Классификация методов психологии развития по Б. Г. Ананьеву.
Основная идея разделение методов на группы в соответствии с циклом исследования. Выделяет 4 больших группы.
Организационные методы | Эмпирические способы добывания научных данных | Обрабатывающие методы | Интерпретационные методы |
Метод поперечных срезов | Обсервационные | Количественный анализ | Генетический |
Метод Лонгитюда | Экспериментальные | Качественный анализ | Структурный |
Комплексный метод | Психодиагностические | ||
Праксиметрические | |||
Биографические | |||
Методы моделирования |
Лонгитюдный метод - многократные обследования одних и тех же показателей на протяжении длительного периода времени. Плюсы: возможность наблюдать развитие. Минусы: длительность, трудозатратность, возможна потеря связи с испытуемыми, трудности методического плана. Бывают разные по времени. Лонгитюдинальные исследования имеют целью изучение генетических связей между фазами жизни. Лонгитюдинальный метод позволяет определять диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. Указанный метод является наиболее эффективным при научном прогнозировании дальнейшего хода психической эволюции. В качестве следующей существенной особенности лонгитюдинального метода следует назвать его ориентацию на выявление индивидуальных характеристик человека в ходе его развития, которое происходит у разных людей различными путями и с неодинаковой скоростью. Этот метод применяется для изучения становления творческой индивидуальности, для более точного определения веса каждого из факторов, влияющих на ее развитие
|
|
Метод поперечных срезов - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.. Одновременно берутся группы разных возрастов в исследовании качества, свойства и т. п. Модификации указанного метода состоят в том, что в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интервалы, например преддошкольный и дошкольный возраст, и исследуется комплекс изучаемых психических явлений (память, мышление и речь) или динамика какого-либо одного психического процесса.
Эти методы не учитывают «эффекты когорты» (изменения в поколениях). Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам одной возрастной группы, что дает возможность установить усредненные величины и границы нормальной вариантности в показателях той или иной психической функции.
Комплексный метод. Подразумевает использование лонгитюдного и метода поперечных срезов. Исследует человека на разных уровнях. в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. Для современных исследований в области возрастной и дифференциальной психологии характерным является комплексный подход, при котором становится возможной экспериментальная разработка целостней концепции развития.
|
|
Параллельно с возникновением комплексного метода на западе был разработан метод «Когортно-последовательный план» (Уитбурн). В какой-то год берется группа испытуемых определенного возраста. Через промежуток времени (10 лет) повторяла исследование первой группы, а также исследовала группу испытуемых в возрасте первой группы в первом исследовании.
Характеризуя организационные методы, Б.Г.Ананьев отмечает: "Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим - в виде известных концепций, практическим в виде определённых рекомендаций...)"