Таблица – Основные понятия (ст. 2 закона РФ) регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования
Наиме- нование | Сущность понятия |
Образование | Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно–нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов |
Обучение | Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по: - овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, - приобретению опыта деятельности, - развитию способностей, -приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни - формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни |
Уровень образования | Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (бакалавриат, магистратура) |
Квалификация | Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности |
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) | Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере образования |
Направленность (профиль) образования | Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно–тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы |
Качество образования | Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы |
.
|
|
В РФ гарантируется право каждого человека на образование (ст. 5) и устанавливаются следующие уровни профессионального образования (ст. 10):
|
|
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование – бакалавриат;
3) высшее образование – специалитет, магистратура;
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Государственная регламентация образовательной деятельности – это (ст. 90):
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;
3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
В целях повышения конкурентоспособности образовательных организаций законодательством предусмотрена и независимая процедура оценки качества образования, которая определяет соответствие предоставляемых услуг потребностям юридического или физического лица и осуществляется по их инициативе.
Кроме этого, организации, осуществляющие образовательную деятельность имеют возможность получать общественную аккредитацию в российских, иностранных и международных организациях. В этом случае они должны соответствовать критериям оценки вышеуказанных структур (ст. 96).
Работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации имеют право проводить профессионально–общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ. Она подразумевает соответствие подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к кадрам соответствующего профиля.
Общественная и профессионально–общественная аккредитация могут проводиться на добровольной основе и их результаты рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательной организации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность должны обеспечивать открытость и доступность информации о системе образования (ст. 97).
Для обеспечения правовых гарантий граждан страны в области образования и в целях обеспечения высокого качества российского образования Правительством РФ утверждена государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы (распоряжение от 22 ноября 2012 г. N 2148–р.)
Основные задачи программы «Развития образования» на 2013–2020 гг. (распоряжение от 22 ноября 2012 г. №2148–р.), разработанной Министерством образования РФ:
– формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально–экономического развития РФ;
– создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественнопрофессионального участия;
– обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
К ожидаемым результатам реализации программы в области высшего образования относятся:
– будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
|
|
– увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;
– будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;
– увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частно–государственного партнерства;
– будет сформирована сеть ведущих вузов страны.
Совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к валовому внутреннему продукту (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 4,9 процента в 2012 году до 6,3 процента в 2020 году (в случае реализации модернизационного сценария Программы).