· К недостаткам можно отнести …
· Автор противоречит сам себе, когда говорит, что … / упускает из виду, что …
· С этой мыслью / С этим утверждением трудно согласиться / мы не можем согласиться, так как, на наш взгляд / по нашему мнению,…
· Тема статьи не представляется нам актуальной, так как …
· В настоящее время эта задача невыполнима …
2) Напишите рецензии на тексты данного приложения.
Задание 7
1) Расскажите о научном стиле речи. Введите в свой текст некоторые из данных цитат. Если авторы высказываний вам неизвестны, прочитайте о них в энциклопедическом словаре. Значения незнакомых слов посмотрите в толковом словаре.
¨ Недостаточно иметь ясные и истинные идеи. Чтобы сообщить их другим, надо ещё уметь выражать их ясно.
Гельвеций, французский философ
¨ Нет мысли, которую нельзя высказать просто и ясно, особенно в её диалектическом развитии. Буало (французский поэт) прав: «Всё, что хорошо продумано, выражается ясно, и слова для выражения приходят легко».
А.И.Герцен, русский демократ, публицист, писатель
|
|
¨ Глубокая мысль только выигрывает, если упростить её выражение. К сожалению, в науке, как и в искусстве, истинная простота даётся только мастеру. Простота требует больших усилий.
А.Б.Мигдал, русский физик-теоретик
¨ Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
Монтень, французский философ
¨ Наука для выражения, переработки и передачи знаний не может обойтись без языка, но, пользуясь языком, она … приспосабливает его к своим целям…
А.И.Ракитов, русский философ
¨ Недооценка многозначности слов вообще, научных терминов в особенности нередко приводит к крайне тяжёлым последствиям, и это касается не только естественных наук, но и философии, логики, теории познания.
А.И.Ракитов, русский философ
¨ … Наука сама создаёт себе язык, без которого она не может развиваться. Содержание науки и её язык, подобно строящемуся зданию и лесам, не могут существовать одно без другого, только язык в отличие от обычных лесов навеки не исчезает, а органически включается в общие средства передачи информации.
Я.А.Смородинский, русский (советский) физик
¨ … Лорд Брум сжато и ясно выразил требования научной терминологии следующими правилами: 1) всегда употребляйте самые ясные и недвусмысленные термины, 2) никогда не употребляйте словá, имеющие два смысла, не определив, в каком из них оно будет употребляться, 3) никогда не употребляйте одного слова в двух значениях, 4) никогда не употребляйте разных слов в одном значении.
Н.Г.Чернышевский, русский революционер, учёный, писатель, литературный критик
¨ Что же отличает язык науки от языка в обычном смысле? Как объяснить, что язык науки в целом понятен каждому? Наука стремится к предельной точности и ясности понятий, их взаимосвязи и соответствия чувственным данным.
|
|
А.Эйнштейн, физик-теоретик
Также вы можете использовать материал § 1 и Приложения 3.
2) Прочитайте высказывания известных людей. Введите их в свой текст: а) составьте несколько предложений, подтверждением которых могут явиться приведённые цитаты, или, наоборот, б) выберите цитату–тезис вашего рассуждения, раскройте тезис, составив несколько предложений (то есть подтвердите цитату–тезис или опровергните). Если авторы высказываний вам незнакомы, прочитайте о них в энциклопедическом словаре.
О роли знания, об образованности
¨ Нужны умные, образованные люди, по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинства.
А.П.Чехов
¨ Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, всё людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
И.А.Гончаров
¨ Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
Н.Г.Чернышевский
¨ Человек стремится к знанию, и, как только в нём угасает жажда знания, он перестаёт быть человеком.
Ф.Нансен
¨ Наш разум по природе своей наделён неутолимой жаждой познавать истину.
Цицерон
¨ Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.
Н.Г.Чернышевский
¨ Знание без нравственной основы – ничего не значит.
Л.Н.Толстой
¨ Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон
¨ Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Ф.Бэкон
¨ Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение – главная задача образования.
А.Эйнштейн
О книге и чтении
¨ Книга – это небольшой инструмент, приводящий в действие нашу способность мыслить; это двигатель мысли, помогающий бороться с нашей умственной леностью.
Э.Фагэ
¨ Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.
У.Теккерей
¨ Книги рождают мечту, вызывают её к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений.
С.Г.Струмилин
¨ Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Ф.Бэкон
¨ Книги – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
А.И.Герцен
¨ Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь.
А.Н.Толстой
¨ Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
Ф.Вольтер
¨ Одна из причин духовной пустоты – отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
В.А.Сухомлинский
¨ Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д.Дидро
¨ Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.
Бэкон
¨ Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать.
|
|
Ф.Бэкон
¨ Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей.
Н.А.Рубакин
О науке, учёных и нравственности
¨ … Занятие наукой дисциплинирует человека, приучает его к усидчивости, к систематизации знаний, укрепляет волю, а стало быть, способствует и воспитанию нравственных качеств.
П.С.Александров
¨ Учёность есть сладкий плод горького корня.
Катон
¨ Наука – дело очень нелёгкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
Монтень
¨ Наука – вот истинное преимущество человека…
В.И.Гёте
¨ Полуобразованные люди наиболее опасны для науки: они «всё знают».
Д.С.Лихачёв
¨ Культ науки в самом высоком смысле этого слова, возможно, ещё более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации. Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень, наука способствует распространению и торжеству великих идей.
Л.Пастер
¨ Учёный во всём должен быть абсолютно честен. Малейшее отклонение от этого качества является, на мой взгляд, тягчайшим преступлением.
К.И.Скрябин
¨ Нравственность должна быть полярной (путеводной. – Т.Т.) звездой науки.
С.Буффлер
¨ Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель
¨ Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
В.О.Ключевский
¨ В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не благо, но, несомненно, и очевидное зло.
Л.Н.Толстой
¨ Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но нельзя забывать, что знания и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин.
А.Эйнштейн
¨ Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной.
|
|
П.Шелли
¨ Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком.
В.Г.Белинский
¨ Ежели (если. – Т.Т.) учёный … при учёности своей злое имеет сердце, то достоин сожаления и со всем своим знанием есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому обществу.
Н.И.Новиков
¨ Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали.
Б. Паскаль
¨ В плохо воспитанном человеке отвага становится грубостью, учёность – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – лестью.
Д.Локк
Задание 8
Проведите дискуссию на тему «Что такое научное творчество? Какова роль интуиции в нём? Что такое творчество в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в выбранной вами? Какие качества необходимы для научной работы?» и т.п.
Подготовиться к дискуссии, выработать и сформировать собственную позицию вам помогут данные тексты.
¨ Познакомьтесь с фрагментами статьи академика А. Мигдала[60] «О психологии научного творчества» («Наука и жизнь». – 1976. – № 2. – С. 100-107; № 3. – С.100-107). В ней учёный обсуждает вопросы о том, что толкает молодого человека к занятию наукой, какие черты характера нужны для этого; как делается наука, каковы элементы (составляющие) творческого процесса.
I. Побуждения к научному творчеству
Любопытство, самовыражение, самоутверждение
Не будем касаться такого стимула, как понимание общественной полезности своей работы, – этот фактор в равной мере присутствует во всех областях человеческой активности. Обсудим лишь психологические побуждения, непосредственно связанные с научным творчеством. Они складываются из нескольких элементов. Наименее близкий духу науки мотив – это желание самоутверждения, желание доказать себе или другим, что ты можешь довести задачу до конца. (Разумеется, мы не обсуждаем такие побуждения, как желание сделать карьеру или извлечь выгоду.) Другой мотив – стремление к самовыражению, то есть к наиболее полному проявлению своей индивидуальности. Но самый важный побуждающий мотив – это любопытство, желание узнать, как устроена природа. В этом случае чужой успех в науке радует не меньше, чем свой собственный. Именно такое отношение к науке было у нашего замечательного физика-теоретика И.Я. Померанчука, который даже перед смертью, приходя в сознание, расспрашивал о последних работах по теории элементарных частиц и радовался каждой новой идее.
Такой чистый случай встречается крайне редко, и это не обязательное условие. Обычно смешиваются все три мотива. Иногда стремление к самовыражению проявляется в такой сильной форме, что занятия одной только наукой оказывается недостаточно. Известно, что Макс Планк[61] был хорошим пианистом, Эйнштейн[62] играл на скрипке. … <…>
Есть люди, для которых стремление к самоутверждению представляет собой сильнейший стимул к творческой активности. Но в тех случаях, когда это стремление не обуздано безупречной добросовестностью, оно почти неизбежно превращается в погоню за эффективными результатами и приводит к невольной подтасовке фактов. Сколько талантливых людей погибло для науки из-за этого недостатка!
Среди людей, далёких от науки, широко распространено мнение, что учёный руководствуется в своей работе стремлением сделать открытие. Между тем научный работник не должен задаваться целью сделать открытие, его задача – глубокое и всестороннее исследование интересующей его области науки. Открытие возникает только как побочный продукт этого исследования. Это не означает, что люди, занимающиеся наукой, так идеальны, что не хотят сделать открытие. Это желание, разумеется, присутствует, но на втором плане, оно не только не должно определять, но даже и в малой степени влиять на характер исследования.
Здесь под словом «открытие» подразумевается существенный скачок в понимании природы. Небольшие, обычно невидимые миру «открытия» делаются непрерывно, и именно они составляют радость повседневной работы в науке. Умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию – это качество должно в большей мере определять выбор профессии.
Начинающему научному работнику необходимо ясно понимать опасности, связанные со стремлением к самоутверждению и часто вытекающим из него стремлением к эффективным результатам, и поэтому мы ещё раз будем возвращаться к этой теме.
Способность удивляться и красота в науке
Вернёмся, однако, к любопытству исследователя. Оно самым непосредственным образом связано со способностью удивляться. Это качество необходимо для творческой активности в любой области, без него нет ни поэта, ни художника, ни учёного. Но в отличие от искусства, где главную роль играет живая и непосредственная реакция на увиденное или услышанное, в науке необходима способность удивляться тому, что возникает в результате размышлений, в результате осмысливания накопленных знаний. Когда причина такого удивления выражена в ясной форме, говорят, что это научный парадокс.
Известно много случаев, когда удивление учёного, сформулированное в виде парадокса, приводило к научным революциям.
Приведём пример.
Теория тяготения. Со времён Галилея известно, что все тела падают с одинаковой скоростью (если отвлечься от сопротивления воздуха). Это означает, что вес тела, то есть сила, с которой тело притягивается к земле, строго пропорционален его массе. С другой стороны, массе пропорциональны и силы инерции. И две эти одинаковые зависимости сил от массы приводят к тому, что человек в свободно падающей камере находится в состоянии невесомости: сила тяжести строго компенсируется силами инерции. Мы так свыклись с этими фактами, что не замечаем здесь никакой странности. Эйнштейну они показались удивительными, и он сформулировал свое удивление в форме парадокса. Почему вес тел независимо от их состава, независимо от их состояния пропорционален массе, мере инерции? Не следует ли из этого, что между инерцией и гравитацией (силами тяготения) есть глубокая внутренняя связь? Эта мысль была отправным пунктом одной из самых удивительных физических теорий – теории тяготения Эйнштейна. <…>
Умение чувствовать красоту наряду со способностью удивляться должно определять выбор научной профессии. <…>
II. Подводные камни
Нильсу Бору принадлежит высказывание: специалист – это тот, кто знает некоторые привычные ошибки в данной области и умеет их избегать.
Существуют распространенные психологические ошибки, затрудняющие научную работу. Попробуем проанализировать наиболее существенные из них.
Спасительные аргументы
На самой первой стадии работы, когда надо раздуть пламя, которое вот-вот погаснет, поиски аргументов, подтверждающих принятую точку зрения, иногда совершенно необходимы. Но как только работа начала оформляться, успокаивающие соображения могут принести только вред. И главной становится задача подыскивать опровергающие аргументы. Аргументы «за» находятся сами собой, без сознательных усилий.
Стремление обязательно сделать открытие очень часто приводит к подыскиванию успокоительных аргументов и даже к невольной подтасовке фактов. <…>
Не бывает добросовестности 1-го или 2-го сорта, добросовестность только одна – безупречная. Уместно вспомнить разговор Воланда с буфетчиком в книге Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя». <…>
Суеверия
Недостаточно строгая обработка статистических данных неизбежно приводит к ошибкам и возникновению «суеверий».
В жизни каждого человека есть случаи, которые, казалось бы, нельзя объяснить без телепатии. И вместе с тем до сих пор, по-видимому, не существует серьёзного её доказательства. Несмотря на многолетние поиски, нет экспериментов, которые с убедительной статистикой давали бы повторяющиеся результаты. Это не пустая придирка, это действительно означает, что существование этого явления по меньшей мере сомнительно. Аргументы личного опыта и личной убеждённости можно сразу отбросить, вспомним, что 100–200 лет тому назад было очень много людей, которые видели чертей и ангелов. И еще совсем недавно было много людей, общавшихся с духами на спиритических сеансах. Тем не менее та же самая научная добросовестность, о которой мы говорили, не позволяет утверждать, что телепатии не существует. Нельзя доказать, что явление отсутствует, можно только утверждать, что оно не обнаружено. И что поэтому его существование маловероятно.
Одна из самых больших трудностей в науке – это переход от догадок к достоверной научной истине. С мучительным трудом, двигаясь шаг за шагом, как альпинист по отвесной стене, учёный добывает истину.
Поэтому всех людей, хоть сколько-нибудь причастных к науке, огорчил фильм «Воспоминание о будущем». Этот фильм представляет собой пример активной пропаганды лженауки. С необычайной лёгкостью из фактов, имеющих десятки простых объяснений, делается заключение о следах астронавтов, прилетавших на Землю из других цивилизаций.
Схема подтасовки фактов следующая: если на старинном изображении человек имеет горшок на голове, то это шлем астронавта, если же горшка нет, то шлем упал при торможении космического корабля, на котором этот астронавт прилетел.
Авторы не задаются вопросом, почему астронавты других цивилизаций должны быть хоть сколько-нибудь похожи на наших астронавтов, почему их снаряжение должно быть похоже на земное и т. д., но главное не в этом. Авторы фильма не понимают или делают вид, что не понимают того, что есть громадная, труднопреодолимая дистанция между догадкой, даже правдоподобной, и достоверно доказанной истиной, когда категорически исключены все другие возможности объяснения, кроме данного. <…>
В XX веке заблуждения такого рода если и возникают, то держатся очень недолго. Однако и в наши дни сохранили значение слова немецкого физика и философа XVIII века Лихтенберга: «Не грубые заблуждения, а тонкие неверные теории – вот что тормозит обнаружение научной истины».
Надо ли понимать заранее?
Существует, казалось бы, заколдованный круг, из которого нет выхода: нельзя сделать научную работу без ясного понимания, но ясное понимание возникает только в конце работы (и то не всегда). В этом противоречии одна из трудностей научной работы. Каждая сделанная работа означает преодоление такого противоречия. Происходит это, как правило, не скачком – по мере понимания работа двигается дальше, что, в свою очередь, позволяет продвинуться в понимании.
Часто в начале работы откладываешь до более позднего времени нерешённые вопросы или задачи, которые обязательно надо решить, но которые пока не мешают продвигаться дальше. Иногда листок с большим перечнем таких задач теряется среди бумаг. Когда этот листок снова находится, с удивлением обнаруживаешь, что почти все неясные места прояснились сами собой в процессе решения основной задачи. Понимание в науке, так же как и понимание близкого человека, появляется в результате длительного общения.
Стремление сначала понять всё до самого конца, а потом уже работать–очень частая причина неудач. Однако есть люди, которые по своему складу не способны блуждать в потёмках, не способны работать без полного понимания. Научные работники такого типа крайне полезны для обсуждения работ. Трудно переоценить их роль в развитии науки – она гораздо больше, чем можно заключить, изучая их собственные работы, как бы значительны эти работы ни были.
Очень хороший физик с даром глубокого понимания, ныне покойный, профессор И.М. Шмушкевнч, принадлежал к этому типу. Каждый из знавших его стремился в конце работы или даже в середине услышать его критику. Это называлось «пропустить через Шмушкевича». После такой операции все сомнительные и недодуманные места выступали наружу. Если же работу удавалось «пропустить» без замечаний, это означало, что всё в порядке. <…>
«Служенье муз не терпит суеты»
Недостаток, противоположный стремлению к исчерпывающему предварительному пониманию,– это желание «схватывать на лету», то есть желание угадать результат, минуя процесс понимания. Назовём эту черту условно «вундеркиндством». Воспитание или самовоспитание научного работника должно начинаться с полного устранения всех следов вундеркиндства. Интересно, что Л.Д. Ландау, которого отличала поразительная широта охвата всех областей физики и совсем уже поразительная скорость мысли, никогда не допускал никаких проявлений вундеркиндства, а старался довести вопрос до полной ясности, до предельной простоты. <…>
Существует замечательное явление – глубокая научная мысль выигрывает от упрощения. В искусстве – совершенно обратное: законченное произведение не может быть упрощено, – попытка упрощения уничтожает образ. Можно анализировать элементы, из которых слагается очарование произведения искусства. Но образ, вызванный этим произведением, не может быть сведён к элементам и воспринимается как целое. В науке сведение к элементам возможно.
До понимания значительных явлений в искусстве следует подняться, дорасти, тогда как достижения науки можно «опустить», сделать доступными для «пешеходов». Это упрощение науки требует творческих усилий того же рода, что и научная работа. Поэтому многие глубокие научно-популярные книги, написанные выдающимися учёными, дают не меньший толчок развитию науки, чем их оригинальные работы. Чтение таких книг иногда требует больших усилий, но зато в них не обходятся трудные места и упрощения не переходят в вульгаризацию.
В научной работе не должно быть спешки и суеты, но вместе с тем недостаточно активная работа не только требует много времени, но и малоэффективна. Впрочем, это относится ко всем видам человеческой активности.
Еще одна психологическая черта, которая является помехой во всех областях творчества,– это вера в собственную непогрешимость. Конечно, нельзя сделать ничего серьезного без веры в свои силы. Но вера в свою непогрешимость приводит только к тому, что научный работник, выбрав раз неверное направление, будет упорно шагать, даже когда упрётся в стену. Должна быть найдена правильная мера уверенности и сомнения, колебаний и непреклонности, гибкости и несгибаемости. <…>
Научная старость
Еще одна опасность на пути занимающихся наукой – это «старение». Мы взяли это слово в кавычки, поскольку имеется в виду не возрастное старение. Начинается такое «старение» незаметно. Очень заманчиво передать всю техническую работу молодым людям, чтобы освободить себе время для более важных научных дел. Постепенно передаются и вычисления, и даже часть размышлений. Этого делать нельзя, как нельзя общаться с любимым человеком через третье лицо. Как только научный работник перестаёт работать «своими руками», делать измерения, если он экспериментатор, делать вычисления, если он занимается теоретической физикой, начинается «старение» независимо от возраста и чина. Теряется способность удивляться и радоваться каждому малому шагу, исчезает желание учиться, появляется чванство и важность, возникает желание решать только проблемы мирового значения. Число публикуемых за единицу времени работ при этом резко возрастает. Возникает преувеличенное ощущение ценности своих советов, вера в их непогрешимость, появляется уверенность, что достаточно проводить полчаса в неделю около каждой установки, чтобы сделаться соавтором работ. Следует оговориться: в некоторых случаях совет квалифицированного и опытного человека может оказать решающее влияние на ход работы. Иногда совет может оказаться настолько ценным, что даёт право на соавторство. Но это исключение – участие в большом количестве публикаций является настораживающим признаком. И очень часто не только не вызывает уважения, но даёт повод для насмешек. Как это объяснить самому пострадавшему? И вообще, как объяснить недопустимость слишком большого числа работ – «числом поболее, ценою подешевле» – у любого научного работника? Может быть, следует изгнать неудачный анкетный вопрос о числе научных работ, заменив его вопросами: какие оригинальные результаты вы получили? Какие научные вопросы удалось решить в результате ваших работ? Или, если обязательно нужно иметь цифру, сколько имеется ссылок на ваши работы?
Помимо засорения научных журналов, необузданное писание создаёт нездоровую атмосферу дешёвого успеха, чуждого задачам науки. Постепенно уменьшается чувство ответственности, исчезает желание взвешивать каждое слово в статье, чтобы не сделать ошибочного утверждения. Рождается успокоительная мысль, что, несмотря на ошибки, неправильная работа часто указывает верный путь и т. п.
Понемногу научное содержание уступает место рассуждениям общего характера, увеличивается описательная часть статьи и уменьшается число формул. Отсутствие новых мыслей такой научный работник пытается скомпенсировать остроумными замечаниями. Когда он делает попытку на время вернуться к науке, то его работы, даже те, которые кажутся ему оригинальными, имеют одну общую черту – это не новые работы, а замечания о работах, уже сделанных другими. Каждый из нас знает примеры подобных научных судеб. Такая деятельность не может заменить радости подлинной научной работы, и чаще всего возникает глубокое, иногда скрытое чувство неудовлетворённости. Такова расплата за пренебрежение научным трудом.
И, наоборот, научный работник, любящий свой труд, может до позднего возраста получать оригинальные результаты. По этому поводу имеется много, как мне кажется, неверных высказываний. В очень интересной в остальном книге В. Полынина «Мама, Папа и Я», посвящённой генетике, говорится: «Удивительный норов у науки, любит она молодёжь…» и дальше: «Ей предпочтительнее легкомысленный путаник, но одержимый духом бунтаря и ниспровергателя». Разве не очевидно, что человек с такой психологической характеристикой ни в каком возрасте ничего значительного (или даже просто полезного) не сделает в науке?
Успех в науке связан, как, мне кажется, не с возрастом, а с определённым характером способностей и определённым психологическим типом. Эти характеристики не улучшаются, но и не ухудшаются с возрастом. <…>
Научная работа – это тяжёлый труд, и многие его не выдерживают, уходят в более лёгкие области. <…>
… Предельный возраст для занятий наукой не может быть установлен статистически, а определяется индивидуальными особенностями учёного.
Но главная причина раннего старения состоит, на мой взгляд, в том, что очень часто, достигнув успеха в раннем возрасте, научный работник заболевает желанием получать и дальше результаты не меньшего значения, то есть теряет ту бескорыстную способность радоваться повседневной работе, радоваться малым «открытиям», без которой не существует научной работы. <…>
Одно бесспорно: когда человек, преданный науке, чувствует ослабление фантазии, ослабление творческих способностей, связанное с возрастом или болезнью, когда ещё можно работать, но не так интенсивно, остаётся единственный достойный выход – помогать своим ученикам и гордиться их работами, как гордится рекордами своих воспитанников спортивный тренер, который сам был чемпионом.
III. Как делается наука?
Бросая в воду камешки, смотри
На круги, ими образуемые,–
Иначе такое бросание будет
Пустою забавою.
Козьма Прутков
Можно ли проследить, как возникают скачки мысли, неожиданные сопоставления, внезапные просветления, представляющие элементы творческого процесса? Как направить фантазию в нужную сторону? Какие приёмы облегчают поиски решения? Соображения, приведённые далее, не науковедче-ский труд, а всего лишь попытка поделиться замечаниями, которые возникали во время работы и в результате споров.
Подспудная работа
В книге «Наука и метод» Пуанкаре сделал попытку анализа процесса математического творчества. Творческий процесс, по мнению Пуанкаре, состоит из чередования сознательных и подсознательных усилий.
Пуанкаре приводит несколько случаев, когда после долгих бесплодных усилий работа откладывалась и потом внезапно, во время прогулки или при входе в омнибус, возникала идея решения. После этого требовалось несколько часов сознательной работы, чтобы завершить исследование. Такая же схема действует и в теоретической физике и, наверное, во многих других областях. М. Зощенко, когда рассказ не удавалось до вести до конца, откладывал его со словами: «Ничего, в духовке дойдёт». Иногда решение приходит во сне или ещё чаще в том состоянии между сном и бодрствованием, которое возникает после напряженной работы. <…>
Сознательные попытки решить проблему дают задание подсознанию – искать решение в определённом круге понятий. Подсознательно из запаса накопленных знаний и особенно из арсенала собственного опыта отбираются сочетания понятий, которые могут оказаться полезными. Они предъявляются на суд сознания и либо остаются, если окажутся пригодными, либо уходят опять в темноту. Особенность подсознательной работы в том, что ассоциации возникают без контроля. Поэтому возможно появление самых неожиданных сочетаний.
Иногда во время бессонной ночи, вызванной работой, кажется, что ты присутствуешь при этом процессе и наблюдаешь его со стороны, и тогда картина процесса приобретает больше деталей и, разумеется, делается ещё более субъективной. Пуанкаре представлял себе набор неких молекул, которые приводятся в движение предварительной работой сознания, сталкиваются и расходятся, а иногда сцепляются и образуют прочные соединения. Другой образ – подсознание представляется как собрание знакомых и полузнакомых людей, символизирующих различные понятия. Надо, чтобы они заинтересовались друг другом и начали общаться. При этом надо знать, кто из них уже встречался раньше. Нужно почувствовать атмосферу этого собрания, и это даёт ключ к нахождению недостающих идей. Конечно, это только интуитивная картина. Согласно принципу наблюдаемости, какие-то её черты приобретут научную ценность, если на их основе будут указаны приёмы, увеличивающие эффективность подсознательного процесса.
Обузданная фантазия
Такие приёмы действительно существуют. Так, например, хорошо известно, как важно для плодотворного рабочего дня поработать хотя бы недолго накануне вечером. Тем самым вы как бы даёте задание подсознанию и утром следующего дня встаёте с ясной программой действий.
Для того, чтобы сдвинуться с мёртвой точки при решении трудной задачи, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения и вычисления, довести себя до состояния, когда вес аргументы «за» и «против» известны наизусть, а все выкладки проделываются без бумаги, в уме. Такая подготовка настолько облегчает работу подсознания, что очень скоро решение приходит само собой.
Можно искусственно регулировать соотношение между работой сознания и подсознания, между анализом и интуицией. Для увеличения роли контроля можно работать вместе с критически настроенным соавтором, а для увеличения роли интуиции – с соавтором, склонным фантазировать.
Для увеличения роли интуиции можно заставить себя на время отвлечься от трудностей и свободно фантазировать. Такой способ «грёз наяву» часто приносит пользу при изобретательстве, когда важно выдать большое число вариантов решения, забывая на время о трудностях технического осуществления. <…>
Стиль научной работы
Имеется глубокое родство в характере творческого процесса в различных областях.
Описание творческого процесса у художников и поэтов очень близко к описанию процесса математического творчества у Пуанкаре. Много сходства есть и в методах осуществления поставленной задачи. Это сходство очень хорошо сформулировал И.Я. Померанчук, впервые попав в мастерскую скульптора. Он сказал: «В искусстве так же, как и в науке, нужно знать, чем можно пренебречь».
Вместе с тем существует принципиальное различие между истиной, которая заложена в произведении искусства, и истиной, к которой стремится наука. Задача науки – нахождение объективных законов природы, и поэтому окончательный результат не зависит от личных качеств учёного. Задача искусства – это познание мира глазами художника, познание связи природы и познающего человека. Эта задача по необходимости субъективна, и поэтому произведение искусства всегда содержит в себе черты индивидуальности своего создателя. Но объективность науки исчезает, как только мы переходим от окончательной цели к способам её осуществления, способам подхода к познанию истины, то есть к методологии. Каждый учёный имеет свой собственный стиль исследования, свой собственный подход к решению стоящих перед ним задач. Стиль и способ подхода определяют также и характер изучаемых задач. Здесь индивидуальность учёного проявляется так же, как и индивидуальность архитектора, который осуществляет своё стремление к гармонии в рамках утилитарной задачи. <…>
Здравый смысл
Обычно при писании научных работ и особенно учебников тщательно убираются «леса», которые помогали строить здание. Остаётся неясным, как данный результат был получен, какие трудности встречались па пути и как они преодолевались. А ведь между тем именно детальное описание хода рассуждений, успехов и отступлений, попыток подхода с разных сторон принесло бы наибольшую пользу начинающим научным работникам. Более того, изложение окончательных результатов без объяснения трудностей и приёмов их получения создаёт у начинающих чувство неполноценности, ощущение того, что для занятия наукой требуется особый ум, отличающийся от обычного здравого смысла и позволяющий скачками приходить к неожиданным заключениям.
В действительности в нашем распоряжении имеется только один ум, и рабочим инструментом для занятий наукой наряду с интуицией и фантазией является тот же самый здравый смысл, который позволяет домашней хозяйке делать разумные закупки на рынке. <…>
Понимание любых, даже самых сложных и неизученных вещей определяется не внезапным, данным свыше озарением, а есть результат упорного труда.
Именно поэтому, несмотря на то, что сознательные усилия чередуются с подсознательными и, казалось бы, вносится неопределённый элемент догадок и интуиции, результаты в научной работе пропорциональны затраченному труду, пропорциональны затраченному времени.
Здравый смысл позволяет так организовать этот труд, так организовать методику работы, чтобы на долю интуиции оставались только небольшие скачки. Любая сложная задача должна быть сведена к совокупности гораздо более лёгких задач. Движение к окончательному результату так же, как движение альпинистов к вершине, сводится к последовательному преодолению сравнительно небольших трудностей, к движению шаг за шагом. <…>
Последовательность действий
Вот разумная, на мой взгляд, последовательность действий в теоретической физике (а может быть, и не только в теоретической физике).
Следует начинать с попытки решения задачи до изучения литературы. Это первое знакомство с задачей, без предвзятостей, продиктованных предшествующими работами на эту тему, первые качественные оценки порядков ожидаемых величин, первые поиски путей решения во многом определяют будущий ход работы. Возникает активное отношение к изучению литературы (вторая стадия работы).
… На всех стадиях работа должна обсуждаться со всеми, кто занимался этой или близкой задачами. Завершением работы является её публикация. Следует уже законченную и подготовленную к печати работу какое-то время выдержать и затем посмотреть снова. Срок выдержки остаётся на совести автора. <…>
В заключение попробуем применить ко всему сказанному идею предельного упрощения. Движущей силой должно быть не стремление совершить переворот, не стремление к успеху, а любознательность, способность удивляться и радоваться каждой малой удаче и, главное, ощущение красоты науки. Необходимо воспитать в себе безупречную добросовестность и способность доводить любой самый сложный вопрос до предельной простоты и ясности. Найти выход из многих психологических противоречий. Руководствоваться интуицией, но не доверять ей. Знать все трудности, но уметь на время от них отвлекаться. Верить в результат и в то же время упорно искать его опровержение. Найти свой стиль работы, но менять его по мере накопления опыта и с каждым большим открытием. Короче, нужно всё понять до «оснований, до корней, до сердцевины», как сказано у Б. Пастернака. Это его стихотворение начинается словами: «Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте».
Пусть эти строки послужат напутствием тем, кто начинает свой путь в науке.
Познакомьтесь также со следующими высказываниями.
¨ … Удивление принадлежит к числу чрезвычайно важных элементов научного творчества … Разумеется, способность к «удивлению» идёт рука об руку с даром наблюдательности.
В.А. Энгельгардт, биохимик
¨ … Человек, который хочет стать учёным, должен как можно скорее развить в себе способность много работать …
М.А. Лаврентьев, математик и механик
¨ Вспомните, что такое интуиция (вы читали текст «Интуиция Наполеона»: Токарева Т.Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации: Взаимосвязанное обучение разным видам речевой деятельности. – М.: ВУ, 2004. –С.73-74). Подумайте, какую роль она играет в нашей жизни, в профессиональной деятельности. В чём секрет творчества в разных областях человеческой деятельности?
Вот как на эти вопросы отвечает А.Н. Лук, врач-невропатолог и психолог. Он утверждает, что интуиция играет огромную роль в научном творчестве[63]. Однако предварительное накопление материала и критическая оценка результата осуществляется, подчёркивает он, под контролем сознания. Это те 98% потения, о которых писал Эдисон[64]. Между этими стадиями лежат подсознательные этапы «созревания» идеи (гипотезы) и озарения, как раз тот один процент вдохновения, в котором, по мысли автора, и состоит секрет творчества. Момент осознания идеи наименее поддаётся регулированию с помощью волевых усилий. Хотя, как отмечает А.Н. Лук, многие, кто занимается научной работой, из личного опыта знают, какие условия наиболее благоприятствуют творчеству. И здесь возможны большие индивидуальные различия.
Автор пишет, что одним очень важно высокоинтеллектуальное окружение, включающее общение не только с коллегами, но также и с людьми далёких профессий. Если обмен информацией с ними по-настоящему интересен и требует умственных усилий, он нередко стимулирует творческую активность и оказывается полезен для решения чисто профессиональных задач, содержание которых не имеет прямого отношения к тематике бесед.
Также А.Н. Лук советует посещать библиотеки, заходить в книжные магазины и, доверяясь «чутью», «интуиции», просматривать книги и журналы, которые почему-либо привлекли внимание. Если это занятие регулярно, польза от него большая. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, необычными приёмами мышления, помогает понять, чего ищут другие авторы, сталкивает с неизвестными ранее темами и даже сферами деятельности.
По мнению автора, мысли исследователя должны двигаться в круге понятий и идей, имеющих отношение к стоящей перед ним проблеме. Но, подчёркивает он, иногда нужная аналогия приходит не из смежной, а очень далёкой области, которая, казалось бы, не имеет ничего общего с изучаемой проблемой. Поэтому для творческой деятельности обязателен так называемый широкий кругозор, знакомство с многими областями знания и культуры. Научно-популярная и фантастическая литература, а возможно, и детективная нужны не только «широким массам», но и учёным – для профессиональной работы, как источник идей. Так же, считает автор, обязательно знакомство с современным искусством и с художественной литературой своей эпохи.
Полностью погрузиться в одну узкую научную область, отмечает А.Н. Лук, значит лишить себя источника аналогий. Некоторое время можно продержаться на старом запасе, но потом запас иссякает, заканчивается, и наступает творческое бесплодие. Статистика показала, что творческое долголетие сохраняют учёные, которые по тем или иным причинам избежали слишком ранней специализации и в молодости занимались разнообразной тематикой. Перенос идей из отдалённых областей знания осуществляется интуитивно. Интуиция или подсознательная обработка информации, представляет собой, как считает психолог, существенный элемент творческого процесса. Однако автор отмечает, что интуиция может и подвести. Поэтому необходима сознательная критическая оценка результата (и это тоже важнейший компонент творческого процесса).
И в заключение ещё одно наблюдение А.Н. Лука. Он утверждает, что творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку; нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существуют разные «таланты»: от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творчества, подчёркивает психолог, одинакова для всех. Разница лишь в конкретном его материале, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества, как считает автор, проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном мыслительном процессе.
Литература
1. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: Социопсихологические аспекты / Под ред. проф. А.А.Леонтьева. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. – 152 с.
2. Банникова Л.С., Барыкина А.Н., Бурмистрова В.П., Добровольская В.В., Цыганкина А.Г. / Отв. ред. Добровольская В.В. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1983. – 300 с.
3. Бахтина Л.Н., Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Обучение реферированию научного текста: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 118 с.
4. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: Издательство УРАО, 2000. – 160 с.
5. Валгина Н.С. Теория стилей русского языка: Учебное пособие. – М.: Московский полиграфический институт, 1985. – 58 с.
6. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 230 с.
7. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. – М.: Русский язык, 1976. – 200 с.
8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990. – 248 с.
9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 576 с.
10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 544 с.
11. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1985. – 127 с.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – 2-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 144с.
13. Голуб Б.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – 432 с.
14. Гольдин В.Е., Сиротина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 212 с.
15. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.
16. Грекова О.К., Кузьминова Е.А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 296 с.
17. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1991. – 201 с.
18. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982. – 176 с.
19. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. – М.: Высшая школа, 1980. – 224 с.
20. Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: Дейксис и оценка. – М.: НИП «2 Р», 2003. – 208 с.
21. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.р. Русский язык и культура речи. – ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 440с.
22. Казакевич М.А., Клобукова Л.П., Судиловская О.И. Обучение профессиональному общению: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 1994. – 128 с.
23. Киселёв А.С. Методические рекомендации по оформлению курсовых, дипломных, научных (конкурсных) работ и рефератов: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2001. – 141 с.
24. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. – 223 с.
25. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.
26. Котюрова М.И. О связи предложений и абзацев в научной речи / / Лингвистическое исследование научной речи. – М., 1979. – С. 176 – 189.
27. Культура русской речи: Учебник / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Норма, 2000. – 560 с.
28. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 315 с.
29. Лариохина Н.М. Обучение грамматике научной речи и виды упражнений. – М.: Русский язык, 1989. – 160 с.
30. Лингвометодические основы преподавания иностранных языков: Сборник статей / Отв. ред. М.Я.Цвиллинг. – М.: Наука, 1979. – 224 с.
31. Лосева Л.М. Как строится текст / Под ред. Г.Я.Солганика. – М., 1980. – 96 с.
32. Метс Н.А. Научный стиль в ряду других функциональных стилей современного русского языка: проблемы обучения / / Русский язык как иностранный: актуальные вопросы описания и методики преподавания: Сборник спецкурсов. – М.: Русский язык, 1982. – С. 165 – 191.
33. Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. – М., 1981. – 141 с.
34. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1985. – 128 с.
35. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – 2-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 176 с.
36. Научная литература: язык, стиль, жанры: Сборник статей / Отв. ред. М.Я. Цвиллинг. – М.: Наука, 1985. – 336 с.
37. Нечаева В.М. Курсовая работа как один из аспектов работы по русскому языку со студентами нефилологами гуманитарного профиля // Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. метод. ст. – №26. – М.: Рус. яз., 1990. – С. 95-107.
38. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М.: Наука, 1980. – 264 с.
39. Основы научной речи: Учебное пособие / Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. – СПб: Филологический факультет СпбГУ; М.: Академия, 2003. – 272 с.
40. Особенности научного стиля изложения: Сборник статей. – М.: Наука, 1976. – 264 с.
41. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 368 с.
42. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской; сост. А.А.Князьков. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.
43. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я.Гойхман, Л.М.Гончарова, О.Н.Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 192 с.
44. Русский язык в его функциональных разновидностях. Уровни языка. – М.: Наука, 1996. – 271 с.
45. Русский язык: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. – 703 с.
46. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1984. – 319 с.
47. Стилистика и культура речи: Учебное пособие / Под ред. П.П.Шубы. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 544 с.
48. Стиль научной речи: Сборник статей. – М.: Наука, 1978. – 280 с.
49. Токарева Т.Е. Русский язык в его функциональных разновидностях: (Русский язык и культура речи): Учебник: В 2 ч.: Ч. II. – М.: ВУ, 2002. – 356 с.
50. Токарева Т.Е. Русский язык. Основы текстовой деятельности: система упражнений и заданий: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2000. – 167 с.
51. Токарева Т.Е. Основы текстовой деятельности: Справочный материал: Учебно-методическое пособие по русскому языку. – М.: ВУ, 1998. – 143 с.
52. Токарева Т.Е. Основы текстовой деятельности: (На материале научной прозы): Учебник русского языка. – М.: ВУ, 1997. – 244 с.
53. Токарева Т.Е. Научная речь: реферат: Учебно-методическое пособие по русскому языку. – М.: ВУ, 1996. – 168 с.
54. Токарева Т.Е. Научная речь: аннотация: Учебно-методическое пособие. – М.: ГА ВС, 1994. – 64 с.
55. Троянская Е.С. Обучение чтению научной литературы. – М. Наука, 1989. – 271 с.
56. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1997. – 256 с.
57. Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М.: Наука, 1977. – 168 с.
58. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 3
§ 1. Стилевые черты и языковые особенности научной речи. Первичный научный текст. 3
§ 2. Абзац как структурно-смысловая единица членения текста. 3
§ 3. Функционально-семантическая типология научных текстов. 3
§ 4. Вторичные научные тексты: аннотация. 3
§ 5. Вторичные научные тексты: реферат. 3
§ 6. Способы передачи чужой речи. 3
§ 7. Реферат-обзор. 3
§ 8. Научный доклад, сообщение. 3
§ 9. Курсовая / дипломная работа. 3
§ 10. Текст оценочного характера: рецензия, отзыв. 3
§ 11. Устная научная речь. 3
§ 12. Дискутивно-полемическая речь. 3
Приложение 1. 3
Приложение 2. 3
Приложение 3. 3
Литература. 3
Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ.
Г.Р. Державин
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Слово вместе с мыслью и творчеством – это самое ценное и важное из того, что есть у человека. Они дают ему возможность познавать мир и подчинять себе силы природы. Но это не всё. Слово – могучее средство самовыражения, потребности свойственной каждому человеку. А для этого необходимо хорошо знать … язык … Это даётся не сразу: необходима упорная, каждодневная работа над словом … Познавая слово, вы познаёте себя.
Л.А. Новиков
[1] Обучаемый должен понимать, что учение / учёба, овладение знаниями и формирование умений применять их на практике, учебно-научная деятельность – это большой труд, кропотливая черновая ежедневная работа: «думать трудно» (В.В.Виноградов), а «слова – это непрерывное усилие» (Ж.Ренар). Для этого надо любить труд, любить занятия. «Где нет любви, там нет успеха.» (Н.Ф.Кошанский) Реализация принципа сознательности, по мнению автора, позволит обучаемым осознанно отбирать языковые средства, характерные для письменных и устных жанров научной коммуникации, соблюдать требования к их языковому, речевому, текстовому оформлению.
[2] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 730.
[3] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 332.
[4] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 625.
[5] См.: Лаптева О.А. Как пишут учёные / Русская речь. – 1995. – №2. – С. 55-62.
[6] См. также: Токарева Т.Е. Русский язык. Сопроводительный курс грамматики. Выпуск 1. Выражение субъектно-предикатных отношений: Учебное пособие. – М.:ВУ, 2004; Выпуск 2. Выражение Субъектно-объектных отношений. – М.: ВУ, 2004.
[7] Филолог – специалист, изучающий культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
[8] Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, его быт, нравы.
[9] Литератор – специалист, изучающий литературное творчество.
[10] Журнал «Русский язык за рубежом».
[11] Напомним, что подобные выражения «я цитирую», «конец цитаты» используются при устном цитировании в его начале и конце.
[12] Предложение в скобках можно не включать в текст сжатого варианта.
[13] Посмотрите во фразеологическом словаре, что означают эти фразеологизмы; определите есть ли их семантические эквиваленты в вашем родном языке; в каких ситуациях они употребляются.
[14] В настоящее время – город Санкт-Петербург.
[15] Значение слов, обозначенных в тексте значком (*) дается в комментариях после текста.
[16] В указанное время существительное табель относилось к женскому роду.
[17] См.: Словарь языка Пушкина: В 4 т. – М., 1956-1961.
[18] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. проф. Н.Ю. Шведовой. – Изд. десятое. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 430.
[19] Значения слов проверьте по лингвистическим словарям. Какими словарями вы воспользуетесь?
[20] Правила оформления цитат даются по кн.: Былинский К.И. Справочная книга корректора и редактора. – М.: Искусство, 1974.
[21] Человек – это стиль.
1 См.: Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939. – Т. III. – С. 1348.
[22] Суворов А.В. Документы. – М.: Воениздат, 1952. – Т.1. – С.145.
[23] Милютин Д.А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. – СПб., 1857. – Т. 2., – С. 200.
[24] Суворов А.В. Документы. – М.: Воениздат, 1952. – Т.3. – С. 212.
[25] Там же – С. 269.
[26] Суворов А.В. Документы. – М.: Воениздат, 1952. – Т.3. – С. 17.
[27] Там же – С. 351
[28] Там же – С.508.
[29] Там же – С.508.
[30] Там же – С.20.
[31] Суворов А.В. Документы – М.: Воениздат, 1952. – Т.3. – С. 256.
[32] См.: Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни: Русский язык конца XX столетия (1985-1995). – 2-е изд. – М., 2000. – С 142-161.
[33] Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983. – С. 40.
[34] Болгарское вино.
[35] Еда.
[36] См.: Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – С.77-78.
[37] См.: там же. – С.75,76.
[38] См.: Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие.. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.– 240 с.
[39] Паззл – от англ puzzle – головоломка / игрушка – игра – головоломка, представляющая собой мозаичную картинку, выкладываемую из отдельных смыкающихся между собой кусочков (элементов) разных очеретаний.
1 Экзерциция – строевое и тактическое обучение войск, а также учение или упражнение.
[40] См., например: Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебное пособие. – М.: УРАО, 1998; Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
[41] Софистика – первоначально философское учение в Греции V и IV вв. до н. э. В его основе лежит субъективизм и отрицание объективной истины. Софисты («учителя мудрости») впервые систематизировали понятия лингвистики, логики, риторики, этики, разрабатывали теорию речи (красноречия). Софисты считали, что объективной истины нет, а есть только субъективное суждение о ней. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы утверждать собственную правоту любой ценой. Софисты – первые платные учителя красноречия – обучали «ловко говорить», составлять и произносить политические и судебные речи, вести споры.
[42] Отметим, что на сегодняшний день единой и общепринятой классификации споров пока нет. Все современные классификации споров, изложенные в риториках, в большей или меньшей степени основываются на указанной книге С.И. Поварнина. Поэтому мы считаем целесообразным привести разновидности спора, описанные в его книге «Спор. О теории и практике спора».
1 См. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов-на–Дону: Феникс, 1996 г. (и все последующие издания); Кузнецов И.Н. Современная риторика: Учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2003; Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.
1 / См. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо семнадцатое «Уметь спорить с достоинством»; письмо двадцатое «Как выступать?», – М.: Детская литература, 1988. – С.72-74; 82.
1 См.: РЯЗР. – № 2. – 1993. – С. 8.
1 Фрагмент взят из пособия по развитию речи для аспирантов-иностранцев / Отв. ред. О.Г. Мотовилова. – М.: Наука, 1978. – С.5-6.
[43] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Сов. энциклопедия, 1975. – С. 627.
[44] Переносный – не буквальный, метафорический. – Там же. – С. 464..
[45] Пренебрежительный – неуважительный. – Там же. – С. 536.
[46] Там же. – С. 278.
[47] Язычество – древняя религия; её характерная особенность – многобожие, обожествление природы.
[48]См.: Лихачёв Д.С. Прошлое – будущему: Статьи и очерки. – Л.: Наука, 1985. – С. 63-65.
[49] Leech J. Principles of pragmatics. –L; N.Y. – 1983. – C.107.
[50] Вольф Е.М.Оценочные значения и соотношение признаков «хорошо / плохо» // Вопросы языкознания. – 1986. – № 5. – С. 105.
[51] Данте Алигьери (1265-1321) – итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка.
[52] Боссюэ(т) Жак Бенинь (1627-1704) – французский писатель, епископ (высшее духовное лицо в православной и католической церкви).
[53] Пятак – пять копеек.
[54] Св. – святой (святого)
[55] Куприн Александр Иванович (1870-1938) – русский писатель.
[56] Твардовский Александр Тридонович (1910-1971) – русский поэт.
[57] Светлов Михаил Аркадьевич (1903-1964) – русский писатель, драматург.
[58] Д.А. Гранин – русский писатель.
[59] Ленинград – ныне Санкт-Петербург.
[60] Мигдал Аркадий Бейнусович (1911 – 1991) – физик-теоретик.
[61] Макс Планк (1858 – 1947) – физик-теоретик.
[62] Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) – физик-теоретик.
[63] Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 1977. – С.126-138.
[64] А.Т. Эдисон (1847-1931) американский электротехник, изобретатель, говорил, что в его изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».