Билет 17 Структурно-динамический аспект системного подхода

Структурно-динамический аспект рассматривает психику как систему различных структур, которые находятся в постоянном взаимодействии между собой. То есть существуют корреляции между различными психическими свойствами и психическими процессами.

С помощью-структурно динамического аспекта можно разложить, например, личность на ряд структур и исследовать их взаимодействие, и насколько определенная структура зависит от других структур.

Можно также исследовать, какие факторы влияют на развитие той или иной структуры и как они при этом взаимодействуют. Так при развитии подструктур личности на них влияют биологический и социальный фактор. При этом каждая подструктура имеет разное соотношение влияния биологического и социального. Но в целом в развитии личности доминирует социальный фактор. Каждая система характеризуется степенью интегрированности своих структур и их автономностью. Чем развитее человек, тем больше интегрирована ее структура. Ананьев отмечал два типа построения структуры, которые действуют одновременно при построении структуры:

1. Субординационный или иерархический, при котором общие свойства человека подчиняют себе более простые или психофизиологические свойства

2. Координационный при котором взаимодействие структур осуществляется на паритетных началах.

В процессе развития человека происходит изменение типа (субординационного, координационного) связей, их количества и степени качества. В процессе роста происходит увеличение количества и усложнению связей, что приводит к образованию более сложных структур человека: личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Процесс развития связей происходит под влиянием ведущих социальных факторов: воспитания, обучения, различных видов деятельности, познания, общения. Можно отследить динамику развития различных свойств человека и его структуры в целом, что дает возможность установить, какой фактор на определенном этапе развития каждой структуры является главным.

Структурно-динамический подход позволяет с помощью установления корреляции между различными психическими свойствами, функциями и процессами в различных системах человека решить три основных задачи.

1. Оценить степень целостности развития, то есть степень сопряженности всех структур человека.

2. Описать многокачественность развития путем описания структурных новообразований.

3. Определить возможные пути развития человека, что дает данные для построения учебного и воспитательного процесса.

Структурно-динамический аспект имеет большое значение в процессе обучения. Так Ананьевым было обнаружены связи обучения и развития детей с физическим воспитанием, гигиенической организацией образа жизни, нравственным развитием. С помощью специальных экспериментов была показана корреляция между уровнем интеллекта и физическими достижениями. Так исследуя влияние различных факторов на процесс обучения, мы можем сделать сам процесс обучения более эффективным.

Р. 5. Если хотите дополнить свой ответ подробным рассказом о корреляциях, внимательно прочитайте конспект ответа на вопрос 17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: