклопедию. Третья возможность заключается в том, что комп — это прекрасная замена учителя, например, в изучении языков: в лаборатории эта машина играет роль репетитора. И эта ситуация более удобна для ученика, поскольку машина не «судит» и повторяет столько раз, сколько нужно, приспосабливаясь к ритму человека.

К такому применению компьютера все давно привыкли. В остальном речь идет лишь об опытах, вроде цифровой таблицы — мы к ней еще вернемся — и «электронного портфеля». Часто приходится слышать, что все ученики завтрашнего дня будут экипированы «цифровым портфелем», как это происходит сегодня с несколькими тысячами детей. Загвоздка в том, что этот портфель кардинально отличается в зависимости от того, где ходят в школу эти дети — в Ландах, на севере Франции или в Пуату! Широкой публике известен лишь электронный портфель Vivendi или, скорее, двух его прежних филиалов Nathan и Bordas. Этот опыт, запущенный в августе 2000 года во время летнего университета по коммуникациям в Уртене, был широко разрекламирован, хотя и не стал самым убедительным. Изначально этот электронный портфель, протестированный главным образом в коллеже Жолио-Кюри в Вивонне, близ Пуатье, представлял собой простую информационную таблетку, снабженную стилусом. Она содержала два электронных учебника


Дети процессора

и несколько программ. Но этот школьный кит страдал от отсутствия клавиатуры и на второй фазе эксперимента был заменен настоящим ноутбуком. Энтузиазм детей, абсолютный в первом триместре, несколько поугас во втором; в третьем большинство жаловались на вес устройства, который добавлялся к тяжести классических учебников. Не говоря уже о технических проблемах: количество возвратов ноутбуков, выданных ученикам, колебалось от 30 до 40%, согласно информации министра школьного образования Ксавье Даркоса. Добрый старый учебник, он редко выходит из строя...

Откровенно говоря, проблему представляет именно сам принцип присутствия экрана на письменном столе в классе. Поскольку лекция трансформируется в мастер-класс, что вовсе не подходит каждой дисциплине. Один из специалистов, которым было поручено наблюдать за экспериментом, признался в своей настороженности: «Ученик вынужден болтаться между преподавателем и экраном. Он не знает, куда смотреть, что слушать, куда девать руки. Как если бы его на постоянной основе нагрузили еще одним курсом, параллельным тому, что читает учитель». Другое неудобство заключается в том, что электронный портфель отнюдь не благоприятствует развитию детской памяти. «Экран амнезичен: когда вы читаете что-то на книжных страницах, вы вспоминаете о том, что читали, а также и о месте, в котором вы это читали. Тогда как в компьютере информация просто проходит, ее без конца сменяет другая и все это в одном и том же месте». На деле ребенок в гораздо большей степени учится владеть компьютером, нежели воспринимает предмет школьной программы! Вплоть до того, что некоторые ученики не замедлили снабдить свои компьютеры игровыми программами и тихонько предавались любимому развлечению прямо под носом учителя. Заключение эксперта: «Электронный портфель менее эффективен, чем книга. Он затрудняет отношения между учеником и преподавателем вместо того, чтобы облегчить их. Технически это движение вперед, но в педагогическом смысле налицо явное отставание».


_____________________________________6. Отстающие кибершколы

Министр национального образования Люк Ферри, который приоритет в своей работе отдает борьбе с неграмотностью, разумеется, держит в памяти этот опыт, когда говорит о новых технологиях в школе, нимало не колеблясь в выборе слов: «Очень соблазнительно, но абсолютно непригодно в педагогическом плане»1. Один из его предшественников, Джек Ланг, которому мы также задавали вопросы по этому поводу, был менее категоричен: «Я отношусь к поколению, которое считает, что человеческие отношения первостепенны и что никакая машина не сможет заменить учителя. Именно он придает смысл вещам. Тем не менее компьютер может принести свою пользу в школе: давно известно, что он чрезвычайно эффективен в изучении языков — его система автоматического исправления ошибок помогает избавить ребенка от чувства вины; Интернет также представляет собой очень практичный источник дополнительной информации; не говоря уже об открытости духа, которую он делает возможной, ибо подключение к Сети позволяет отправиться на открытие новых миров, установить связи с учениками из других стран»2. Самому «продвинутому» из министров оставалось только напомнить нам, что именно в его времена в школе, в коллеже и теперь в лицее был введен «диплом по информатике и Интернету» (B2i), нечто вроде диплома навигатора, который представляет собой некий стимул к использованию новых технологий в учебных классах. «Он предназначен для того, чтобы научить детей цивилизованному использованию Интернета, — объясняет Клара Данон, — мы должны научить их проявлять свою независимость и критическое отношение к машине и содержанию Интернета». Иначе говоря, защищаться от его опасностей. А также этике работы в Сети: родители учеников из Булонь-Бий-анкур еще помнят о скандале, разразившемся в 1999 году,

1 Речь во время дебатов «Directs НЕС — Le Point», опубликованных в Le Point 29 ноября 2002 года.

2 Беседа с Кристин Керделлан 9 декабря 2002 года.


Дети процессора

когда шайка лицеистов-компьютерщиков создала сайт, чтобы открыто издеваться над одним из своих товарищей и своей преподавательницей...

Существуют и другие опыты «электронного портфеля», причем некоторые были запущены еще в начале 90-х3. Их определения очень различны, даже противоречивы. Но речь неизменно идет либо о вспомогательном мобильном материале, которым снабжен и ученик и учитель (портативный компьютер, электронная доска, интерактивный учебник), либо о концепции, не связанной с физическим носителем, о некоем цифровом пространстве, содержащем программы, пространства для их хранения, инструментарий для коллективной работы, доступный преподавателям, ученикам и родителям в классе или вне его. Единственное общее место: электронный портфель устанавливает связь между школой и домом, поскольку им можно пользоваться в обоих местах. Другое основное общее место: «виртуальный портфель» позволяет переходить от коллективного пользования компьютером к индивидуальному.

Конкретно? Завтра больной ученик сможет поддерживать связь с классом. Ученик с проблемами в учебе сможет воспользоваться опекой на расстоянии настоящего преподавателя либо виртуального репетитора. Электронный портфель, который представляет собой не что иное, как интернет-сайт, которым каждый может

3 Можно назвать некоторые учреждения-пионеры: в 1991-м один лицей в Марселе и один коллеж в Монморийоне экипировали своих учеников и преподавателей ноутбуками, снабженными словарями, корректорами, языковыми сидиромами и т. д. по призыву министерства образования. В то же самое время «киберлицей» Шарль де Голль в Мюре становится «первым коммуникационным лицеем во Франции». На сетевых постах в лицее и у себя дома ученик, снабженный специальной картой с процессором, мог получить доступ к своему окружению для выполнения классного или домашнего задания. В 1999 году университет Савойи был у истоков проекта платформы для коллективной работы и зарегистрировал марку «электронного портфеля».


Отстающие кибершколы

воспользоваться, станет поддержкой в подготовке домашних заданий и практических работ, а также доской объявлений образовательного учреждения и местом переписки. Семья сможет следить за расписанием занятий, обновляющимся в реальном режиме, или заглядывать в школьный дневник, ученик сможет консультироваться с учителем, так же как и со своими товарищами, и делать домашние задания вместе с ними. Словом, хотя компьютер и индивидуализирует отношения С образованием, он благоприятствует командной работе.

Общаться, вот лейтмотив всех экспериментов. В экспериментальной школе в Дарнетале, недалеко от Руана, у всех учеников есть электронные почтовые ящики с собственным электронным адресом, выданным почтой. «80 учеников из 180 переписываются с членами своих семей и с другой школой, — объясняет Ален Роббес, преподаватель в пятых классах — Преимущество компьютера в том, что он может заставить писать тех детей, которым это необходимо. Дело в том, что с появлением новых технологий они больше не испытывают надобности в письме».

Но как обобщить несколько сотен пилотных экспериментов для 52 000 школ, 5000 коллежей и 2500 лицеев Франции, не ломая дух инициативы и не повторяя ошибок PIT? Самые «продвинутые преподы» и специалисты без обиняков указывают на три основных условия: располагать достаточным количеством машин, работающим оборудованием и людьми, которые умеют его использовать!

Пришествие педагогики «через плечо»*

Согласно европейскому исследованию «Евробарометра», во Франции пока только 20% преподавателей, использующих компьютер для подготовки к урокам и обмена информацией с коллегами, изменили свою методику

* «Через плечо» — русский аналог этого выражения — «спустя рукава».


Дети процессора

преподавания, против 40% в Швеции. Северные страны и в самом деле намного продвинулись вперед в области освоения технологий, идет ли речь об использовании компьютера, Интернета, мобильного телефона или SMS. Но осторожность преподавателей понятна: генерализация цифровых устройств рискует повлечь за собой глубокие изменения в педагогике, и их использование требует от учителей существенных личных инвестиций. Для наиболее оптимистичных они несут только преимущества: «Преподаватель будет стоять за учениками и никогда перед ними. Это меняет все. Они больше никогда не сойдутся лицом к лицу в лобовом столкновении». Это мнение «педагогики через плечо», как говорят в Квебеке.

Некоторые, наоборот, видят здесь неминуемую опасность, к которой добавляются полуиронические наблюдения, сделанные по поводу эксперимента с электронным портфелем по версии Vivendi. Серж Пу-Лажю из Европейского наблюдательного комитета, контролирующего применение технологии в образовании, так представляет себе класс завтрашнего дня: «Каждый ученик поставил свой ноутбук на стол. Открытый экран притягивает взгляд, и это все. Преподаватель напрасно беспокоится, требуя, чтобы на него посмотрели, в столкновении с этим цифровым противником он уже проиграл. И нужно еще доказать, что это свидание с новым „патроном" компенсирует ученикам все то, что они могут потерять, расставшись с учителем...»

Если эта версия окажется точной, она может стать похоронным звоном коллективному обучению. Уже сегодня преподаватели, которые используют Интернет, прежде всего упоминают возможность применять, благодаря Сети, дифференцированную систему обучения, это означает, что они могут дать каждому ученику упражнение, адаптированное к его уровню. «В короткий срок развитие электронного обучения может фундаментально изменить роль преподавателя, который все больше и больше будет выполнять функцию посредника и опекуна во время урока», — подтверждает Даниель Каплан,


6. Отстающие кибершколы

автор обзорного доклада о группе электронного обучения, при фонде, который ратует за развитие Интернета, FING 4. Но на самом деле слишком большая степень индивидуализации обучения посредством компьютера (ЕАО — enseignement assiste par l'ordinateur), если оно происходит в классе, где учатся дети разных уровней, будет неудобной для учителя, который не может заглядывать через плечо каждого ученика и одновременно следовать за продвижением каждого из них на своем компьютере. И потом, какой смысл в таком случае имеет понятие класса, если для каждого из учеников применяется своя методика обучения?

«Наше общество всегда считало, что приобретение знаний должно происходить в коллективе, ими нужно делиться с другими. При этом для получения знаний необходимы порядок и соревновательный дух, — замечает Ксавье Даркос. — Теперь все это уходит. Каждый изолирован в своей ячейке. Эта изоляция становится генератором непосредственного удовольствия, но впоследствии порождает разочарования, поскольку тот факт, что перед своим экраном ты всегда один и при этом можешь все, является ложным»5. По мнению министра, Интернет в самом деле дает иллюзию сверхмогущества — на экране может появиться все, что тебе заблагорассудится, — но эта иллюзия будет жестоко развенчана реальностью.

Один ученик на один компьютер — мы в любом случае еще очень далеки от этого. «Изменения будут происходит гораздо медленнее, чем кажется, — считает Ксавье Даркос. — Понадобится по меньшей мере двадцать лет, чтобы компьютер стал центральным инструментом образования». Говоря техническим языком, программы еще далеки от совершенства. «Чтобы попытаться сделать

4 Этот доклад, названный «Электронные, виртуальные, цифровые: ученик, преподаватель и их портфель в завтрашней школе», был опубликован в феврале 2002 года. (FING — fondation Internet nouvelle generation — фонд Интернет нового поколения.)

5 Беседа с Кристин Керделлан 13 марта 2003 года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: