Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Развивается специальный вид восприятия – слушание. Большое значение имеет восприятие времени. Младшие школьники ошибаются в оценке временных интервалов: недооценивают маленькие и переоценивают большие. Огромное достижение – установление первых связей пространства, времени, количества.

Развитие внимания. Во многом внимание первоклассника сохраняет черты, характерные для дошкольника. Объем внимания еще узок, небольшой объем, произвольное внимание неустойчиво, не сформировано целенаправленное внимание, низкая концентрация внимания.

Причины рассеянности: переутомление, неправильное дыхание, нарушение снабжения мозга кислородом; недостаточная умственная активность (ММД – деятельность с минимальными мозговыми дисфункциями); негибкое внимание, отсутствие переключаемости; неправильное воспитание (обилие информации и неумение ее перерабатывать).

Развитие памяти. Основные линии развития. Расширения объема памяти. Рост точности и системности воспроизведения материала. Опора на смысловые связи. Память приобретает произвольный характер. Освоение рациональных способов запоминания.

Способы запоминания: использование наглядности, повторение, самоконтроль, включение познавательного интереса, осмысливание материала.

Смысловое содержание увеличивает возможности памяти в 5 – 10 раз. Дети могут изменять последовательность изложения, не нарушая логику. Высокая пластичность памяти. Характерная особенность – реминисценция (пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, особенно это касается эмоционально насыщенного материала). Большинство детей к 3 – 4 классу начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определенный материал.

Развитие мышления. Преобладает наглядно-образное мышление. Для решения новых, необычных задач дети прибегают к практическому, наглядно-действенному мышлению. Характерен способ мышления методом «короткого замыкания» - использование локальных связей. Тенденция использовать уже известные приемы (стереотипность мышления).

По Пиаже. 5 – 7 – 12 лет – стадия конкретных операций. Ребенок осваивает следующие операции. Классификация – разнесение объектов по иерархически соподчиненным классам и подклассам.

Сериация – организация объектов в соответствии с их размерами по высоте, длине, ширине.

Счет возникает при одновременном использовании классификации и сериации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: