По биофизику П.П Лазареву:
- сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью. До 6-7 лет ^ ускорение, после замедление темпа роста вплоть до 20 лет(оптимума развития функций).
- от 20 до 50 происходит процесс ускоренного ухудшения функций. Затем процесс старения замедляется.
По кому-то другому неизвестному:
- острота зрения до 4.3 растет быстро, после "\/ медленно. Поле зрения до 6.2 растет быстро, после растет медленно.
- уменьшение остроты зрения происходит вплоть до 79 лет. К 152 годам скорость ухудшения зрения затухает до 0.0002 условных единиц.
- ускоренный рост зрительно-пространственных функций и длительное старение свидетельствует об их ведущем значении по отношению к другим сенсорным функциям.
- рост дифференциальных порогов происходит быстрее, чем рост абсолютных. Так же дифф. пороги более сохранны в период взрослости.
Светочувствительность к различным длинам волн изменяется у человека по-разному. Чувствительность к желтому после 50 не снижается, к зеленому снижается не очень сильно. В то же время реакции на крайние участки спектра (красный и синий) неуклонно ухудшаются после 25.
|
|
Темп старения громкостной чувствительности различен для разных частот. Высокие частоты воспринимаются хуже после 20, чем низкие.
Кинестезия руки более сохранена, чем кинестезия нижних конечностей.
Точность восприятия положения объекта в пространстве формируется раньше и сохраняется дольше, чем восприятие пространственных характеристик самого объекта.
Развитие зрительных функций: глазомерная функция - к 4-5, к 6-7 годам формируется острота зрения, к подростковому возрасту поле зрения. Стареет к 50 годам острота, позже поле зрения, глазомер к 70. Развитие функций зрения пример действия межфункциональной гетерохронии.
В микровозрастном рассмотрении гетерохрония наблюдается и в период взрослости.
14. Гетерохрония познавательных функци й
Смещение во времени различных стадий развития отдельных подструктур интеллекта -горизонтальный декаляж (вероятно, это слово из личного словаря БГАнаньева, потому что ни в словаре Ожегова, ни в словаре иностранных слов его нет). Ребёнок раньше постигает неизменность массы тела, а затем, через 1-2 года, начинает правильно оценивать неизменность веса тела.
В детском и школьном возрасте наблюдается относительно быстрый темп развития словесной памяти, по сравнению с образной. В период старения сохранность словесно-логической памяти выше.
Зависимость между уровнями логического и мнемического развития существует, но не всегда одинакова. ^Моменты понижения уровня логических и мнемических функций возникают, возможно, в критических пунктах развития мышления, когда избыточность обобщения и абстрагирования ограничивают накопление и сохранения вновь усваиваемой информации. Напротив, повышение логических функций при понижении мнемических возникает, вероятно, именно тогда, когда накопление избыточной и сохранение усваиваемой информации происходит при некотором снижении эффективности [фильтрации» вновь усваиваемых знаний^ - писал БГАнаньев. И попадал, как всегда, в точку.
|
|
Учет изменяющихся взаимоотношений памяти и мышления имеет важное значение в связи с регулированием процесса структурирования знаний на разных этапах образования.
После 30-35 лет отмечается снижение развития невербальных функций интеллекта. Вербальные прогрессируют интенсивно и достигают максимума после 40-45. Вербально-логические функции являются существенным фактором, препятствующим старению.
Личночностное развитие также гетерохронно.