Условия транспортирования и хранения скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся грузы перевозят в специальном изотермическом подвижном составе железнодорожного транспорта и в автомобильных фургонах-рефрижераторах. Для перевозок этих грузов железнодорожным транспортом применяют вагоны-термосы, рефрижераторные секции из 5-ти вагонов, автономные рефрижераторные вагоны (АРВ) – см. табл. 14.3 и рис. 14.2. Раньше использовались также рефрижераторные поезда из 21 и 23 вагонов и рефрижераторные секции из 12-ти вагонов, но в 1980-е гг. они были сняты с производства из-за их технических и эксплуатационных недостатков, а также ввиду трудности загрузки целых составов скоропортящимися грузами, следующих по одному и тому же маршруту.

а) 1 19000 (21000) 2 1


15435 (17520)

2200 2000 2600 2200

           
   
 
   
 
 


20080 (22080)

б) 1 2 1 3 1 2 1

       
   
 
 


106780

1 2 1

       
   
 
 


17650

2600 2400

2700 2150 3200

         
   
 
   
 
 


22160

в)

2 1 2 1 2 3 2 1 2 1 2

                       
       
       
 


106400

2 1 2 1

       
   


17520

2600 2200

2200 2000 3100

       
   
 
 


Рис. 14.2. Рефрижераторный подвижной состав железнодорожного транспорта: автономные рефрижераторные вагоны (а) длиной 19м и (21м); 5-ва-гонная секция и грузовой вагон производства Брянского завода (б) и завода Дессау, Германия (в): 1 – грузовые помещения; 2 – машинные отделения; 3 – вагон с дизель-генератором и служебным помещением

Таблица 14.3.

Железнодорожный рефрижераторный подвижной состав

  Показатель 5-вагонная секция производства Автономный ре-фрижераторный вагон длиной
БМЗ Дессау   19 м   21 м
Число грузовых вагонов Длина по автосцепкам, м: - грузового вагона - общая Грузоподъемность, т: - одного вагона - общая Внутренние размеры грузового помещения, мм: - длина - ширина - высота (у стенки) Размеры двери, мм: - ширина - высота Температура воздуха в грузовом вагоне, градусы   22,16 106,78         - 20   22,09 106,8         - 15   20,08 20,08         - 18   22,08 22,08   42 и 44 42 и 44       - 18

Вагон-термос не имеет холодильного оборудования, но его ограждающие конструкции из пенополиуретана толщиной 200 мм могут сохранять температурный режим перевозимых скоропортящихся грузов в течение перевозок. Грузоподъемность вагона-термоса 60 т, длина по автосцепкам 21 м, внутренняя длина грузового помещения – 20190 мм, ширина –2600 мм, высота у стенки – 2400 мм, размеры двери 2700х2300 мм. Для перевозок скоропортящихся грузов применяют также вагоны-термосы грузоподъемностью 47 т длиной по автосцепкам 22160 мм. В вагонах-термосах перевозят термически подготовленные грузы со сроком хранения более 10 суток.

Жиры, некоторые рыбопродукты, яйца и плодоовощи в летний период допускается перевозить в универсальных крытых вагонах. Для перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом применяют автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа-рефрижератора (рис. 14.3).

12000…17000 2 1

                   
   
     
 
 
   
     
 
 
 


3900, 8000…13360 2500, 2600

4000

 
 


1200,

1420

       
   


Рис.14.3. Рефрижераторный автопоезд для перевозок скоропортящихся грузов в составе тягача 1 и полуприцепа 2

Перед погрузкой на транспорт скоропортящиеся грузы должны пройти подготовку по качеству и термическому состоянию – для того, чтобы они соответствовали требованиям правил перевозки. Проверка соответствия грузов этим требованиям выполняется в момент предъявления грузов к перевозке. Температура замороженных, мороженных, подмороженных и охлажденных грузов может проверяться при погрузке их в вагон (табл.14.4).

Таблица 14.4.

Нормативная температура скоропортящихся грузов, подготовленных к погрузке

Скоропортящиеся грузы Температура при погрузке в вагоны, градусы
Мясо и мясопродукты замороженные Мясные блоки замороженные Блоки из мяса птицы Мясо охлажденное Мясо подмороженное Мясо птицы замороженное Мясокопчености Колбасы Пельмени и мясные полуфабрикаты Рыба и морепродукты мороженные Рыба охлажденная Рыбные грузы соленые Рыба и рыбопродукты копченые Молоко и молочные продукты в таре Масло Маргарин Сыры Яйца куриные охлажденные -8…-10 -8 -12 0…+4 -3…-5 -8 -9…0 -9…+12 -18 -18 -1…+3 -3…0 -18 +4 -6 +10 +4 +6  

Скоропортящиеся грузы могут перевозиться в подвижном составе транспорта отдельными штучными местами в транспортной таре, без тары (замороженное и охлажденное мясо в тушах, полутушах, четвертинах) или в транспортных пакетах, на поддонах. Туши, полутуши и четвертины замороженного мяса укладывают в вагоне в плотный штабель, а мяса охлажденного и остывшего - перевозят в вагонах в подвешенном состоянии на балках с крючьями в один-два яруса или в стоечных поддонах.

Для грузов в таре применяют следующие способы укладки в вагонах:

- плотным штабелем (все замороженные и низкотемпературные грузы);

- вертикальная укладка с прокладкой реек через один-два яруса для образования зазоров между ящиками 40…50 мм (охлажденные и неохлажденные плодоовощи при наличии вентиляции в вагоне);

- вертикальная укладка без зазоров между ярусами (охлажденные и неохлажденные грузы, требующие принудительного вентилирования или термической обработки в пути);

- перекрестная укладка с образованием каналов для естественной циркуляции воздуха (охлажденные и неохлажденные плодоовощи);

- шахматная укладка с зазорами между ящиками (плодоовощи).

Однако наиболее современные и перспективные способы перевозки скоропортящихся грузов – в таре и упаковке (в зависимости от рода грузов), в пакетированном виде на поддонах (в рефрижераторных вагонах, автомобилях или контейнерах). При этом пакеты высотой до 1800 мм устанавливают в один ярус, а высотой до 1100 мм – в два яруса. Перевозки грузов в пакетах, на поддонах, хотя и уменьшают загрузку транспортных средств на 10…15%, но зато сокращают их простои в 2…3 раза, трудозатраты и себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, а кроме того обеспечивают сохранение температурного состояния грузов и, таким образом, повышение качества доставляемых продуктов питания. Последний фактор очень важен для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов при организации перевозок и складирования скоропортящихся грузов в соответствии с принципами деловой логистики.

Каждый из скоропортящихся грузов (а иногда – даже отдельный сорт одного и того же груза) требует особых условий транспортировки и хранения. К условиям хранения относятся: температура помещения (табл. 14.5), относительная влажность воздуха, система вентилирования и циркуляции воздуха, санитарное состояние груза, склада, транспортных средств, качественные характеристики

Таблица 14.5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: