Сущность, специфика и функции коммуникации

Итак, рассматривая структуру К., мы подошли к очень важному моменту в понимании ее специфики, в фиксации двух альтернативных научных подходов (парадигм) к ее объяснению и понимании сущности, а именно:

1) к механистическому (техницистскому) пониманию, когда коммуникацию фактически сводят к передачи-получению информации от одного участника К. к другому и к

2) к деятельностному, когда коммуникация рассматривается как взаимодействие, творческая деятельность коммуниканта-отправителя, и реципиента-получателя, который внимает, слушает, осмысливает (декодирует) сообщение и реагирует на него.

Еще раз отметим наше понимание коммуникации в данном учебном курсе: К. – это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Другими словами, К. – это всегда информационно-смысловое взаимодействие, процесс совместной деятельности участников К.

Акцентируем наиболее важные черты и характеристики человеческой К.:

· В человеческом об-ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос-вами, культурами посредством созданных людьми знаковых систем (языков).

· К. между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в к-рых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон.

· Содержание, суть передаваемых в процессе К. сообщений можно назвать смыслами и тогда можно сказать, что К. – это обмен смыслами.

· Социальная К. всегда включает обратную связь между ее участниками, имеет те или иные результаты (эффекты).

· К. носит осознанный и целенаправленный характер.

· С. является движение идеальных объектов – смыслов, образов, чувств.

· Она всегда происходит в определенном в социальном пространстве и социальном времени.

· К. обусловлена уровнем развития общества и его социокультурными особенностями.

· Содержание и формы К. отражают обществ. отношения и историч. опыт людей.

Функции коммуникации

В учебной литературе существуют различные трактовки и формулировки функций К. Мы предпочитаем следующую версию.

· коммуникативная: общение, обмен информацией, установление контакта;

· информативная (познавательная): передача и получение знаний, сведений;

· интерактивная: обмен действиями, побуждение к действию, мотивирование;

· перцептивная: взаимное восприятие, познание друг друга, взаимовлияние;

· экспрессивная: передача чувств, эмоций, настроений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: