Ведущий тип деятельности – учебная деятельность. Важная роль принадлежит также эстетической деятельности.
Основные новообразования (по Эриксону) – чувство социальной и психологической компетентности, чувство дифференцированности своих возможностей.
Основные новообразования (по Выготскому) – произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование.
Эмоционально-волевая сфера. Усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Повышение устойчивости эмоциональных состояний. Аффективный уровень реагирования на различные «вредности» - ведущий, но дети могут реагировать и на психомоторном уровне (Ковалев В. В.) Приход ребенка в школу вызывает много новых, порой противоречивых чувств. Младший школьный возраст – сензитивный период для регуляции эмоциональных состояний, идет работа со страхами. Идет работа в целом в плане эмоционально-волевой регуляции (дразнение). Важно научиться противостоять. Начальная школа период повышенной тревожности у детей. Характерны школьные страхи – боязнь опоздания в школу. Характерны страхи магические (приметы и т. д.). У девочек доминирует страх несоответствия предъявляемым требованиям, у мальчиков - страх наказания.
|
|
Развитие воли, саморегуляции, самоконтроля. Растет умение проявлять волевые усилия. Усложняется структура волевого действия за счет усложнения мотивации постановки цели и выбора путей ее достижения. Формируется произвольность поведения и деятельности. Феномены детской субкультуры на границе младшего школьного и подросткового возраста, связанные с преодолением себя: детские шалости и испытания храбрости.
Потребностно-мотивационная сфера. Усложняется иерархия мотивов. Постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому строению системы мотивов. Ведущее значение имеет стремление занять новую социальную позицию и ориентация на учителя и его требования.
Познавательная мотивация. Два компонента: направленность на содержание материала и на процесс обучения. Мотивация влияет на успеваемость больше чем уровень мышления (интеллекта).
Нравственное развитие. В этот период идет активное усвоение норм, правил взаимодействия с другими людьми. Формирование ценностных ориентаций. Меняется представления о справедливости от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
Коммуникативная сфера. Возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, взаимная оценка, требовательность друг к другу. Дружба в основном связана с какими-либо внешними признаками. Основана дружба, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов. Характерен высокий авторитет учителя. Это благополучный период. Дети этого возраста открыты, отзывчивы, доверчивы, общительны.
|
|
Салливен Г. С. Говорит что для младшего школьного возраста характерна изофилическая стадия (потребность в общении с максимально похожим человеком).
Селман говорит, что дружба носит в основном эгоцентрический характер.
Я-концепция и самооценка. Я-концепция достаточно фрагментарна, нет четкого видения себя, своих особенностей. Слабо развит когнитивный компонент. При этом образ Я характеризуется стабильностью и вне ситуативностью (описание своих объективных характеристик). Формирование самооценки (эмоциональный компонент) происходит под влиянием оценки учителя. Появляется дифференцированность самооценки. Значимы качества, связанные с успешностью учебной деятельностью. Самооценка конкретна и сутиативна. В целом носит несколько завышенный, неадекватный характер.
Общие выводы. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для:
· Развития произвольности психических процессов
· Формирования внутреннего плана действий
· Рефлексии способов своего поведения
· Формирования потребности в активной деятельности
· Овладения учебными умениями и навыками
Важным моментом является отношение к учению ребенка.