Он-лайн продается не все

С одной стороны, выскочки валятся как снопы. С другой стороны, он-лайн торговля показывает неплохие результаты при общей невеселой конъюнктуре. И каков же вывод? Он-лайн невозможно продавать что попало! Вопреки тому что думали основатели boo.com или CarBoulevard.com, среднему гражданину вовсе не интересно искать одежду или автомобиль на экране компьютера. Но покупать путешествия, продукцию, связанную с культурой или информатикой, может стать виртуальной модой.

7*


Дети процессора

Прежде всего путешествия: с оборотом в 775 миллионов евро в 2001 году (при общем объеме в 1,45 миллиарда евро), сектор туризма представляет почти половину он-лайн торговли во Франции. Впрочем, Французские железные дороги являются настоящим локомотивом торговой Сети. Их портал voyages-sncf.com увеличил объем продаж в 2002 году на 65% по сравнению с 2001-м! Какой еще сектор мог похвастаться таким ростом в этот вялый период? В конце 2002 года сайт смог заявить о чистой прибыли в 1,3 миллиона евро! В тот момент SNCF продавали через Интернет 5,7% билетов на поезда дальнего следования, против 4,3% в 2001 году. Оно надеялось достигнуть 10% к 2005 году. А если бы компания не решила заняться этой деятельностью, это было бы ошибкой, просто потому, что это по крайней мере рентабельно... В свою очередь, сайт Lastminute.com, который специализируется на бронировании мест в последний момент (билетов на самолет, а также в театры или мест в ресторанах), в середине 2002 года заявил о первых положительных результатах своей деятельности. В это же время авиакомпании «low cost», пришедшие из-за Ла-Манша, такие как Ryanair или EasyJet, предлагают цены ниже всякой конкуренции (Париж — Ницца начиная от 25 евро у EasyJet). В комплексе мер, предпринятых для того, чтобы снизить цену, разумеется, и дематериализация самого билета, который резервируется он-лайн. И эксперты единодушны в этом вопросе: покупка авиа-и железнодорожных билетов посредством Интернета будет только расти. Согласно CSFB-Forrester, к 2005 году цифра должна возрасти от 14 до 23% в Соединенных Штатах и с 3 до 5% во Франции.

Продать билет на поезд или на самолет — здесь важен не сам предмет, но услуга, которой можно воспользоваться. Возможно, в этом же заключается успех предметов культуры он-лайн: в целом нет необходимости потрогать книгу или диск, прежде чем их купить. Материальное измерение здесь вторично. Согласно NetValue, в течение августа 2002 года среди пяти самых посещаемых сайтов


Шопинг одной кнопкой

электронной торговли во Франции четыре продавали продукты культуры: Amazon.fr (1-е место), Fnac.com (2-е место), Alapage.com (3-е место) и Cdiscount.com (4-е место). И наконец, связанный с информатикой материал (комплектующие и программы) также очень хорошо продается он-лайн. Surcouf.com, большой компьютерный сайт, несмотря на свою молодость, осуществляет 10% всех продаж в этой области в мире. Он появился на светлишь в мае 2001 года, но уже входит в десятку самых посещаемых сайтов электронной торговли.

Здесь трудно не заметить тип потребления, который будет развиваться, тем более что, как мы уже видели, молодежь особенно склонна заказывать он-лайн.

Кроме того, эволюция роста покупок через Интернет тем более возможна, что традиционные тормоза начинают стираться. Первый из них, страх перевода денег, постепенно уменьшается. Конечно, в своем исследовании в январе 2002 года наблюдательный комитет «Банковская карта» показал, что недостаточная безопасность является серьезным сдерживающим фактором совершения покупки для 95% интернавтов. Но вполне можно быть частью этих 95% опрошенных и при этом доверять безопасности Интернета в личном плане: число киберпоку-пателей возросло в 2002 году на 23%, то есть до 3,1 миллиона человек, что равно 16% общего количества пользователей Интернета. А если следовать статистическим данным общества исследований GFK, индекс доверия постоянно растет (он вырос на 16% за последние шесть месяцев 2002 года). И тенденция эта должна укрепляться по одной простой причине: перевод денег он-лайн благодаря протоколу SSL действительно стал практически безопасен. Для того, чтобы засечь номер кредитной банковской карты он-лайн, необходимо изощренное компьютерное оборудование. При оплате он-лайн гораздо меньше риска, чем при оплате чека в ресторане, где официант может переписать номер, или при бронировании билета в театр по телефону, — и интернавты отдают себе в этом отчет. Кроме того, при мошенническом


Дети процессора

использовании кредитки на стороне пользователя Интернета выступает закон: он может оспорить покупку. До тех пор пока он не набрал свой секретный код, ничто не может доказать, что это сделал именно он. Расхлебывать последствия таких фактов приходится киберкоммерсантам, поскольку они должны возместить расходы покупателю, если не могут доказать, что он на самом деле получил товар или воспользовался соответствующей услугой.

Другой вид компьютерной эволюции, который радует предприятия электронной торговли, это новые способы подключения к Интернету, в первую очередь высокоскоростные каналы связи. Согласно NetValue, последние прошли от 9,1 % соединений во Франции в ноябре 2001 года до 14,9% в августе 2002-го. В начале 2003 года уже насчитывалось 2 миллиона абонентов. Таким образом, эти каналы представляют для он-лайн продавцов двойную выгоду: серфинг становится более удобным, поскольку он гораздо быстрее, и он неограничен. Посредством оговоренного месячного платежа интернавты могут заниматься серфингом столько, сколько захотят. В то же время «неограниченные» платежи все возрастают, даже при низкой скорости связи. Для Жерара Ладу, генерального секретаря Acsel, это фундаментальная революция, ибо «бесконечность делает интернавта более раскованным перед экраном монитора». В самом деле, можно ли представить супермаркет, где клиенты должны заплатить не только за содержимое своей тележки, но и сумму, пропорциональную времени, проведенному ими в магазине? Отныне покупатель он-лайн может безо всякого чувства вины фланировать между рядами полок своего виртуального магазина и с чувством, с толком, с расстановкой делать свои покупки. Конечно, корреляция между высокой скоростью Интернета и уровнем потребления пока еще не подтверждена статистически, но некоторые признаки не могут обманывать. Директор одной компании по продаже продуктов повседневного спроса в Интернете констатировал: 80% его новых клиентов заявляют о том, что пользуются высокоскоростной


Шопинг одной кнопкой

связью, тогда как новые пользователи Интернета выбирают высокоскоростную связь не на 80%. Сторонники этого типа связи, по всей вероятности, более легко поддадутся искушению совершить покупку он-лайн.

После бредовых прожектов, процветавших в эпоху спекулятивных мыльных пузырей интернет-экономики, прогнозы становятся более осторожными и более трезвыми. Нет, Сеть не заменит реальную торговлю. Впрочем, они идут рука об руку, как это видно на примере Surcouf, сети больших магазинов информатики: сайт Surcouf.com способствует увеличению продаж в магазинах и наоборот. И правда, купив компьютер в магазине, клиенты улучшают и обогащают его, покупая аксессуары он-лайн. И параллельно открывают новые, более современные компьютеры, за которыми они однажды отправятся в магазин...

Нельзя создать новую экономику, но можно — новое потребление. Конечно, не для того, чтобы купить эклер в шоколаде или костюм от Шанель. Но когда есть необходимость приобрести авиабилет, турпоездку, диск или программное обеспечение, все те товары, которые можно запросто купить, не проверяя их, крайне соблазнительно не бродить по магазинам в поисках необходимой вещи, а оставаться дома, получая все посредством Интернета. Тем не менее следует быть внимательным: городские, обеспеченные и часто юные интернавты пока — или пока еще — не стали широко распространенным явлением, до этого еще далеко — только треть французских семей подключена к Интернету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: