Билет № 5 Периодизации Ж. Пиаже, Э. Эриксона

Пиаже Ж. Основной критерий – интеллектуальное развитие. Интеллект – функция адаптации к окружающей среде.

1) Сенсомоторный интеллект (0 – 2 года);

А) центрация на собственном теле (0 – 8-9 месяцев). Ребенок осваивает собственное тело.

Б) объективизация практического интеллекта (8-9 месяцев – 2 года);

2) Период подготовки и организации конкретных операций (2 – 11-12 лет);

А) дооперационный период (2 – 7-8 лет);

Б) стадия конкретных операций (8 – 11-12 лет).

3) Период формальных операций (11 – 15 лет). Вербально-логическое мышление.

А) становление формальных операций (11-12 – 13-14 лет);

Б) достижение формальных операций (от 13-14 лет).

· Следующий этап – переход к выделению обобщенных критериев.

Гезелл. Рассматривает развитие как процесс замедленного роста. Считает, что самое главное происходит в ранние периоды жизни. Развитие происходит волнами.

Эриксон Э. Основная идея – психосоциальная модель развития человека. Личность человека вырастает из результатов решения социального конфликта, который возникает в узловых точках конфликта. Ранний опыт достаточно важен.

Возраст Результат развития
0 – 1 год; мать Доверие – недоверие к окружающим (формируется базовое доверие к миру). В психической депривации формируется избегательный тип характера (страх перед новым). Проблемы с адаптацией, построением близких отношений, неблагодарность.
1 – 3 года, родители Формируется автономия – зависимость, как взрослые реагируют на проявление самостоятельности ребенка
3 – 6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе – чувство вины. Основной вопрос исследования границ своих возможностей. Формируется инициатива.
6 – 12 лет; школа, соседи, знакомые (латентная) Трудолюбие (компетентность) – чувство неполноценности (сомнение в возможностях).
13 – 18 лет; группа сверстников Идентичность – смешение ролей. Проблема построения собственной идентичности (кто я? Какой я? И т. п.).
Молодость (Ранняя взрослость) 19 – 40-45 Близость – изоляция. Проблема построения близких отношений.
Средняя взрослость. От 40-45 до 60 Генеративность – стагнация. Проблема генеративности (продуктивность, самоактуализация).
Поздняя взрослость. Свыше 60 лет Цельность – отчаяние. Целостность – принятие своей жизни целиком.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: