Задание для самостоятельной работы студентов

Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве.

Лекция № 13

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).

2. Учить различать и называть пространственные направле­ния относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

3. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).

4. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П).

5. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).

6. Учить определять местоположение предметов относитель­но друг друга (П -► П).

7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ).

8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

9.Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе» — Я (задача 1)

Предварительная работа

В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем нож­ки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а за­тем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.

Методика обучения

В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на заняти­ях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

Последовательность формирования знаний:

1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

— Покажи, где голова.

— На что надел ботинки?

— Помоем спинку...

2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)

— Впереди — лицо, грудь, живот.

— Сзади — спина.

—Вверху — голова.

—Внизу — ноги.

—Руки — по бокам.

3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обра­щаем внимание ребенка на функциональные преимущества пра­вой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):

— В какой руке держишь ложку?

— В какую руку взял хлеб?

— В какой руке держишь карандаш?

— Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):

— Левая нога там, где левая рука.

— Правая нога с той стороны, где правая рука.

Дидактические игры

«Кукла моется», «Оденем куклу»;

«Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание));

«Кто правильно скажет и покажет» и др.

Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я -> (задача 2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: