double arrow
К семинару по теме «Научная речь»

Проверьте, как вы поняли и усвоили материал.

1) Ответьте на вопросы.

ü Каковы основные стилевые черты научной речи и чем они обусловливаются?

ü Какие языковые средства характерны для научной речи? Приведите примеры.

2) Подготовьте планы раскрытия следующих тем.

· Функционально-семантическая типология текстов в научной речи.

· Формы письменной фиксации научного текста.

· Вторичные научные тексты: аннотации. Алгоритм составления.

· Вторичные научные тексты: монографический реферат. Алгоритм составления.

· Доклад / сообщение. Стадиальность создания.

· Реферат-обзор. Алгоритм написания.

· Научные оценочные тексты: рецензия, отзыв. Алгоритм написания.

· Научная работа.

· Особенности устной научной речи.

· Дискутивно-полемическая речь.

3) Сформулируйте своё отношение к следующим высказываниям.

¨ В идеале подлинное владение стилем научного изложения должно выражаться в том, что при соответствующей общей подготовке читателя и знании специальной терминологии самоизложение не вызывало бы у него никаких дополнительных трудностей (Р.А. Будагов, учёный-филолог).

¨ Познавать, не размышляя, – бесполезно … (Конфуций, китайский философ).

¨ По мнению древнегреческого философа Аристотеля, от знания нужно получать удовольствие. Познание, считает он, начинается с удивления.

¨ Знание – самое необходимое и полезное украшение человека. Не иметь его – стыдно (Ф. Честерфилд, английский государственный деятель, писатель).




4)

¨ Прокомментируйте материалы учебного пособия. Скажите, что нового, интересного и полезного для вас, вашей учебной и профессиональной деятельности вы узнали? Как вы используете полученные знания?

¨ Составьте резюме пособия, отдельных параграфов.

¨ Напишите рецензии на отдельные параграфы учебного пособия (по вашему выбору), на всё пособие. Обсудите их в аудитории.


Приложение 3

Материалы для самостоятельной работы:
контрольно-обучающие и контрольные задания

Задание 1

1) В данных фрагментах определите тип связи между а) предложениями; б) абзацами. Изобразите её графически. Аргументируйте ваше мнение.

I. Военная (воинская дисциплина – строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами.

Военная дисциплина является одним из важнейших условий высокой боевой готовности и боевой способности войск. Она осуществляется за счёт воспитания личного состава армии в духе сознательного выполнения воинского долга. Военная дисциплина поддерживается мерами поощрительного и принудительного характера.



II. Итак, что же такое философия? Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философская мысль представляет собой свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Философия носит общественно-исторический характер: импульсы для теоретического мышления даёт жизнь, практика. Философия же должна осмысливать (анализировать) опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Таким образом, философия – это форма социально-исторического знания. Она представляет собой универсальную форму общественного сознания и является особым способом отражения общественно-исторического бытия.

III. Славянская письменность возникла в то время, когда славяне начали создавать свои государства. Расцвет славянских государственных объединений (Киевская Русь, Великая Моравия, Польша, Болгария, Сербия, Хорватия) относится к IX веку. Тогда эти государства занимали огромные пространства Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы, от Балтийского моря на севере до Адриатического и Чёрного на юге, от Альп на западе до верховьев Волги и Дона на востоке. Соседство с новыми народами, новый жизненный уклад и новое миропонимание, которое пришло на смену древнему язычеству[47], требовали развития новых форм духовной культуры, прежде всего книжной.

В это время усложняются производство, торговля, отношения между людьми и народами, возникают потребности учёта продуктов труда, предметов обмена. Появляется необходимость регулирования отношений внутри государства и между государствами, создаются законы, начинают развиваться наука и литература. Всё это требует фиксации, закрепления, сохранения, передачи от поколения к поколению. Для этого нужна была своя письменность, свой славянский книжный язык, своя книжная образованность.

Создателями славянской письменности были просвещённые братья Кирилл и Мефодий. Их называют ещё солунскими братьями, так как они были родом из греческого города Салоники (Фессалоники), по-славянски Солун (или Солунь). Здесь жило многочисленное славянское население. Славянский язык знали многие из жителей города, в том числе Кирилл и Мефодий.

В 863 году по просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III братья привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке. Эти книги предназначались для богослужения и просвещения славян.

IV. Когда появилось письмо на Руси? Первые упоминания о письме можно найти в договорах русских с греками. Эти документы датируются 912, 945, 971 гг. и т.д. Однако учёные предполагают, что письменность на Руси существовала ещё в VI-VII веках. Об этом свидетельствуют рассказы арабских путешественников, которые побывали на территории Древней Руси в те времена. Известно также большое количество загадочных и пока ещё не расшифрованных знаков. Эти знаки были обнаружены археологами в Причерноморье и других местах, на каменных плитах, надгробьях, монетах и других предметах.

Однако широкое распространение на Руси письменность получила после крещения (с принятием христианства) в 988 году.

2) Разделите текст на абзацы. Мотивируйте их выделение. Дайте название тексту.

В современных условиях роль науки в общественной жизни неуклонно возрастает. Для военного специалиста существует настоятельная потребность в овладении достижениями науки, понимании закономерностей и механизмов её функционирования и развития. Во-первых, офицер применяет научные знания и, следовательно, должен быть подготовлен к их освоению и эффективному применению. Во-вторых, будучи включённым в систему государственного и военно-политического управления, офицер-руководитель зачастую является инициатором и организатором проведения научно-исследовательских работ. В-третьих, военный специалист может выступать в роли учёного и непосредственно участвовать в различных военно-научных исследованиях. Всестороннее укрепление взаимосвязей между военно-профессиональной деятельностью и наукой обусловливает важность целенаправленного изучения военными кадрами возможностей, методов и средств научного познания. Это, в свою очередь, требует обращения к проблемам философии науки. Рассмотрению философской науки посвящены многие научные труды. Как считает большинство учёных, в общем плане она представляет собой философское направление, в котором исследуются различные характеристики научно-познавательной деятельности. Содержание этого направления изменялось в различные исторические периоды развития науки и общества в целом. Оно не является постоянным и в познавательном плане относительно таких позиций, которые определяются вопросами: кем воспринимается, как реализуется и для чего применяется философия науки? В зависимости от ответов на эти вопросы трактовка философии науки сильно отличается в тех или иных областях научного знания или профессиональной деятельности. В качестве примера выделим ряд аспектов содержания понятия «философия науки». Так, философия науки – это философствование о науке, философское размышление о научном познании. Этот аспект соответствует, как правило, начальным этапам (или уровням) в осмыслении науки. Исходные философские представления и идеи о науке, её связях с практикой (или военной практикой) являются наименее упорядоченными и систематизированными. Вместе с тем они позволяют получить обобщающее видение тех или иных явлений науки, наметить ориентиры их дальнейшего, более глубокого изучения. В указанном аспекте можно, например, говорить о философии военной реформы, философии воинских традиций, философии военной службы. Философия науки – это совокупность философских положений, которые представляют собой результат рассмотрения науки конкретными философскими системами постольку, поскольку они обращаются к науке в целом и её отдельным феноменам. В этом смысле философия науки выступает как целостный, но внутренне не однородный раздел философии, который существует наряду с другими областями философского знания: философией истории, философией культуры, философией техники и т.д. Наконец, философия науки – это специальная, строго организованная научная дисциплина, которая решает проблемы строения, оснований и функций научного знания. В рамках этой дисциплины формируется категориальный аппарат, ведущие концепции и стержневые проблемы изучения науки. Основные положения и идеи философии науки формулируются на материале наиболее развитых в современной науке отраслей научного знания (таких как физика, математика, химия, биология). Поэтому именно философия науки как научная дисциплина позволяет получать наиболее полные представления о науке и закономерностях её развития. Все выделенные аспекты содержания понятия «философия науки» имеют непосредственное отношение к системе военных наук, а также к военно-научным дисциплинам социально-экономического и гуманитарного профиля. Различение этих аспектов даёт возможность военным специалистам овладевать проблематикой философии науки не только как «готовым» знанием, но также и «изнутри» собственной познавательной деятельности, последовательно учитывая предпосылки и стадии осмысления конкретных философско-методологических проблем военно-научного познания. В настоящее время в качестве предмета философии науки принято рассматривать общие закономерности и тенденции научного познания как специализированной деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В философии науки как научной дисциплине обычно выделяют несколько составных частей. К ним относятся: 1) составляющая, в которой рассматривается собственно содержание научного знания, методы и средства его получения; 2) историко-философская составляющая; 3) логико-математическая и лингвистическая составляющая, где изучаются формы построения и отображения научного знания; 4) историко-научная составляющая. Названные составляющие философии в той или иной мере находят своё выражение и в философско-методологических исследования военных кадров.

[Философия: Учебник. – М.: ВУ, 1998. – С.131 – 133.]

3) Определите, каким способом осуществляется введение термина в текст.

I. Полк – воинская часть, основная тактическая и административно-хозяйственная единица в различных видах вооружённых сил и родах войск (сил) многих государств.

Слово полк – общеславянский термин, который отражал организацию военных сил. Впервые термин полк появился в древнерусском государстве в X веке, а в странах Западной Европы – в XVI веке.

На древнерусской почве термин полк был многозначным словом. Он имел следующие значения:

- вооружённая сила, войско безотносительно к его участию в боевых действиях;

- воинство; силы, противостоящие кому-либо;

- войско в предбоевом, походном, боевом положении.

В XVI- XVII веках слово полк теряет целый ряд значений, которые были присущи ему в предшествующие эпохи, и становится однозначным словом. С XVII века полк обозначает строго определённую боевую единицу, отдельный отряд войска, находящийся под одним командованием, решающий свои задачи в бою. В это время появляются терминологические словосочетания большой полк (главные силы), передовой полк (авангард), сторожевой полк (арьергард), полк левой и правой руки (войска левого и правого флангов), потаённый полк (полк, находящийся в засаде).

В XVII веке в Московском государстве начинают создаваться регулярные вооружённые силы. Отдельные отряды вооружённых сил, обладающих самостоятельностью, называют полками. Обычно полки получали название по имени их командира: Юрьев полк и т.п.

В настоящее время полк предназначен для выполнения боевых задач, как правило, в составе соединения, а также самостоятельно. Существуют следующие основные полки: пехотные, стрелковые, мотострелковые, мотопехотные, моторизованные, механизированные, воздушно-десантные, артиллерийские, авиационные, морской пехоты и др.

II. В процессе речевой деятельности создаётся и воспринимается речевое высказывание – текст. Сама речевая коммуникация, которая осуществляется в разных видах речевой деятельности, представляет собой обмен текстами, следовательно, именно текст является единицей общения. А значит, чтобы эффективно, успешно общаться, нужно научиться создавать и воспринимать тексты. В общении рождается взаимосвязанная триада: адресант (создатель текста) – текст (отражение фрагмента действительности, материальное воплощение речемыслительной деятельности) – адресат (получатель текста, его интерпретатор). Так что же такое текст? Какие признаки (категории) его характеризуют?

Термин текст происходит от лат textus, что означает ткань, сплетение, соединение. Вот почему при определении базовых признаков важно установить, что, как и зачем соединяется.

Текст представляет собой письменное или устное речетворческое произведение, результат и продукт речевой (речемыслительной) деятельности. Он характеризуется следующими основными признаками (категориями): информативностью, связностью, целостностью и завершённостью, типизированностью.

Правильность восприятия текста обеспечивается языковыми и графическими единицами и средствами, а также и общим фондом знаний, или коммуникативным фоном. На этом фоне осуществляется текстообразование, то есть порождение / создание текста, и его восприятие, осмысление или декодирование / текстовосприятие.

Восприятие текста связано с фоновыми знаниями, то есть предварительными знаниями, дающими возможность адекватно (правильно) воспринять текст. Фоновыми знаниями являются знания реалий и культуры, которыми обладают адресант (говорящий / пишущий) и адресат (слушающий / читающий). Среди фоновых знаний учёные выделяют знания а) социальные, то есть те, что известны всем участникам общения ещё до его начала; б) индивидуальные, то есть те, что известны только этим, данным, конкретным участникам общения; в) коллективные, то есть те, что известны членам определённого коллектива, связанным профессией, социальными отношениями и др. (например, специальные лингвистические знания, политологические, психологические и т.п.).

Наряду с термином текст используется термин дискурс. Это слово происходит от французского discours – речь. В настоящее время дискурсом называется текст в совокупности с экстралингвистическими факторами – прагматическими, социокультурными, психологическими, то есть это текст, «погружённый в жизнь». Дискурс понимается как процесс в ходе которого осуществляется речепроизводство, а текст – как результат речемыслительной деятельности человека.

Итак, текст – это основная единица общения. Мы общаемся именно текстами. В каждой национальной культуре существует система текстов: тексты художественной литературы, фольклорные тексты, тексты законов, научные тексты, религиозные (Библия, Коран, Тора и т.д.).

Главным законом построения текста является его соответствие коммуникативной цели, для реализации которой необходимо соблюдать названные выше текстовые категории. В заключение повторим ещё раз, для того, чтобы результативно, эффективно общаться, необходимо научиться создавать / порождать тексты разной функционально-стилистической, жанровой типологии и уметь их воспринимать (понимать, интерпретировать).

4) Составьте тексты по данным моделям из той области знания, которая является вашей специальностью.






Сейчас читают про: