double arrow

Билет16. Соотношение биологического и социального (на примере развития способностей)

Исследования Теплова выявили возрастно-половую особенность корреляции первичных (показателей теплообмена, нейродинамики, обмена веществ) и вторичных (психофизиологические, мнемические, аттенционные, психомоторные) свойств нервной системы.

Бывают межфунциональные и внутрифункциональные корреляции показателей одного уровня, и разноуровневые корреляции между свойствами разных уровней. Типы корреляции изменяются по мере роста индивида. И для каждой возрастной ступени характерно преобладание определенного типа корреляции между характеристиками одного иерархического уровня.

В процессе роста происходит увеличения числа связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами индивида. Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы, свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Можно выделить два типа связей между первичными и вторичными свойствами индивида.

1. Генетический специфический тип ^ это биологически обусловленное развитие вторичных свойств на основе первичных.

2. Неспецифический, энергетический тип ^ это изменение уровня функционирования вторичных свойств индивида под влиянием окружающей среды и социального развития человека. То есть окружающая среда (социальный аспект) влияет на усиление и ослабление различных свойств индивида, на характер его внутренних связей. Структурные преобразования являются адаптационным процессом, когда происходит приспособление индивидных качеств к условиям окружающей социальной среды. У ученика в математическом классе повышается способность к счету (невербальное мышление), что происходит по влиянием высоких требований предъявляемых ему процессом обучения (социальной средой).

Под влиянием социализации преобразование свойств индивида происходит не только количественно, но и качественно. Кроме этого в процессе социализации формируются совершенно новые свойства индивида. Так, согласно Выготскому, преобразование натурального ряда функций в общение происходит посредством развития речи и другими средствами социального развития.

Специфика отношений биологического и социального состоит в том, что он может реализовать некоторые свои биологические возможности только в процессе социального развития. Взаимодействие биологического и социального носят многозначный и динамический характер, изменясь с возрастом. Человек проходит через множество социальных ситуаций (учеба, труд, спорт, общение) и все они влияют на разные уровни индивидной организации в виде количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений. Например, в процессе обучения возрастает не только объем (количественное изменение) внимания, но также его устойчивость и избирательность (качественные изменения).

Уровень способности человека зависит не только от возраста, но и того, как сильно она важна в конкретной социальной ситуации. Поэтому уровень развития и различных способностей будет колебаться на протяжении жизни в зависимости от того, в какой социальной ситуации находится индивид. Например, слуховая чувствительность может сенсибилизироваться у радиста в армии, а после демобилизации, когда он станет программистом, слуховая чувствительность может понизиться, так как эта способность человека перестает быть главной в его трудовой деятельности. Повышаются как абсолютные, так и различительные пороги слуховой чувствительности (количественные изменения). Человек так же перестает воспринимать важные сигналы среди шума (качественные изменения).

Изменения под влиянием социализации выражают две противоположные тенденции:

1. Специализация работы каждой функции в соответствии с социальной ситуацией.

2. Усиление интеграции функции.

Наряду с уровневыми изменениями психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков (вербальности, происходят структурно-динамические преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии в процессах общения, познания и деятельности, постольку на высшем уровне индивидной опосредствованности, произвольности). Поскольку социализация осуществляется наиболее интенсивно организации формируются такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой жизнедеятельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии коммуникативного потенциала, а в сфере познавательных функций образуется социальная перцепция.

Человек является, прежде всего, социальным существом, способности которого развиваются на основе биологических задатков под влиянием процесса социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: