Дети процессора

обмен с машиной настолько близким, насколько это возможно, исследовательская наука мобилизовала все свои самые могущественные средства: моделирование личности ученика, воспроизведение процесса познания, искусственный интеллект, экспертные системы, распознавание голоса и письменного почерка, — объясняет Мари-эль Рише-Манье, преподаватель и автор, совместно с Сержем Пу-Лажю, книги «Школа в час Интернета»6. — Эти усилия автоматически и постоянно натыкаются на технические препятствия, из которых самым серьезным является естественный язык: никакая программа по информатике, какой бы изощренной она ни была, не в состоянии ухватить смысл ответа ученика, если только смысл этот перестает быть замкнутым в ограниченном количестве предлагаемых вариантов. Компьютерам никак не удается правильно вести свободный диалог с учеником». Сказать, что первые попытки обучения посредством компьютера, особенно в области профессиональной ориентации, провалились, означает не сказать ничего. Диалог «электронный учитель — ученик» прямолинеен, то есть скучен, и компьютерное обучение теперь сводится к статусу дополнительного средства, которым пользуются время от времени, например, чтобы подтянуть ученика до общего уровня.

«Почему мы рассматриваем только крайние меры? Уже сегодня существует огромная разница между фронтальной педагогикой с использованием электронных средств обучения и фронтальной же педагогикой вчерашнего дня», — заключает Даниель Валантен, преподаватель французского языка и администратор сети в Бюро технологий в школьном обучении. Только преподаватель может мотивировать, поощрять, вести посреди потоков информации *. Его роль жизненно необходима, какой бы предмет он ни преподавал. Опасение, что его заменит машина, всегда будет отдавать фантастикой.

6 Editions Nathan.

* См. главу 7: «Детский государственный переворот».


6. Отстающие кибершколы

Тем более что мультимедиа в школе не ограничивается компьютером или электронным портфелем. Видеопроектор, сменивший старый добрый эпидиаскоп, позволяет, например, сфокусировать внимание учеников на общем экране, придавая теме дополнительную иллюстративность («Можете ли вы идентифицировать группу аномальных клеток на этом срезе?», «Почему фотография справа более удачна, чем левая, хотя они обе воспроизводят одну и ту же сцену?», «Какой эпохой датируется кольчуга, которую носит этот персонаж?»). Это позволяет привлечь все взгляды к одной и той же картинке.

Мультимедиа может быть еще более базовым. В группе мадам Лебле в детском саду Альбер-Тома в Шампи-ньи-сюр-Марн в парижском регионе используется маленькая видеокамера, чтобы снять отдельные страницы книги и спроецировать их прямо на экран телевизора для того, чтобы все дети могли одновременно смотреть на картинку, слушая рассказ учительницы. Просто и эффективно, как мы сами смогли убедиться: четырехлетняя девочка была так увлечена сказкой «Жак и волшебная фасолинка», что довольно жестко и совершенно безотчетно терзала мочку уха своего соседа, а тот, блондинчик этого же возраста, и не думал протестовать, настолько он был сосредоточен на картинках и словах учительницы...

Гораздо более изощренными являются эксперименты с «цифровой доской». Это гигантский интерактивный экран, который объединяет достоинства традиционной белой доски и компьютера: доска одновременно служит экраном для видеопроектора и уловителем, который передает информацию на компьютер. Системы графических досок предоставляют ученикам возможность помещать свои работу прямо на экран. Здесь также компьютер не вступает в конкуренцию с преподавателем, поскольку экран общий.

Позволит ли использование компьютера в школе в конечном итоге улучшить результаты обучения? В орфографии несомненно. «Все чаще и чаще значительную часть домашних заданий ученики печатают дома на компьютере.


Дети процессора

Преподаватели в восхищении: благодаря корректору орфографии им приходится исправлять гораздо меньше ошибок», — радуется Клод Аллегр. То же самое и с языками, компьютер оказывает реальную помощь в их изучении, без которой отныне трудно обойтись. А кроме этого? Поскольку нововведение нуждалось в оценке, в течение десяти с лишним лет пытались измерить положительное влияние компьютера на «учащихся». Итоги скорее позитивны, даже если корреляцию между улучшением результатов учебы и использованием новых технологий иногда трудно установить. «Специалисты показали, что некоторые процессы приобретения знания происходили быстрее с использованием компьютерных программ, особенно там, где дело касалось логики или технических навыков, — подчеркивает исследование FING. — Но поскольку приходится иметь дело с не особенно точными или фрагментарными результатами, как можно не задаться вопросом о том, что полученный и отмеченный эффект мог в большей степени стать результатом повышенного внимания ученика во время эксперимента, нарушения школьной рутины, нежели самой педагогики?»

«Технологии в школе могут быть, как эзопов язык, лучшей и худшей из вещей, — считает Филипп Мерье, исследователь в области педагогических наук, сегодня занимающий пост директора института повышения квалификации преподавателей в Лионе7. — Они пагубны, если функционируют лишь в качестве соблазна: дети приклеены к экрану и не в состоянии критически дистан-

7 Слова Филиппа Мерье происходят из трех источников: беседы с Кристин Керделлан в апреле 1999 года, результатом которой стала статья, опубликованная в июле 1999-го в Capital; беседы с Жаном-Лу Буриссу, профессором и специалистом по новым технологиям, которая была выпущена в виде фильма в рамках Дней TICE в академии Кретей 15 января 2003 года; статьи в газете Le Monde от 14 января 2003 года «Скука в школе, одна из причин школьного насилия».


Отстающие кибершколы

цироваться от того, что они на нем видят. Но технологии представляют собой лучший из инструментов, если они вписываются в саму миссию школы, то есть позволяют детям нащупывать, сопоставлять информацию либо осмысливать ее критически. В противоположность преподавателю, который подчас может выйти из себя, вспылив из-за нерадивости на ученика, делающего ошибку за ошибкой, компьютер терпит ошибки и предлагает лекарства. Он соблюдает эту процедуру нащупывания, в которой у преподавателя есть соблазн проявить свое превосходство».

Новые средства позволяют также оказать помощь в «борьбе против скуки», над которой школа все больше и больше размышляет. Большинство учителей и в самом деле сталкиваются с недостаточным интересом учащихся, ставшим одной из причин школьного насилия. Конечно, школьная скука вовсе не новый феномен: министр национального образования признается, что «смертельно скучал в школе», считая, что 80% его товарищей по лицею-интернату, откуда он ушел, чтобы закончить школу заочно, «скучали, как сонные мухи». Но эта всегда существовавшая скука еще больше возросла у детей поколения телевидения и видеоигр и приняла более тревожные формы. «Ученики научились скучать вежливо. Перемена состоит в том, что сегодня они выражают отсутствие интереса далеко не на том языке, который мог бы быть принят в школе; он стал вызывающим», — объясняет Филипп Мерье. Они слушают плеер, красятся, листают журналы посреди урока. В чем же причина этого отсутствия интереса? «Мы столкнулись лицом к лицу с детьми дистанционного управления, мыши и джойстика. Они терпеть не могут бездействия». Таким образом, школа становится местом, где нужно согласиться с тем, что ты теряешь время, чтобы понимать и узнавать. «Школа — это медленное время, в противоположность заппингу, и это делает скуку неизбежной»8, — утверждает

Le Monde, см. выше.


Дети процессора

философ Жиль Липовецки, член Национального совета по школьным программам. Для него школьная культура, которая исторически сложилась в оппозиции семье и религии, сегодня должна выступить против другого противника, еще более опасного — медиакультуры, основанной на скорости и развлечениях.

Мультимедийные средства в школе, конечно, не решат проблему ее строгости, и старый спор, тот, что долгое время сталкивает сторонников педагогики упражнения и педагогики интереса — по выражению Филиппа Мерье, еще не скоро будет решен (хорошим учителем может считаться тот, кто работает в двух режимах: с одной стороны, интерес учеников, с другой — строгость и концентрация). Тем не менее когда они не используются как «гад-жет, который портит послание», новые технологии могут способствовать тому, чтобы привить некоторым ученикам вкус к учебе, благодаря более живым занятиям, обладая дополнительным смыслом благодаря столкновению точек зрения и открытию мира, которое они делают возможным.

Школьное использование компьютера и Интернета также имеет своей целью заполнить новый «социальный разрыв», спровоцированный неравномерным поступлением электронного оборудования в семьи и на предприятия. Но удастся ли это? «Каждый раз, как появляется какая-то новинка, — отвечает Тьерри Пио, лектор по педагогике в университете Каена, — она сначала поступает к тем, у кого нет в ней необходимости. У хороших учеников уже есть дома персональный компьютер. Отставание грозит лишь тем, кто пользуется компьютером только в школе». И что же, школа должна опустить руки? Конечно нет. Владение цифровой информацией не может оставаться привилегией элиты, какими были когда-то письмо и чтение: школа должна способствовать тому, чтобы уравнять шансы, предлагая тем, у кого никогда не будет дома компьютера, легкий доступ к новым устройствам и близкое знакомство с информационной реальностью, с которой они столкнутся во взрослой жизни.


6. Отстающие кибершколы

Национальное образование выполняет свое предназначение, если оно готовит учеников к овладению инструментами завтрашнего дня, предостерегая их от связанных с ними опасностей. Даже если некоторые преподаватели до сих пор считают, что, давая детям компьютеры, мы не учим их ни мыслить, ни подвергать общество критическому взгляду, но превращаем их в покорных работников, интегрированных в экономический порядок.

Но если разрыв между учениками в доступе к новым устройствам неизбежно будет понемногу сокращаться, использование Интернета в школе может привести к появлению другой пропасти, о которой упоминают гораздо реже: к «разрыву поколений» — детей, которые управляются с компьютером как с телевизором, и их родителей, которые никогда в жизни не пользовались PC. Как смогут они следить за прогрессом домашних заданий своих отпрысков, помогать им в их исследованиях на экранах или просто-напросто проверять дневники или расписание он-лайн? Единственное решение заключается в том, что они сами должны изучить основы информатики с помощью собственных детей. Впрочем, именно на это парадоксальное опекунство и рассчитывает сегодняшнее общество. Возможно, воображая, что этот обмен ролями обойдется без последствий для психики завтрашних взрослых.

5 Дети процессора



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: