Наркоманы от компьютера

ленной форме наркозависимости, точно так же, как если бы они покупали ему пакетики с гашишем или бутылки со спиртным». Он заключает: «Опасность этой болезни состоит в том, что социально она воспринимается положительно. Она не постыдна в отличие от алкоголизма. И она кажется менее серьезной, чем другие психические проблемы; родители ребенка шизофреника, который злоупотребляет видеоиграми, всегда предпочтут поверить, что он просто обожает компьютер». ›

Американский психолог Иван Гольберг несколько лет назад создал сайт, на котором в свободной форме адаптировал к Интернету критерии традиционной «зависимости»; таким образом он диагностировал «расстройство здоровья, вызванное интернет-зависимостью». В тот момент ему казалось, что речь идет о пародии. Но его буквально утопили в мольбах о помощи, и с тех пор многие терапевты последовали за ним. Кимберли Янг, доктор и автор Caught in the Net («Попавшие в Паутину), таким образом открыла сайт, где предлагает самостоятельно поставить себе диагноз IAD 4.

В целом верно лишь одно правило: страсть заканчивается там, где начинается страдание. Пока чрезмерность не становится потребностью, киберзависимости нет, просто неумеренное времяпрепровождение. «Если вы подключены десять часов в день — например, по работе — и все идет нормально, продолжайте!» — успокаивает Мишель Лежуайе. Валери Симон отличает «зависимых» от простых любителей, проводя параллель с курильщиками: «Те, кто способен вынести восемь часов в самолете без сигареты, не являются по-настоящему подсевшими: последние не способны лететь самолетом, не попытавшись выкурить сигарету в туалете, отлично зная, что они спровоцируют включение детектора дыма».

Кимберли Янг также заявляет о готовности лечить он-лайн. Дальше ехать некуда. «То же самое, что лечить

4См. приложение 2: «Тест на определение зависимости от мультимедиа».


Дети процессора

алкоголиков в баре», — иронизирует Мишель Лежуайе, который не скрывает своего предпочтения традиционных личных встреч с больным. В Соединенных Штатах, наряду с он-лайн психиатрами, которых некоторые считают шарлатанами, многие клиники теперь предлагают настоящие курсы дезинтоксикации. Так, знаменитая клиника Меннингер в психиатрической больнице города Топека штата Канзас принимала звезд шоу-бизнеса, ставших "жертвами этой «наркомании без наркотиков». Во Франции больницы Мармоттан в Париже или Луи-Мурье в Коломбе принимают больных на консультации, но не предлагают курса лечения. Кандидаты на отлучение от груди находят убежище в частных клиниках западных пригородов. Там они меняют мышь и джойстик

на прозак *.

Прозак — психотропный препарат.


^^

Шопинг одной кнопкой

Какой будет экономическая модель поведения завтрашних взрослых?

Двенадцатилетняя Ана Сулье и ее четырнадцатилетний брат Фред стащили кредитную карту из сумочки своей матери. Ана мечтала о паре сделанных на заказ кроссовок Nike. На американском сайте этой марки спортивной одежды и снаряжения в самом деле можно «украсить» свои кроссовки по собственному разумению: можно выбрать цвета, размер или полноту, но также можно заказать надпись прямо на обуви. Ана мечтала вышить на своей паре имена героев сериала «Друзья». Это было возможно, потому что в Сети все возможно... но только для маленьких американцев. Сайт компании Nike не высылает свою продукцию за пределы Соединенных Штатов. Разочарованная парочка исследователей вознаградила себя на сайте SNCF *, благоразумно заказав четыре билета Париж — Ла Боль, не забыв воспользоваться положенной скидкой. Мадам Сулье возместила стоимость этих бесполезных билетов два месяца спустя, но при этом ее прошиб холодный пот: детишки могли точно так же заказать четыре билета туда и обратно до Австралии на сайте авиакомпании «Эр Франс».

Согласно исследованию, проведенному NetValue, одной из самых авторитетных организаций в сфере Интернета, 55% людей, совершивших он-лайн покупки с помощью

* SNCF — французская национальная железнодорожная компания.

7 Дети процессора 193


Дети процессора

«протокола безопасности», — моложе тридцати пяти лет; одних только студентов среди них 24%. Можно сказать, что он-лайн торговля будет неумолимо развиваться с ростом возможностей нового поколения. «Интернет — это гигантский гипермаркет, где можно заполнять свою тележку товарами, оставаясь при этом сидеть на своем диване», — объясняет Фред. Его отец и мать постоянно заказывают комиксы и компакт-диски на сайтах Fnac, Amazon France или Alapage. Ну и что, что в наших магазинах цены на книги фиксированы, — найти более низкую цену, это так интересно! «Достаточно воспользоваться указателем цен! Нет нужды бегать по магазинам всю субботу, просить помощи у продавцов или стоять в очереди в кассе: десять минут, и все готово, почти что у тебя в сумке». Реклама, которой заражен Нет? «Я ее почти не вижу, просто машинально удаляю ролики. Хотел бы я, чтобы с телевизором можно было сделать то же самое!» С появлением целого поколения маленьких Фредов «настоящим» коммерсантам будет от чего поседеть: вполне возможно, что новая экономика возродится из пепла.

«Новая экономика?» Отныне решено предварять эту фразу словом «покойная». Точно так же, как два года назад помешательство на этой почве было всеобщим, нынче считается хорошим тоном говорить, что никогда ей не доверял. За этим крутым поворотом стоит реальность: крах тысяч компаний-выскочек по всему миру. Во Франции тоже: в торговом суде Парижа количество компаний с проблемами возросло на 30% между последним кварталом 2001 года и первым кварталом 2002-го. Аесли выскочка болен, то это не бывает наполовину: средний пассив выскочек, прибывающих в суд, был на 146% больше пассива «классической» компании того же размера. Их акционеры здорово обожглись. До такой степени, что теперь любое предприятие, которое имеет даже самое отдаленное отношение к «цифровым технологиям», может найти деньги не иначе как с огромным трудом — даже когда дело касается видеоигр, мода на которые не перестает расти!


Шопинг одной кнопкой

Но было бы ошибкой выплеснуть с водой младенца. Иначе говоря, сделать вывод, что электронная коммерция отжила свое и что будущие поколения не будут использовать Веб, чтобы совершать покупки. Это была бы даже двойная ошибка. Интернет-торговля была минутной вспышкой? Напротив, она не прекращала своего роста: с сентября 2001-го по март 2002-го объем покупок онлайн в Европе вырос на 170%! Исследование, установившее эту цифру, было предпринято исследовательским обществом GFK в шести европейских странах (Франции, Германии, Великобритании, Испании, Нидерландах и Бельгии), оно показывает также, что интернавты потратили в Сети 11,5 миллиарда евро в течение шести месяцев 2002 года, против 4,2 миллиарда в предшествующие полгода. Другое исследование, опубликованное Acsel (Ассоциацей торговли и услуг он-лайн), объединяющей двенадцать ведущих игроков он-лайн торговли во Франции — от 70 до 80% рынка, — лишь подтверждает эту тенденцию: в целом в 2002 году количество операций купли-продажи возросло на 47% по сравнению с предыдущим годом и превысило десять миллионов случаев. А сумма сделок выросла в последнем квартале 2002 года на 64% по сравнению с тем же периодом в 2001 году. Совершение рождественских покупок он-лайн, кажется, уже становится традиционным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: