Предмет и система курса «правоохранительные органы»

Предмет любой учебной дисциплины определяется в первую очередь кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В рамках дисциплины «Правоохранительные органы» анализируются основные составляющие правоохранительные системы: правоохранительные органы РФ и те источники права, в которых содержатся правоохранительные нормы и на основе которых осуществляется деятельность правоохранительных органов РФ.

Как известно, в основе изучения многих учебных дисциплин лежит изучение конкретной отрасли знаний в области той или иной науки. Дисциплина «Правоохранительные органы» носит скорее комплексный характер. С одной стороны это несколько затрудняет изучение дисциплины, с другой стороны комплексный характер дисциплины позволяет получит более целостную картину функционирования государственных органов, в том числе правоохранительных, а также дать комплексную оценку функционирования всей системы, а не только какой –то ее отдельной части (например, отдельного правоохранительного органа). Изучение правоохранительной системы позволяет понять насколько важно для функционирования правоохранительных органов наличие качественных законов, определяющих основы организации и деятельности правоохранительных органов.

Таким образом, предметом изучения курса «Правоохранительные органы» является: правоохранительная система РФ и ее составляющие; основы организации и деятельности отдельных правоохранительных органов в целом, а также их системы; нормативная база правового регулирования правоохранительных органов РФ; средства обеспечения законности в правоохранительной системе; государственные и негосударственные институты, содействующие правоохранительной деятельности; негосударственные организации правоохранительной направленности, а также формы участия граждан в правоохранительной деятельности.

Появление данного курса связано с формированием такой правоохранительной системы, которая бы соответствовала реализации целей и задач современного общества и правового государства, обеспечивала бы прогрессивное развитие общества, защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В современной России практически полностью обновилось законодательство, регламентирующее организацию и деятельность правоохранительных органов, появились арбитражные суды, мировые судьи, органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств. В настоящее время функционирование правоохранительной системы прежде всего направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина. Все это характеристики современной правоохранительной системы, которая и в настоящее время развивается и совершенствуется. Ее совершенствование позволит исключить из функционирование правоохранительной системы РФ дублирование и параллелизм в работе, рационально перераспределить отдельных функции и ответственность в системе управления правоохранительных органов, укрепить взаимодействия и повысить скоординированность действий правоохранительных органов, привлечь к охране правопорядка негосударственные структуры, общественность и население, развить международное сотрудничество в области борьбы с преступностью, выявить и использовать внутренние резервы правоохранительной системы в целом и каждого субъекта правоохраны в отдельности, прежде всего путем совершенствования управления и организации труда, технического перевооружения и внедрения передового опыта.

К задачам курса «Правоохранительные органы» относятся:

-обеспечение слушателей знанием положений, характеризующих правоохранительную систему, содержание и функции правоохранительной деятельности, ее цели, социальное значение и правовые основы, роль в этой деятельности правосудия и конституционного контроля, осуществления иных полномочий органов судебной власти, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и раскрытия преступлений, оказания правовой помощи, в том числе защиты по уголовным делам;

-расширение и углубление знание слушателей и студентов о правоохранительных органах, отдельных ее составляющих;

- привитие будущим специалистам навыков и умений в области правоохранительной деятельности.

 

Заключение

Правоохранительная система — понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это, прежде всего определенная система юридических норм, в которых правоохранительная функция выступает на передний план. И только затем уже как бы включаются правоохранительные органы. Такое заключение необходимо каждый раз, как только нарушаются правовые запреты, возникает необходимость в применении соответствующих санкций. Запреты реализуются в так называемых общих правоохранительных отношениях, а санкции — в правоотношениях конкретных.[17] Подход к охране правоотношение с позиций правоохранительной системы позволяет увеличить потенциальные возможности в целом всех правоохранительных органов, придать их деятельности большей скоординированности и взаимодополняемости.

 

 


[1] Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории: Дисс…д.ю.н.. М.,1992. с.33.

[2] Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. n 38-р. // СЗ от 30.01.2006, n 5, ст. 589; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 // "Российская газета", 26.04.2005.

[3] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 // "Российская газета", 26.04.2005.

[4] Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. n 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы (в ред. постановлений правительства рф от 21.12.1999 n 1406, от 09.02.2000 n 112, от 09.02.2000 n 113, от 20.04.2000 n 361, от 24.07.2000 n 550, от 28.07.2000 n 574, от 30.12.2000 n 1043) (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 n 1034) // СЗ РФ, 22.03.1999, n 12, ст. 1484.

[5] Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 О Федеральной целевой Программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ От 21.12.1999 N 1406, От 09.02.2000 N 112, От 09.02.2000 N 113, От 20.04.2000 N 361, От 24.07.2000 N 550, От 28.07.2000 N 574, От 30.12.2000 N 1043) (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ От 30.12.2000 N 1034) // Сз Рф, 22.03.1999, N 12, Ст. 1484. о

[6] Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" (с изменениями от 10 апреля 2007 г., 14 февраля 2008 г., 17 марта 2009 г.).

[7] Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" (с изменениями от 10 апреля 2007 г., 14 февраля 2008 г., 17 марта 2009 г.).

[8] Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. М.,1992. С.64.

[9] Братко А.Г. Указ. раб. С.136.

[10] Буганова М.А. Правоохранительная система субъекта Российской Федерации: Дисс...к.ю.н., 2003. С.39.

[11] См. Буганова М.А. Указ. раб. С.42.

[12] Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. Дис...д.ю.н., М.,1992,С.50.

[13]Буганова М.А. Правоохранительная система субъекта Российской Федерации. Дис.К.Ю.Н.2003,С.41

[14] Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. - М.,1992. С.27.

[15] Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. М.,1992. С.33.

[16] Там же.

[17] Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. М.,1992. С.134.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: