double arrow

Нет обесценивает образ женщины


Какие последствия может иметь для личности и сексуальности будущих взрослых этот легкий доступ к картинкам, которые раньше нужно было выуживать в журналах, порнокинотеатрах или видеоклубах? Сеть, несомненно, лишь побочный элемент дебатов: порнография существовала и до нее, именно на экранах телевизоров она стала изобильной и легкодоступной. Насколько Интернет позволяет новую манеру общения, переписки или игры, настолько же секс-сайты не являются «революционными»; они не играют ключевой роли в психическом созревании нового поколения. Конечно, они способствуют «десакрализации» сексуальных отношений и обесцениванию образа женщины, но их маргинальный вклад стоит поместить в более глобальный контекст. Телевидение, кино, реклама, все медиа окружение в целом никогда не прекращали создавать образ женщины глазами мачо. Цифровое поколение, достигшее зрелого возраста, возможно, будет иметь с противоположным полом отношения, отличные от тех, что были у предыдущего, но Сеть может считаться ответственной за это лишь отчасти. От послевоенных ковбойских фильмов, где красотки, преследуемые Джоном Уэйном, говорили «нет», но думали «да» и «отдавались» первому, слегка насильственному поцелую, до рекламных кампаний дорогих модных марок в стиле «порно-шик» последних лет, этот феномен лишь усугубляется.


5. Я тя люблю, а я тя нет

Тем же, кто хочет знать, является ли Интернет волшебным миром, где все возможно, где легко встретить родственную душу с другого конца Земли, или же, наоборот, это нездоровое убежище для лишенцев, которые воплощают свои фантазии на расстоянии, социологи новых технологий отвечают: вероятно, и то и другое. Но об одном можно говорить уверенно: Интернет создает пары. Конечно, он позволяет общаться с другим человеком, делая все, чтобы избежать этого. Конечно, он предлагает «легкую социализацию» и «заменитель настоящих отношений», но он в не меньшей степени увеличивает количество таких контактов. Призрак такого влюбленного общества, на 100% виртуального, уготованного нашим потомкам совершенно точно останется — какое облегчение! — лишь гипотезой в чистом виде. Навсегда.


ОТСТАЮЩИЕ КИБЕРШКОЛЫ

Нужно ли повсеместно вводить в школах Интернет и ноутбуки?

Интернет — машина для путешествий во времени. В Этьенн-ла-Тийе, нормандской деревне недалеко от До-вилля, дети 9—12 лет изучают историю благодаря Вебу. Сейчас май 2001 года, но Сеть катапультирует их на полтора столетия назад в большую деревню в Ко, очень похожую на их собственную, —Анви-ла-Корбелин. Пои-мэйлуони связываются с Жоржем Гастоном, костоправом с волшебными руками, с Фелисьеном Сальмоном, агрономом, преданным своему делу, со скульптором Пьером-Лораном Майе и пятнадцатью другими тамошними жителями, портреты которых появляются перед ними один за другим. За каждым персонажем скрывается добровольный аниматор, преподаватель или студент, иногда находящийся за тысячи километров от ребят, но согласившийся уделить немного своего времени, чтобы сыграть эту роль. Эта «интерактивная обучающая деревня» была придумана группой учителей; они вдохновились опытом кве-бекцев, запущенным уже с десяток лет назад.

Анн-Клод, учительница, увлекает детей в Анви по меньшей мере один раз в неделю. В этот день она «выходит» из-за своего стола, а дети свободно ходят по классу. Традиционное противостояние лицом к лицу забывается: учитель на своей кафедре, пассивные ученики, в тишине внимающие каждому мудрому слову. Они работают с «капустным листом», небольшим журналом, рассказывающим о событиях XIX века, который получают по электронной почте.


Отстающие кибершколы

Чтобы понять, кто был такой Жюль Верн или Гюстав Эйфель, они разыскивают информацию в Паутине.

Этьенн-ла-Тийе продвинулась в своем опыте достаточно далеко, сотни других учреждений во Франции развивают инициативы вокруг Интернета и новых технологий, используя их при коллективной работе в классе. Начальная школа Поль-Ланжевен в Транбле-ан-Франс, в парижском регионе, создала свой электронный музей на сервере Академии Корбей: здесь можно увидеть работы учеников, но также выставки Пикассо или Шагала. Один преподаватель из Арраса создал для учащихся 9—12-летнего возраста и 6-го класса программу «Загадки г-на Секрета», предназначенную для облегчения работы в группе и проверки изученного в классе. В Ла Рош-сюр-Форон, недалеко от Гренобля, с помощью радиомаяка Арго ученики совершают кругосветное путешествие, следя за двумя искателями приключений с использованием GPS и программ по картографии; в лицее им. Фредерика Шопена в г. Нанси с помощью тех же средств следят за аистами. Три отдельных коллежа в Пюи-де-Дом предложили совместное использование видеоконференций и информатики для тех, кто хочет изучить древнегреческий: ученики собирают информацию на образовательном сайте Лувра, Louvre-Edu, встречаются с местными художниками, чтобы понять, что такое античный объект, посещают региональные музеи и помещают он-лайн цифровые карточки сфотографированных ими объектов. В коллеже Дюссара в Даксе преподаватель Даниель Лепи организовал новую форму конкурса: ученики должны создать из подручного материала роботов, которые предназначены для помощи жителям в их насущных нуждах, и все это в рамках настоящего соревнования Лего-лиги. Более романтичные ученики Ла Шабюр в Сен-Шамоне в Лионской академии пишут интерактивные киберсказки вместе со своими канадскими друзьями по переписке. Коллеж Ми-шель-де-Лопиталь в Риоме, недалеко от Клермон-Ферра-на, предложил группе учеников-цыган культурный проект, названный «Химеры и Драконы», который позволил им приобрести основные знания. В школе Вольтера


Дети процессора

в Исси-ле-Мулино в парижском регионе дети могут приходить побаловаться с мышкой каждый вечер после уроков. Преподаватели, руководящие этими занятиями, предлагают поиграть в интернет-ралли: ученики должны как можно быстрее обнаружить сайты на заданную тему — от Древнего Египта до Гарри Поттера... Примеры можно было бы приводить бесконечно — им несть числа.

Французская школа, вечно отстающая на информационных дорогах, вдруг изменила скорость? До сих пор по сравнению со своими американскими или североевропейскими аналогами она выглядела бедной родственницей. Французы всегда обладали репутацией отстающих в области информатики, несмотря на несколько полюсов превосходства в видеоиграх или в программировании. Многие американцы даже считают, что мы не пользуемся компьютерами. Им стоило бы совершить экскурсию по нашим теперешним классам, ибо с конца 90-х годов ситуация действительно изменилась. Пусть даже Франция движется черепашьим шагом! «В дискуссиях с нашими европейским коллегами мы считаемся страной, которая раздумывает дольше всех, — объясняет Клара Данон, заместитель директора по информатике и коммуникациям в образовании. — Разумеется, не может быть и речи о том, чтобы очертя голову бросаться в электронное обучение. Мы не спеша стараемся проводить эксперименты, консультации. Но в отличие от других, которые урезают бюджет, когда мода на Интернет проходит, мы продолжаем двигаться вперед». Почти через двадцать лет после первого большого национального эксперимента по информатике PIT (Plan informatique pour tous — Информатика для всех) сможет ли мультимедиа (и нужно ли это) внести глубокие изменения в школу Жюля Ферри? *

* Жюль Франсуа Камиль Ферри (1832—1893) — французский политический и государственный деятель. Автор законов (в 1879— 1883 гг. Жюль Ферри министр народного образования) в сфере образования, которые положили начало коренным переменам в области организации школьного обучения во Франции.


Отстающие кибершколы

«Цифровой портфель»


Сейчас читают про: