Социализация. Социальная установка и реальное поведение

Характеристика социализации с точки зрения влияния совокупности социальных условий, в которых живет и развивается человек, сферы деятельности и общения; процесс становления человека как существа общественного.

Факторы социализации: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия. Соотношение понятий: «социализация», «развитие психики», «развитие личности».

Ведущие феномены социализации: усвоение стереотипов поведения, усвоение действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.д.

Механизмы социализации: идентификация (отождествление индивида с другими людьми); внушение (процесс неосознанного воспроизведения индивидом мира другого); социальная фасилитация (стимулирующее влияние авторитетного лица на деятельность индивида); конформность (осознание индивидом расхождения во мнениях с окружающими и внешнее согласие с ними); подражание (сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей).

Основные направления социализации: поведенческая, эмоционально-чувственная, познавательная, межличностная сферы жизнедеятельности личности, их характеристика.

Влияние институтов социализации: семья, дошкольное учреждение, школа, неформальные объединения, вуз, производственный коллектив и т.д. — на процесс социального становления личности.

Понятие «социальная ситуация развития личности» (Л.С.Выготский) как характеристика социального взросления человека Объективные (общественно-экономические, культурные, этнические и прочие условия социального развития личности) и субъективные (отношения личности к вышеназванным условиям) аспекты социальной ситуации развития личности.

Характеристика фаз социального развития личности (адаптация, индивидуализация, интеграция) в условиях новой социальной ситуации (А.В.Петровский). Адаптация как активное усвоение индивидом социальных норм, форм и средств деятельности, действующих в общности. Индивидуализация — усиление зарождающегося на адаптационном этапе внутреннего конфликта между достигнутым результатом — субъект стал «как все» в группе — и неудовлетворяемой потребностью в максимальной персонализации. Интеграция как взаимная трансформация потребностей общности и индивида в совместной деятельности и общении.

Деятельностный подход развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский и др.). Понятие «ведущая деятельность» как детерминанта социального развития ребенка. Педагогическое и психологическое трактование понятия «ведущая деятельность» (А.В.Петровский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: