Обзор основных понятий, принятых при работе с базами данных

Данные - компоненты информации, которые характеризуются своими атрибутами: именами, типами, размерами и значениями.

Имена данных - компоненты информации в виде комбинации символов, позволяющие отличать один компонент информации от другого.

Значения данных - компоненты информации в виде комбинации символов, отражающие содержательную сторону данных.

Типы данных - компоненты информации, представляющие совокупность каких-либо признаков, в соответствии с которыми эти данные могут принадлежать определенному множеству или подмножеству компонент информации, имеющих такие же признаки.

Размеры данных - количество символов, используемое для отображения значений данных.

Структура данных - организация данных, обеспечивающая их связь и доступ к ним с использованием определенных методов. Структура данных имеет различные структурные компоненты разной степени сложности, имеющие атрибуты: имя, тип и размеры.

Сложная структура - структура, состоящая из более простых компонент структуры. Количество составляющих ее компонент определяет ее размер, а тип этих компонент и способ образования из них сложной структуры определяют тип такой структуры.

Простая структура - структура, которая не может содержать другие компоненты структуры.

Иерархическая структура данных - структура, состоящая из компонентов структуры различной степени сложности, в которой более сложные компоненты занимают более высокие уровни в структуре, причем каждый компонент может быть связан только с одним ближайшим компонентом более высокого уровня, к которому он относится.

Сетевая структура данных - структура, в которой связи между ее компонентами не зависят от уровня их сложности.

Реляционная структура данных - иерархическая структура в форме связанных между собой таблиц.

Сложные данные - данные со сложными типами и значениями. Простые данные - данные с простыми типами и значениями.

Сложное значение - значение, состоящее из значений тех компонент данных, структуры которых входят в структуру соответствующей сложной компоненты данных, т.е. это массив значений.

Сложный тип данных - тип, состоящий из типа сложной структуры соответствующих данных и массива типов более простых компонентов данных, структуры которых входят в структуру соответствующей сложной компоненты данных.

Запись - составной (сложный) компонент данных, имеющий структуру типа "запись" и, соответственно, сложное значение; или, иначе, - группа связанных компонентов данных, называемых полями.

Поле - компонент данных, имеющий структуру типа "поле" и определенное значение, входящее в значение записи.

Структура типа " поле " состоит из трех основных элементов, входящих в эту структуру последовательно, - имени поля (компонента данных), его типа (типа значения поля) и размера (числа символов в значении поля - ширины поля).

Структура типа " запись " состоит из структур типа "поле", входящих в эту структуру последовательно и число которых обычно не менее двух. Первое поле обычно определяет имя записи.

База данных - система данных, имеющая определенную структуру, которая обеспечивает возможность - задания и изменения значений компонентов данных, - выборки компонентов данных по заданным признакам, - просмотра содержимого базы данных и - проведения других операций с ее данными. Реляционная база данных - база данных, имеющая реляционную структуру данных.

I). Выполнить с ортировку по фамилиям в порядке возрастания рис. 6.1.

Алгоритм выполнения задания:

1. Открыть файл файле «задание для лаб-6.xls».

2. Выделить всю таблицу

3. Открыть меню Данные ®Сортировка

4. Нажать на стрелочку (раскрывающийся список) в поле «Сортировать по» и выбрать Фамилия ® по возрастанию ® ОК(см. рис.6.1.)

II). Провести выборку записей с помощью операций автофильтра из базы данных, представленной в файле «задание для лаб-6.xls». Записи, подлежащие выборке, должны удовлетворять следующим критериям:

· фамилии клиентов должны начинаться на буквы П, Л, З,

· год рождения учеников 1997-1999,

· пол «женский».

Алгоритм выполнения задания:

1) Вставить новый лист в открытую книгу (Вставка ®Лист) и переименовать его (Формат®Лист®Переименовать) в Автофильтр. Скопировать таблицу с листа «Сортировка» на лист «Автофильтр»

2) Выделить базу данных путем выделения «шапки» таблицы (имен базы данных) открыть пункт меню действий Данные, операция Фильтр/Автофильтр и - ввести сформированную команду - область табличного поля документа, для последовательной выборки записей по каждой категории признаков (критериев): рис.6.2.

3) для выборки по фамилиям: - ввести заданные признаки - критерии; - открыть диалоговое окно автофильтра в поле Фамилия (операция Условия… рис. 6.2.), - набрать критерии в строках ввода = П* ИЛИ = Л* (рис.6.3.) при этом отметить, что операции автофильтра позволяют использовать только два Рис.6.3.

4) признака выборки для каждого столбца, и выборка по фамилии, начинающейся на букву З, выполняется отдельно; - ввести команду (клавиша ОК);

5) для выборки - год рождения учеников 1997-1999: - провести действия, аналогичные пункту 3), но открыть диалоговое окно автофильтра в поле Год рождения... и набрать критерии >= 1997 И <= 1999;

6) для выборки по полу ученика: - провести действия, аналогичные пункту 3), но открыть диалоговое окно автофильтра в поле Пол... и выбрать критерии ЖЕНСКИЙ.

7) Так как мы провели выборку только двух фамилий, по этому необходимо поместить полученный результат выборки в отдельное место.

8) Повторить пункты 3) -5) и копирование полученного результата для добавления выборки по фамилии, начинающейся с буквы З; - отменить операцию выборки с помощью автофильтра (Данные, Фильтр®Автофильтр).

III.) Провести выборку записей базы данных по заданным выше критериям с помощью операций Расширенного фильтра.

Алгоритм выполнения задания:

1). Сделать копию листа «Сортировка» (Правка® Переместить /Скопировать лист® Создать копию) и переименовать его в Расширенный фильтр (Формат®Лист®Переименовать)

2). Создать таблицу критериев с исходными данными над базой данных (исходной таблицей) образец на рисунке 6.4.

Таблица критериев с использованием имен ячеек таблицы с исходными данными. Необходимые заголовки могут быть скопированы в эти ячейки из исходной таблицы (базы данных)

Рис.6.4.

Примечание: Отметим, что имена полей в строке (C1:F1), за которой непосредственно следуют значения критериев должны быть строго идентичны таким же полям исходной базы данных (C6, E6, H6), так как только по ним можно определить, в каких столбцах исходной базы данных следует искать значения, удовлетворяющие критериям. Поэтому такие имена рекомендуется вводить посредством копирования.

3) На листе Расширенный фильтр выделить базу данных начиная со строки, содержащей имена полей со значениями полей (B6:I56). - Выбрать операцию фильтрации (пункт меню действий Данные, операция Фильтр ® Расширенный фильтр) Рис.6.5.

Установить параметры: Обработка фильтровать список на месте

Исходный диапазон: - $B$6:$I$56

Диапазон условий: 'Расширенный фильтр'!$C$1:$F$4. Нажмите ОК

3) Отмените Данные® Фильтр ®Отобразить все… И проделайте фильтрацию еще раз. Поместите результат фильтрации на другое место для этого откройте Данные ® Фильтр ® Расширенный фильтр укажите Скопировать результат в другое место и «Поместить результат в диапазон- $B$58:$I$58 (рис.6.6)

ячейки $B$58:$I$58 э то место, куда будет помещен результат выборки

Сохраните результаты на гибком диске в каталоге Excel под именем Lab-6.xls.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: