Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физи­ческого воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный2,

1 Кумуляция (от позднелат. ситиШю — скопление) — накопление, суммиро­вание эффектов от тренировочных занятий.

1 Ординарный (полный) отдых обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия.


жесткий1 и суперкомпенсаторный2), а также величиной и направ­ленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Мало того, учитывая гетерохронность (разно-) временность) восстановления различных сторон оперативной ра-1 ботоспособиости, можно так построить систему занятий недель­ного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицатель­ных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования раз­личных систем организма нужны повторные нагрузки через стро­го определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация — возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких ин­тервалах отдыха работоспособность организма не успевает восста­новиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недо-восстановления приведет к снижению работоспособности орга­низма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет проис­ходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлени­ям. Наилучшим оптимальным интервалом отдыха будет такой про­межуток времени между нагрузками, который потребуется для по­явления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При вос­питании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зави­симости от ряда обстоятельств п определенные моменты бывают полезными и ординарные и укороченные «жесткие» интервалы.

Таким образом, специфическим для реализации принципа сис­темного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспита­нии является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:

— рациональная повторность заданий;

— рациональное чередование нагрузок и отдыха;

— повторность и вариативность заданий и нагрузок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: