Конец опасным пророчествам

Мощный подъем он-лайн шопинга — или виртуальная подготовка реальных покупок — непременно трансформирует практику продаж и дистрибуции. Примерно до 2000 года существовало представление, что «не обязывающие» покупки (недорогих повседневных продуктов и тому подобного) будут делаться он-лайн, тогда как


Дети процессора

«обязывающие» покупки (мебели, автомобилей...) будут по-прежнему осуществляться в магазинах. В тот момент в самом деле констатировали, что большинство американских потребителей наводили справки и сравнивали модели автомобилей и цены в Сети, прежде чем совершить сделку и подписать бумаги в автосалоне «во плоти». «Проблема доверия», — считали специалисты. Затем было сделано открытие — поведение покупателя не столь прозрачно: если подростку хочется купить себе кожаную куртку, он может, наоборот, примерить несколько курток в традиционных магазинах с тем, чтобы выбрать какую-либо модель прежде, чем найти такую же он-лайн — либо очень похожую, задав свои критерии выбора после сравнительного анализа цен.

В 1997 году эксперты считали даже, что для всех товаров широкого потребления электронный рынок станет рынком сырья — как рынок какао-бобов или никеля, — эволюционизируя с точки зрения соотношения цены и требуемого количества товара в зависимости от наличия продукта. Сегодня ничто не оправдывает их рассуждений. Он-лайн торговля развивается, но она никогда полностью не заменит реальную торговлю: магазины, торговые улицы и галереи остаются местом приятной прогулки; распродажи в Интернете не предоставляют такого удовольствия, какое можно получить, глазея на витрины в компании подружек. Конечно, как было показано выше, все или почти все однажды заказывают путешествие через Интернет, по крайней мере билеты. Но в очередной раз вполне вероятно, что семьи по-прежнему будут покупать пачку масла или килограмм мандаринов в бакалее на углу и не станут предпринимать попыток найти в Интернете журнальный столик, который украсит салон, или обои, чтобы декорировать детскую.

Еще в 1998 году Дон Тэпскотт предвидел, что разрыв между розничной и оптовой торговлей, финансовыми услугами, образованием и промышленностью постепенно исчезнет, что, когда миллионы молодых людей будут ежедневно осуществлять свои покупки в Сети, приобре-


Шопинг одной кнопкой

тая диски непосредственно у исполнителя и оплачивая их из электронного кошелька (счет выставляется в конце месяца, но не банком, а поставщиком доступа в Интернет, например), все предприятия станут розничными торговцами. Отсюда можно вывести последствия нового поведения покупателей на рынках. «Звукозаписывающие компании, розничные торговцы и радиостанции заинтересованы в том, чтобы приспособиться, поскольку именно в Сети молодежь хочет получать диски и видеоклипы, находить информацию о группе или слушать сколько угодно свою любимую песню». Тэпскотт, как большинство экспертов, делал ставку также на «новое посредничество»: агенты, комиссионеры, адвокаты, оптовики, все они должны были стать жертвами цифровой экономики, ибо Интернет упраздняет посредников. Но некоторые, продолжал он, могут спасти свою шкуру и стать «репосредниками», предлагая услуги он-лайн: анализ информации, продажу товара, опросы потребителей, организацию отпуска на заказ или рабочих сессий для пользователей Сети, курсы повышения квалификации и так далее...

Эти пророчества так и не сбылись, тогда как более половины американского населения уже серфингует в Нете. Возможно, у этой эволюции нет продолжения, но можно быть уверенным в том, что сценарий, написанный Тэпскоттом, не осуществиться на 100%: никогда звукозаписывающие компании не были столь могущественны, как сегодня, и фирмы проката видеокассет и DVD продолжают процветать. Тем не менее некоторое количество посредников и поставщиков услуг, в первую голову туристические агентства, уже страдают от конкуренции в лице Интернета.

Другое культурное изменение предрекает, что эти молодые люди, привыкшие располагать всем, не выходя из дому, не будут особенно приветствовать перемещения в пространстве, связанные с работой. То есть работа должна будет сама приходить к ним: они желают мобильных рабочих кабинетов, «полностью цифровых» автомобилей



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: