Билет 45. Проблемы подросткового возраста

Описание и анализ предподросткового возраста представляет собой наиболее сложную проблему. Дело в том, что разными авторами подростковый возраст понимается по-разному. В периодизациях Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина «подростковый кризис - это переход от младшего школьного к подростковому возрасту, и потому точнее его называть «предподростковым». Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор является дискуссионной проблемой. Вопрос о том к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.

В этом возрасте происходит коренная перестройка интересов. С этим связаны особенности поведения подростков: падение школьной успеваемости, ухудшение прежде установленных навыков. По мысли Выготского, подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Выготский полагает, что первая, длящаяся около 2 лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов -характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Давая хар-ку симптомам негативной фазы подр. возраста, Выг. Отмечает

1. их крайнюю вариативность

2. ситуационную зависимость (напр., негативизм проявляется в семье и отсуствует в школе и наоборот)

3. неоднородность и сложность поведения

Божович: весь возраст полового созревания - критический. «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, т к в связи

С быстрым темпом развития у подростков возникает таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста.» Особенность: не только внешние запреты действуют, но и внутренние запреты, накладываемые подростком самим на себя

Позитивные сдвиги: новый уровень самосознания, связанный со способностью подростка познать самого себя как личность. Характерна неустойчивость самооценки, которая описывается то взлетом уверенности, то сомнениями в себе.

Внутреннее противоречие, а не просто внешний конфликт между желаемым и разрешаемым, и есть суть подросткового возраста, понимаемого как переход, но именно внутренний, т. е. не блокирующий развитие, а обусловливающий его.

У младших подростков формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если это чувство взрослости находит в жизни ребенка адекватное отношение со стороны взрослости, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же ребенок, испытывающий уже «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Особое внимание занимает проблема формирования целостной идентичности. Формирование идентичности, по Эриксону, есть процесс самоопределения. Идентичность может быть понята в 2-х измерениях - временном (идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего) и ситуативно-ролевом (идентичность составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответственно, роли, в которых выступает человек).

В целом на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: