Структура высшего и послевузовского образования в странах мира

Современная система высшего образования в развитых странах мира складывалась в результате длительного процесса накопления коллективного опыта многими университетами Европы и США. Традиционная автономия университетов в сочетании с национальными особенностями организации образовательного процесса затрудняли выработку приемлемых для разных стран образцов подготовки специалистов. Каждый университет имел собственную систему приема, обучения и выпуска специалистов, что, естественно, не способствовало выработке общепринятых подходов к образованию, объективно необходимых в условиях стремительно развивающихся процессов глобализации и интеграции мировой экономики.
Первоначальный шаг к сближению подходов был сделан американскими университетами, предложившими остальному миру унифицированную модель высшего образования, которая органично вписалась в реалии современного бизнеса как наиболее отвечающая требованиям производства и науки. Болонская декларация институционально закрепила аналогичную модель для стран Европейского союза, исходя из того, что первый уровень ориентирован на приобретение обучающимися компетенций исполнительского типа, отражающих потребности сохраняющегося уклада индустриального общества, второй – на развитие творческих способностей наиболее продвинутой части студенческой молодежи – формирование корпуса научно–педагогических кадров, способных к генерации инновационных идей.

Структура высшего и послевузовского образования в развитых странах мира становится все более унифицированной. Эта унификация обусловлена прежде всего пониманием того, что процесс образования является непрерывным и что каждая последующая ступень готовится образовательным уровнем предыдущей ступени. Так, программы подготовки бакалавров в США опираются на контингент выпускников общеобразовательных школ с продолжительностью обучения 12 лет, знания которых позволяют им поступать в колледжи и университеты и осваивать предлагаемые вузами образовательные программы на уровне бакалавра на протяжении 4–х лет. В свою очередь выпускники бакалавриата потенциально обладают знаниями, достаточными для поступления в магистратуру и освоения магистерских программ на протяжении 1–3–х лет. И наконец, последние готовят базу для высшей ступени послевузовского образования на уровне доктора наук (PhD). Подготовка бакалавров, магистров и докторантов в разных странах, в том числе и в США, имеет локальные и региональные особенности и по–прежнему различается на уровне отдельных вузов.

Особенностью американской системы высшего образования является значительная степень самостоятельности и автономии вузов, что позволяет им сравнительно легко создавать новые и смежные учебные дисциплины, новые специальности, а также применять инновационные методы преподавания. Учебные планы формируются индивидуально с учетом интересов и способностей каждого студента и требований университета при помощи академических «советников» – student advisors.
В настоящее время в системе высшего образования в США имеется три основных типа учебных заведений: двухлетний колледж начального уровня, четырехлетний колледж, которые могут быть как частью университета, так и отдельным высшим учебным заведением, и университеты. После двух лет обучения в вузе студенты получают степень Associate Degree, позволяющую продолжать учиться в университете (на третьем курсе) или работать на младших должностях в любой компании США.
Следует отметить, что магистратура в США является завершенной степенью (Graduate Decree), тогда как дословное значение термина «бакалавриат», как его понимают в США, означает «недозавершенный» (Undergraduate Decree). Поэтому эти два уровня в США ближе друг к другу как по содержанию, так и по организационно–методической структуре, в то время как докторантура, являясь послевузовским уровнем, существенно отличается высокой степенью самостоятельности работы докторанта.

Первый уровень высшего образования (бакалавриат) охватывает 4 года после старшей ступени средней школы (High School) и делится на две ступени по два года. Первые два года в основном изучаются общеобразовательные науки (GER – General Education Requirements), и по завершении после успешной сдачи соответствующего квалификационного экзамена обучающемуся присваивается ассоциированная степень. Помимо университетов и 4–летних колледжей такую степень присваивают также двухлетние муниципальные колледжи.

Продолжительность академического года – два семестра по 14–16 недель (преимущественно – 15). Встречаются и другие типы академических периодов (триместры или кварталы), для которых академический год делится соответственно на 3 или 4 части. Довольно часто практикуется летний семестр для получения возможности ускоренного завершения программ или дополнительного образования. Заочное обучение в основном проводится в форме дистанционного и предназначено для узкой категории обучающихся (инвалиды, взрослые с другим высшим образованием, длительно командированные и др.).
Для соблюдения принципа преемственности среднего и высшего образования, проверки уровня готовности к обучению в бакалавриате в США разработана система тестового контроля, опирающаяся на оценки общеобразовательной школы и баллы по системам SAT (Scholastic Altitude Test) или ACT (American College Test). Для выпускников средних школ Америки, поступающих в бакалавриат университета, установлен нижний порог в 480 SAT или 19 ACT. Для иностранных студентов устанавливается обязательный тест на знание английского языка TOEFL (Test of English as Foreign Language) на уровне не ниже 450–550.
Структура послевузовского образования в США на уровне магистратуры имеет общие черты для всех американских университетов и большого числа вузов за пределами США. Большинство университетов дают лишь высшее образование по двухуровневой структуре. Только небольшая доля известных университетов, а в некоторых крупных университетах – лишь некоторые кампусы, могут именоваться научными (Research) университетами. Для этого они развивают в большей степени магистратуру и докторантуру. Причем обязательным условием поступления в магистратуру и докторантуру является успешная сдача не только языковых тестов TOEFL не ниже 550–600, но и логистически–общенаучных тестов GRE (Graduate Record Examination) и GMAT (Graduate Management Admission Test) с баллами не ниже 640. Для поступления в докторантуру в США кроме этих тестов иногда требуются рекомендательные письма об опыте общественной деятельности, лидерских качествах и т.д., а также вступительное эссе.

Высшая школа США базируется на принципах академической свободы и прикладной направленности обучения, гибко реагирующей на требования рынка, определяющей востребованность выпускника высшей школы на рынке труда. Именно этим принципам отвечает вся система академических степеней: бакалавр – магистр – доктор философии (PhD).
Особенностью докторантуры в США является полный контроль и организация докторских программ со стороны Совета послевузовского образования (СПО), не связанного с колледжем и факультетом, где обучается докторант.

В Англии 3–летний бакалавриат базируется на 13–летней средней школе (включая старшую ступень A–Level). Для поступающих основными требованиями является уровень их знаний по общеобразовательным дисциплинам не ниже 45%, базовым – 15%, другим – 5%. Послевузовское образование, представленное магистратурой и докторантурой, имеет сроки обучения по очной форме – соответственно 1 и 3 (максимально 5 лет) года. Для иностранных студентов предусмотрены тесты на знание английского языка – 550 TOEFL, необходимые для освоения базовых дисциплин, изучаемых аудиторно, и 500 TOEFL – для лабораторных работ.

Академические степени высшего образования в Великобритании присваиваются студентам, успешно завершившим курс обучения. Формально степени одного достоинства, полученные в разных университетах, ничем не отличаются друг от друга, но на практике их «вес» определяется репутацией присвоившего их университета. Приведем некоторые из ученых степеней первой ступени, присуждаемые университетами Англии и Уэльса: ВА – бакалавр гуманитарных наук; BEd – бакалавр педагогических наук; EEng – бакалавр технических паук; BSc – бакалавр естественных наук; LLB – бакалавр права; BMus – бакалавр музыки; ВМ – бакалавр медицины.
Названия степеней в разных университетах порой различны, существуют и исключения из правил. В отдельных шотландских университетах обладатель первой степени в гуманитарных науках – магистр (МА), а не бакалавр (ВА). В некоторых университетах, включая Оксфорд и Кембридж, степень ВА присваивается по гуманитарным и естественным наукам, однако квалификации бакалавра естественных наук (BSc) в Кембридже нет, а в Оксфорде – это высшая ученая степень.

Система высшего образования Франции характеризуется многоступенчатостью, большой дифференциацией направлений обучения и почти полной специализацией; она имеет сложную структуру и представлена университетами классического типа, Высшими школами (элитные школы политики и государственного управления), школами искусства и архитектуры и Специальными школами (подготовка специалистов транспорта, библиотечного дела и др.). Обучение в высших учебных заведениях может продолжаться от 2 до 11 лет и заканчиваться выдачей соответствующего документа об образовании.
Университетское образование начинается с двухгодичных программ первого цикла, ведущих к получению диплома DEUG – диплома общего образования. Обладатели этих дипломов могут продолжить высшее образование на втором двухгодичном цикле, который заканчивается получением диплома «лицензиат». Еще один год обучения ведет к получению диплома магистра – «метриз». Затем студент может трудоустраиваться или продолжить годичное обучение в двух направлениях: либо для получения диплома DEA – диплома углубленного теоретического обучения с целью продолжения обучения в докторантуре и подготовки к научной карьере, либо для получения диплома DESS – диплома высшего специализированного образования.

Обучение в университетах Бельгии многоступенчатое: каждый период или цикл университетского обучения, как для получения университетской, так и научной степени, завершается получением степеней. Первые два курса обучения в университете дают общегуманитарную или общетехническую программу подготовки. После окончания этого цикла студенты получают диплом «кандидат» – Candidature (соответствующий диплому бакалавра). Следующие три курса посвящены специализации по одной из университетских программ и завершаются присуждением диплома «лицензиат» – Licenciate (соответствующий диплому магистра). По некоторым дисциплинам эта степень может быть получена после более длительного периода обучения: трех лет – для звания инженера, фармацевта, специалиста в области права.
Следующие два года подготовки позволяют углубить специализацию и после написания и защиты диссертации получить степень «доктор» – Docteur. Степень «агреже высшего образования» является высшей степенью в этой иерархии и может быть присвоена через два года после получения степени доктора.

Система высшего образования Германии объединяет 418 (в т. ч. 86 – частных) высших учебных заведений, из которых: 105 – классические университеты; 211 – университеты прикладных наук; 6 – педагогические ВУЗы; 16 – теологические ВУЗы; 51 – художественные ВУЗы; 29 – высшие учебные заведения для подготовки государственных и муниципальных служащих.

Важнейшей особенностью немецкого высшего образования является проектное обучение, предусматривающее передачу знаний от преподавателей студентам в процессе совместного выполнения ими конкретных научно–исследовательских проектов.

В 2011 году завершен переход всех немецких ВУЗов на Болонскую систему. Для получения академической степени бакалавра (Bachelor или Bakkalaureusgrad) «стандартный период обучения» составляет минимум три – максимум четыре года. Для получения академической степени мастера или магистра (Master или Magistergrad) «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год – максимум на четыре года.

Государственный экзамен (Staatsexamen) сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в ФРГ в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты). Порядок проведения экзаменов устанавливается государством или соответствующей федеральной землей в «Положении об экзаменационных требованиях».

Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень «доктора» (Promotion), понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Докторская степень возможна только в университете после получения Diplom, Magister или Staatsexamen, свидетельствующих о некоторых навыках студента в области теоретических исследований. Желающий иметь степень доктора должен получить научно–академическую поддержку и руководство профессора (Doktorvater). Профессор предоставляет тему для научного исследования, называемого в Германии Dissertation. Работа над диссертацией – это самостоятельное исследование. Нет аудиторных занятий, однако для молодых ученых часто проводятся коллоквиумы (Doktorandenkolloquia), на которых обсуждаются их последние научные изыскания. Кроме написания диссертационной работы система высшего образования Германии предусматривает для обучающихся в докторантуре сдачу устных экзаменов (Rigorosum) по главному предмету изучения и определенному ряду ему сопутствующих.

Для того, чтобы занять должность профессора на университетской кафедре ученый должен получить государственный диплом доктора (Doktor Habilitation).

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Допуском к обучению в университете является Аттестат зрелости Hochschulreife, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе (по программе гимназии) на основе сдачи четырех экзаменов по основным предметам (Abitur) и фиксирует соответствие уровня знаний школьника образовательному стандарту (некий эквивалент единому госэкзамену в России).

В систему высшего образования Швейцарии входят: 12 университетов (из них, 10 – кантональные университеты и 2 – технические университеты), 8 университетов прикладных наук – Fachhochschule (из них 7 – государственных и 1 – частный) и 16 педагогических ВУЗов. Кантональные университеты обучают студентов по специальностям: теология, социология, математика и естествознание, право, экономика, медицина и фармакология и др.. Технические университеты обучают студентов по специальностям: инженерия, охрана природы, архитектура, прикладная математика, военная наука, спортивная наука и др. Университеты прикладных наук готовят студентов для работы в следующих отраслях: техника и информационные технологии, архитектура и строительство, химия и фармакология, сельское и лесное хозяйство, экономика и сфера услуг, дизайн, здравоохранение, социальная работа, искусство, музыка, театр, психология, лингвистика и т.д.

В Швейцарии студенты учатся четыре–шесть лет в зависимости от факультета и выбранной специальности. Однако из–за того, что многие студенты совмещают учебу с работой, обычно это обстоятельство добавляет еще 1–2 года. Вступительных экзаменов в университеты, за некоторыми исключениями, не предусмотрено, и соискатели, представившие признанные тем или иным университетом дипломы доуниверситетского уровня, просто «записываются» в число студентов. Академический год в швейцарских ВУЗах включает два семестра: зимний (с середины октября до начала марта) и летний (с середины апреля до середины июля). Продолжительность обучения в Швейцарии от 4 до 5 лет в зависимости от курса и 6 лет – для медицинских специальностей. Привычных экзаменационных сессий в швейцарских университетах нет. Примерно год спустя после зачисления студент должен сдать свой первый экзамен по основному предмету («первый сертификат»), а еще через год – второй и главный экзамен («второй сертификат»). Затем следуют 3 года углубленной подготовки по специальности, после чего выпускнику присуждается степень лиценциата, которая соответствуют степени магистра. Следующая ступень – докторант – требует еще трех лет обучения. Обучение в университетах платное, но большой процент студентов получает стипендии.

Широко развита в Швейцарии система постуниверситетского образования и повышения квалификации. Многочисленные учебные заведения федерального и кантональных уровней предлагают более 33000 различных программ обучения для взрослых.

В Швеции базой для подготовки бакалавров является предыдущее обучение в общеобразовательной школе продолжительностью 12 лет или эквивалентное по содержанию дисциплин образование. После трехлетнего бакалавриата следует 1,5–летнее обучение в магистратуре. Однако, поступая в университет, студент имеет право выбора, по какой из двух программ (бакалавриата или магистратуры) он может начать обучение. Докторантура в целом длится 4 года, но после 2–х лет обучения по данной программе студент вправе завершить образование, получая диплом инженера.
Академический год состоит из осеннего и весеннего семестров по 14 недель, каждый из которых имеет также по две предшествующие и одну последующую недели для повторной сдачи экзаменов и ликвидации задолженностей.

Нидерландская система образования (в отличие от британской или американской) не основана на двух степенях дипломов, хотя в последнее время, в связи с повышением конкурентности на международном рынке образовательных услуг, университеты по некоторым специальностям переходят на двухуровневую систему обучения: бакалавр и магистр. Диплом выдается после 4 лет дневного обучения, по некоторым дисциплинам и после 5 лег – в сфере инженерного дела, естественных наук и сельского хозяйства. Слияния сократили количество вузов с почти 350 в 1980 г. до 50 к 1999 г. из которых всего 13 – университеты (за исключением Открытого университета).

В Китае школьники обучаются 12 лет, за которыми следует обучение в колледжах и университетах на уровне бакалавриата в течение 4 лет, по магистерским программам 3 года и 2–3 года – по программам докторантуры.

В Японии для получения степени бакалавра студент должен пройти 4–летнее обучение в университете, из которых 2 года – обширная общеобразовательная подготовка по специальности, последние 2 года – специализация. Дисциплины подразделяются на обязательные и элективные. Постуниверситетский уровень образования в Японии состоит из двух подуровней: «master course», продолжающийся 2 года и завершающийся получением степени магистра, и «doctor course», продолжающийся 3 года и завершающийся получением степени доктора.

Таким образом, при всем разнообразии систем образования зарубежных стран, различиях в подходах к его структурированию и присвоении академических степеней прослеживается стремление к унификации образования в направление вектора многоуровневой системы подготовки специалистов, развитии самостоятельности и мобильности обучающихся, индивидуализации обучения с учетом интересов и потребностей каждой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: