Пиаже Ж. Основной критерий – интеллектуальное развитие. Интеллект – функция адаптации к окружающей среде.
1) Сенсомоторный интеллект (0 – 2 года);
А) центрация на собственном теле (0 – 8-9 месяцев). Ребенок осваивает собственное тело.
Б) объективизация практического интеллекта (8-9 месяцев – 2 года);
2) Период подготовки и организации конкретных операций (2 – 11-12 лет);
А) дооперационный период (2 – 7-8 лет);
Б) стадия конкретных операций (8 – 11-12 лет).
3) Период формальных операций (11 – 15 лет). Вербально-логическое мышление.
А) становление формальных операций (11-12 – 13-14 лет);
Б) достижение формальных операций (от 13-14 лет).
· Следующий этап – переход к выделению обобщенных критериев.
Гезелл. Рассматривает развитие как процесс замедленного роста. Считает, что самое главное происходит в ранние периоды жизни. Развитие происходит волнами.
Эриксон Э. Основная идея – психосоциальная модель развития человека. Личность человека вырастает из результатов решения социального конфликта, который возникает в узловых точках конфликта. Ранний опыт достаточно важен.
Возраст | Результат развития |
0 – 1 год; мать | Доверие – недоверие к окружающим (формируется базовое доверие к миру). В психической депривации формируется избегательный тип характера (страх перед новым). Проблемы с адаптацией, построением близких отношений, неблагодарность. |
1 – 3 года, родители | Формируется автономия – зависимость, как взрослые реагируют на проявление самостоятельности ребенка |
3 – 6 лет; родители, братья, сестры | Инициатива, уверенность в себе – чувство вины. Основной вопрос исследования границ своих возможностей. Формируется инициатива. |
6 – 12 лет; школа, соседи, знакомые (латентная) | Трудолюбие (компетентность) – чувство неполноценности (сомнение в возможностях). |
13 – 18 лет; группа сверстников | Идентичность – смешение ролей. Проблема построения собственной идентичности (кто я? Какой я? И т. п.). |
Молодость (Ранняя взрослость) 19 – 40-45 | Близость – изоляция. Проблема построения близких отношений. |
Средняя взрослость. От 40-45 до 60 | Генеративность – стагнация. Проблема генеративности (продуктивность, самоактуализация). |
Поздняя взрослость. Свыше 60 лет | Цельность – отчаяние. Целостность – принятие своей жизни целиком. |