План:
1. Биографическая справка об авторе. Обзор творчества писателя.
2. История создания и особенности жанра произведения.
3. Особенности композиции. Мотивы и лейтмотивы произведения.
4. Мифологизм книги. Функции мифологических образов.
5. Философское звучание книги. Смысл финала.
6. Обзорное и подробное изучение произведения в школе.
Литература:
1. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М., 1988. (Глава 2. Проблематика и поэтика «Царь-рыбы»).
Учебники:
1. Лейдерман Н. Крик сердца (Творческий облик Виктора Астафьева)// Русская литература ХХ в. в зеркале критики: Хрестоматия/ Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто. СПб., 2003. С. 375-409.
2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 2: Семидесятые годы (1968-1986): Учеб. пособие. М., 2001. С. 66-91.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11. Философское звучание романа Ч. Айтматова «Белый пароход» (2 часа)
План:
1. Биографическая справка об авторе. Обзор творчества писателя.
2. Тематическое своеобразие романа.
3. Система персонажей романа.
4. Функции мифологических образов и мотивов.
5. Философская проблематика. Есть ли решение философских проблем, поставленных писателем?
Литература:
1. Левченко В. Чингиз Айтматов. М., 1988. (Глава: Трагедия Момуна. С. 84‑145).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12-13. Идея свободы в литературном процессе 1960-х‑ – 1980-х гг.