Если ничего не понимаешь?

Родителей обогнали? Нет никакой возможности узнать насколько, так как не существует ни одного серьезного статистического исследования по этому вопросу. По меньшей мере, можно сделать вывод, с помощью очень серьезного Комитета по наблюдению за проблемами дет-


7. Детский государственный переворот

ства ', что количество детей в семье имеет прямое влияние на наличие в доме компьютера. Так, в 2000 году, в то время как общий уровень оснащенности равнялся 27%, он достигал 41% в семьях с одним ребенком и 54% — «с тремя и более детьми»2. Действительно, родители покупают компьютеры в основном для них. В связи с этим заявления, что затем дети завладевают мультимедийными средствами в доме, были бы слишком поспешными. И тем не менее, как показывают разговоры на форуме родителей в Kazibao, многие из них страдают от того, что им незнаком новый мир их отпрысков. В лучшем случае они пытаются научиться. Так поступила Моник Бра-ше-Леюр:3 «В конце концов мне пришлось взяться за Интернет, потому что мне надоело, что я не понимаю трех моих подростков», — признается она. Кроме того, придется ускорить шаг, а не у всякого хватит на это выносливости. Эта женщина, психолог и психоаналитик, в самом деле видит родительскую тревогу, возникшую у тех, кто «чувствует, что его ребенок захвачен компьютером, а он не может оказать на него ни малейшего влияния». Как устанавливать запреты или даже ограничения в области, которая вам почти неподвластна? «Перед лицом компьютера дети более одарены, чем их родители, — объясняет она. — Возможно, впервые в Истории ребенок превосходит своих родителей. Это маленькая революция!» Маленькая революция или настоящий государственный переворот? Вот в чем вопрос. «Дети компьютера», в самом ли деле они являются таковыми — в том смысле,

1 GIE — финансируется различными обществами и еубсиди-руется министерством национального образования.

2 Исследование INSEE 2001. «Условия жизни и стремления французов», Распространение, использование и приемлемость новых технологий во Франции, № 214, январь 2001 года. Цитируется Комитетом по наблюдению за проблемами детства в его докладе «Молодежь и медиа», январь 2002 года.

3 Автор произведения «Сожрут ли экраны ваших детей», Editions Fleurus, сентябрь 1999 года.


Дети процессора

что компьютер, как до него телевидение, стал им третьим родителем, который способен устранить настоящих отца и мать? Куда приведет нас эта смена компетенций? Нужно ли признать свое бессилие и смиренно присутствовать при взятии власти?

Для начала объясним эту ловкость детей в обращении с компьютером. Почему они демонстрируют то мастерство, которого не хватает взрослым и которое создает у них чувство вины? Это физиология, коротко отвечает Моник Линар, профессор университета Париж X, в активе которой двадцать пять лет изучения проблем образования. Чем моложе мозг, тем он пластичнее. «Большинство теоретиков процесса познания сходятся в том, что узнавать означает создавать привычки для того, чтобы понемногу глубоко усваивать ментальные схемы». Этот процесс занимает годы, но вместе с тем он может стать настолько быстрым, насколько мозг способен его усвоить. С чем это можно сравнить? С изучением иностранных языков. «Что может быть более впечатляющим, нежели лицезрение совсем маленьких ребятишек, которые в многоязычном детском саду в несколько месяцев усваивают то, что их родители не смогут усвоить никогда!»

Пусть. Чем моложе мозг, тем он эффективнее. Но превосходство детей над своими родителями на этом не заканчивается. Оно заключается также в способе обучения. Моник Линар объясняет, что, имея дело с компьютером, дети пользуются своим огромным чувством спонтанности. Там, где взрослый будет оперировать дедуктивными методами, то есть стараться привязаться к вещам, в которых он уверен, чтобы на их основе построить свое поведение перед лицом машины, ребенок предпочтет индукцию. Другими словами, он не станет утомлять себя излишними размышлениями. Он будет делать попытки, пусть наугад, и помчится вперед на огромной скорости.

Родители и дети обладают неравными силами, это факт. Первые учатся не так быстро и движутся скромным черепашьим шагом там, где вторые, более отчаянные и безрассудные, предаются всем возможным опытам. Та-


7. Детский государственный переворот

ким образом, едва ли можно надеяться, что взрослые нагонят свое отставание. «Некоторые отцы чувствуют себя униженными, — объясняет Моник Браше-Леюр, — тогда как другие пользуются этим, чтобы обогатить внутрисемейный обмен. Видимо, именно за такую реакцию и стоит ратовать: нужно радоваться при виде того, как ученик превосходит своего учителя».

Моник Линар также думает, что Нету будет суждено потрясти устои школьной среды. Несмотря на свой двадцатипятилетний опыт, она признает, что «ей понадобилось некоторое время, чтобы понять жестокость потрясения, причиненного Интернетом». В чем заключается это потрясение? В том, что сама функция преподавателя должна быть пересмотрена. «С появлением Сети за несколько лет мы перешли от ситуации с дефицитом информации к проблеме того, как справиться с ее изобилием». Именно в этой невероятной перемене и кроется новое. У учеников под рукой находится нечто, похожее на универсальное знание. Неминуемое... Если только преподаватели и родители будут играть (смогут ли?) основную роль, они должны научить детей сортировать информацию, но, самое главное, размышлять над ней, уметь ее исследовать. Ибо дети и подростки часто ограничиваются, как мы это видели, простым копированием того, что они видят, не понимая этого, то есть ничего не усваивая.

Каков риск для учителя? Незаметно утратить роль «носителя культуры» и соскользнуть к амплуа «сортировочной станции», считает Ксавье Даркос, министр школьного образования. «Отныне преподаватель будет обрабатывать поток знаний, а это больше, чем их запас. Вертикальность культуры окажется под угрозой этой горизонтальности, этого одновременного доступа ко всем знаниям».

Видеоигры способствуют развитию этой культуры без ссылок на первоисточники, с небольшим количеством вех, маяков и «вторых пилотов». «Пользователь видеоигр, который путешествует в гипермедиапространствах, должен изобретать свои собственные правила в отношении правил игры, — объясняет Жоэль де Росне, советник генерального


Дети процессора

директора Палаты наук и промышленности, автор «Сим-биотического человека»4. — Но этот шаблонный и часто бесполезный опыт не побуждает его к путешествию в другие миры, в области других знаний. Он не выбрал для этого никакого курса, у него нет ни компаса, ни карты, он не руководствуется ни бакенами, ни маяком. Если подобные интерактивные системы будут развиваться и совершенствоваться, изобретатели и производители игр должны будут снабжать путешественников будущего всем необходимым инструментарием. Наша ответственность очень велика». Он словно нажимает на тревожную кнопку: «С появлением интерактивного мультимедийного телевидения и его пятисот каналов или заказов на дом по телефону, в которые очертя голову бросились навигаторы гипермедиа, такие устройства и сопровождение необходимы более, чем когда-либо. Если мы упустим возможность их создания, поколение навигаторов покинет порт, чтобы плыть по воле волн в гиперпространствах поверхности».

На эти изменения преподаватели реагируют по-разному. «Около трети преподавателей увлечены новыми педагогическими возможностями — уверяет Моник Линар, — остальные испуганы и упираются или, по меньшей мере, сильно колеблются»*. Но еще задолго до Интернета то же самое было с магнитофоном, диапозитивами или видеомагнитофоном — короче, с появлением каждой технической новинки. И разница реакций не имеет ничего общего с возрастом педагога. «Речь скорее идет о его способности воспользоваться этим, то есть о его вере в самого себя». Эти слова принадлежат Жоржу-Луи Барону, профессору педагогики и директору кафедры новых технологий образования очень официального Национального института педагогических исследований. Для него делить преподавателей на две категории — молодых (новаторов) и старых (консерваторов) — было бы слишком упрощенно: в расчет идет лишь мотивация педагога.

4 Joel de Rosnay, L'Hommesimbiotique, Le Seuil, 1995. * См. главу 6: «Отстающие кибершколы».


7. Детский государственный переворот

Ссылаясь на знаменитых Лагарда и Мишара, благодаря труду которых целое поколение познакомилось с литературной историей Франции в 60-е годы, Моник Динар резюмирует нынешнюю ситуацию: «Вы умножаете Лагарда и Мишара на миллион и получаете новую функцию преподавателя». Нужно научить детей сортировать, но также вернее определять цель поисков. Затем научить анализировать, мыслить и проявлять критическое отношение к найденному. Брижит А., которая постоянно помогает ученикам в их поисках в Центре документации и информации (CDI), подтверждает это: «Даже когда у них дома есть Интернет, ученики легко теряются в потоке данных, они с трудом формулируют вопрос, едва могут подобрать нужные слова, чтобы определить цель своих поисков». Вот задача, которую должны взвалить на себя взрослые. Если не принимать во внимание то, что, по словам Брижит А., около 60% учащихся отказываются от ее помощи. «А те, кто ее принимает, часто лишены возможности пользоваться Интернетом дома». Можно подумать, что те, кто происходит из состоятельных семей, запятнают свою честь, приняв подобную помощь.

«С уверенностью можно сказать, — упорствует Моник Динар, — что сейчас, как никогда, существует необходимость в авторитете. Но преподаватель больше не сможет довольствоваться тем, что будет утверждать свой авторитет степенью владения своим собственным предметом. Он должен также выполнять функцию гида в бушующем море знания, он должен руководить плаваньем. И когда он отвечает этой функции, все обстоит просто прекрасно». Следствие: невозможно организовать поиск в Интернете вместе с учениками без предварительной активной подготовки. Нужно посетить сайты, предлагаемые поисковыми системами, и отметить для себя лучшие. Следовательно, это единственное решение, дающее возможность сохранить влияние среди своих учеников или своих детей?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: