Билет 25. Роль общения в психическом развитии дошкольника, школьника и взрослого

К числу фундаментальных и наиболее общих детерминант развития следует от­нести общение [25; 34], различные коммуникативные структуры, которые приводят к многообразным новообразованиям в индивидуальной жизни человека и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, которые стимулируют раз­витие активных форм психики и поведения.

С самого начала в период роста и на протяжении всей жизни существенно важ­ное значение для развития человека имеют межличностные отношения. Прежде всего через прямое и. опосредованное общение со старшими передается опыт поко­лений. К тому же только посредством общения формируются социальные формы психики (речь, произвольные формы и механизмы памяти, внимания, мышления, перцепции, свойства личности и др.). И, наконец, целенаправленное общение со взрослыми при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне бли­жайшего развития» [13].

Полигенетический эффект общения и речевого развития выражается в качествен­ной перестройке познавательной организации ребенка, ее эмоцонально-волевой сфе­ры. Наряду с этим коммуникации в различных формах социальной жизни детерми­нируют структуру и механизмы развития личности. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, это происходит потому, что благодаря общению поступок одного человека становит­ся обстоятельством жизни других людей, а их экспрессивные действия в свою оче­редь сказываются на поведении данного человека. Взаимопереход поступка и обсто­ятельства, события жизни и деятельности людей характеризует различные виды ком­муникаций. Посредством накопления опыта общения формируются коммуникативные свойства личности, которые выступают в качестве первичных, базальных для форми­рования сложной системы нравственных качеств личности. Важно подчеркнуть и тот факт, что формирование высоких инстанций личности, ее самосознания, рефлексив­ных свойств и саморегуляции происходит в процессе общения на основе познания других людей. Таким образом, «общение внутри групп, межгрупповое в коллективе, межколлективное есть один из самых важнейших каналов в социальной детермина­ции индивидуального развития».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: