Гетерохронность сенсорно-перцептивных функций

По биофизику П.П Лазареву:

- сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью. До 6-7 лет ^ ускорение, после замедление темпа роста вплоть до 20 лет(оптимума развития функций).

- от 20 до 50 происходит процесс ускоренного ухудшения функций. Затем процесс старения замедляется.

По кому-то другому неизвестному:

- острота зрения до 4.3 растет быстро, после "\/ медленно. Поле зрения до 6.2 растет быстро, после растет медленно.

- уменьшение остроты зрения происходит вплоть до 79 лет. К 152 годам скорость ухудшения зрения затухает до 0.0002 условных единиц.

- ускоренный рост зрительно-пространственных функций и длительное старение свидетельствует об их ведущем значении по отношению к другим сенсорным функциям.

- рост дифференциальных порогов происходит быстрее, чем рост абсолютных. Так же дифф. пороги более сохранны в период взрослости.

Светочувствительность к различным длинам волн изменяется у человека по-разному. Чувствительность к желтому после 50 не снижается, к зеленому снижается не очень сильно. В то же время реакции на крайние участки спектра (красный и синий) неуклонно ухудшаются после 25.

Темп старения громкостной чувствительности различен для разных частот. Высокие частоты воспринимаются хуже после 20, чем низкие.

Кинестезия руки более сохранена, чем кинестезия нижних конечностей.

Точность восприятия положения объекта в пространстве формируется раньше и сохраняется дольше, чем восприятие пространственных характеристик самого объекта.

Развитие зрительных функций: глазомерная функция - к 4-5, к 6-7 годам формируется острота зрения, к подростковому возрасту поле зрения. Стареет к 50 годам острота, позже поле зрения, глазомер к 70. Развитие функций зрения пример действия межфункциональной гетерохронии.

В микровозрастном рассмотрении гетерохрония наблюдается и в период взрослости.

14. Гетерохрония познавательных функци й

Смещение во времени различных стадий развития отдельных подструктур интеллекта -горизонтальный декаляж (вероятно, это слово из личного словаря БГАнаньева, потому что ни в словаре Ожегова, ни в словаре иностранных слов его нет). Ребёнок раньше постигает неизменность массы тела, а затем, через 1-2 года, начинает правильно оценивать неизменность веса тела.

В детском и школьном возрасте наблюдается относительно быстрый темп развития словесной памяти, по сравнению с образной. В период старения сохранность словесно-логической памяти выше.

Зависимость между уровнями логического и мнемического развития существует, но не всегда одинакова. ^Моменты понижения уровня логических и мнемических функций возникают, возможно, в критических пунктах развития мышления, когда избыточность обобщения и абстрагирования ограничивают накопление и сохранения вновь усваиваемой информации. Напротив, повышение логических функций при понижении мнемических возникает, вероятно, именно тогда, когда накопление избыточной и сохранение усваиваемой информации происходит при некотором снижении эффективности [фильтрации» вновь усваиваемых знаний^ - писал БГАнаньев. И попадал, как всегда, в точку.

Учет изменяющихся взаимоотношений памяти и мышления имеет важное значение в связи с регулированием процесса структурирования знаний на разных этапах образования.

После 30-35 лет отмечается снижение развития невербальных функций интеллекта. Вербальные прогрессируют интенсивно и достигают максимума после 40-45. Вербально-логические функции являются существенным фактором, препятствующим старению.

Личночностное развитие также гетерохронно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: