Билет № 7. Организационные методы (по классификации Б.Г. Ананьева)

Классификация методов психологии развития по Б. Г. Ананьеву.

Основная идея разделение методов на группы в соответствии с циклом исследования. Выделяет 4 больших группы.

Организационные методы Эмпирические способы добывания научных данных Обрабатывающие методы Интерпретационные методы
Метод поперечных срезов Обсервационные Количественный анализ Генетический
Метод Лонгитюда Экспериментальные Качественный анализ Структурный
Комплексный метод Психодиагностические    
  Праксиметрические    
  Биографические    
  Методы моделирования    

Лонгитюдный метод - многократные обследования одних и тех же показателей на протяжении длительного периода времени. Плюсы: возможность наблюдать развитие. Минусы: длительность, трудозатратность, возможна потеря связи с испытуемыми, трудности методического плана. Бывают разные по времени. Лонгитюдинальные исследования имеют целью изучение генетических связей между фазами жизни. Лонгитюдинальный метод позволяет определять диапазон воз­растной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. Указанный метод является наиболее эффек­тивным при научном прогнозировании дальнейшего хода психической эволюции. В качестве следующей существенной особенности лонгитюдинального метода следует назвать его ориентацию на выявление индивидуальных характеристик чело­века в ходе его развития, которое происходит у разных людей различными путями и с неодинаковой скоростью. Этот метод применяется для изучения становления твор­ческой индивидуальности, для более точного определения веса каждого из факторов, влияющих на ее развитие

Метод поперечных срезов - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.. Одновременно берутся группы разных возрастов в исследовании качества, свойства и т. п. Модификации указанного метода состоят в том, что в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интерва­лы, например преддошкольный и дошкольный возраст, и исследуется комплекс изу­чаемых психических явлений (память, мышление и речь) или динамика какого-либо одного психического процесса.

Эти методы не учитывают «эффекты когорты» (изменения в поколениях). Метод «поперечных» сре­зов применяется к индивидам одной возрастной группы, что дает возможность уста­новить усредненные величины и границы нормальной вариантности в показателях той или иной психической функции.

Комплексный метод. Подразумевает использование лонгитюдного и метода поперечных срезов. Исследует человека на разных уровнях. в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. Для современных исследований в области возрастной и дифференциальной пси­хологии характерным является комплексный подход, при котором становится воз­можной экспериментальная разработка целостней концепции развития.

Параллельно с возникновением комплексного метода на западе был разработан метод «Когортно-последовательный план» (Уитбурн). В какой-то год берется группа испытуемых определенного возраста. Через промежуток времени (10 лет) повторяла исследование первой группы, а также исследовала группу испытуемых в возрасте первой группы в первом исследовании.

Характеризуя организационные методы, Б.Г.Ананьев отмечает: "Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим - в виде известных концепций, практическим в виде определённых рекомендаций...)"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: