Понятие правоохранительной системы и ее цели

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

__________________________________________________________

ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

Кафедра права

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

капитан А.В. Бабаев

«___» 2011 г.

  Автор: доцент, кандидат юридических наук Ульянов А.Д.  
   

 

ДИСЦИПЛИНА: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ЛЕКЦИЯ»

 

Тема 1: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА

ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

 

 

Обсуждена

на заседании кафедры

«____»_______2011 г.

протокол №

 

 

Химки – 2011

 

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

-разъяснить обучаемым роль и значение деятельности правоохранительных органов;

 

1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Выставка литературы

Наглядные пособия

Слайды

Время: 2 академических часа

 

3. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 

Содержание занятия Время, мин
Вступительная часть 5мин.
Учебные вопросы: Введение 1. Понятие правоохранительной системы и ее цели. 2. Объекты правоохранительной системы. 3. Предмет и система курса «Правоохранительные органы» Заключение   80мин.   30 мин. 30 мин.   20 мин. 5 мин

 

4.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ:

- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

- Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. М., 1989.

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.)

- Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 31 декабря 1994 г. №1-ФКЗ, в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2002 №1-ФКЗ, от 15.12.2001 №4 ФКЗ, от 07.06.2004 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №2-ФКЗ, от 05.02.2007 №2-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; №51. Ст. 4824; 2004. №24. Ст. 2324; 2005. №15. Ст. 1273; 2007. №7. Ст. 829.

- Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. — ст. 15 и 16 // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

- Федеральный Закон от 24 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.).

- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г.)

- Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1, (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) (ВВС, 1992, № 15, ст. 769; 1993, № 2, ст. 77; РГ, 1994, 14 и 19 января; СЗ РФ. 2002. №30.Ст.3033; 2005. №10.Ст.753; 2006. №31 (ч.1). Ст. 3427; 2007. №10.Ст.1151).

- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

- Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2009.

- Правоохранительные органы: Учебник / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. –М., 2009.

- Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2010, №7.

- Щукин. В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь, 2005, N 6.

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

- в связи с ограниченностью учебного времени проблемы законодательства рекомендуется рассматривать без выделения частных вопросов;

- в целях доведения большего объема учебного материала при изложении лекции необходимо использовать ТСО;

 

ВВЕДЕНИЕ

В обстоятельствах интенсивного формирования новой государственности меняются условия организации взаимодействия между государством и обществом, расширяются сферы действия общества, требуются новые подходы к путям и методам обеспечения укрепления правопорядка и законности. В настоящее время в этом направлении требуются скоординированные усилия всех ветвей власти, а также институтов гражданского общества. Кроме того, решение задач, связанных с борьбой с преступностью, охраной общественного порядка невозможно без широкого участия граждан и общественных организаций правоохранительной направленности. Задачи построения правового государства, переоценка государственных и общественных приоритетов, признание в качестве высшей ценности прав и свобод человека, ставят вопросы развития правоохранительной системы на новый уровень. Это объясняется, прежде всего, интеграционными возможностями правоохранительной системы. Комплекс возможностей правоохранительной система реализуемый правоохранительными органами позволит методологически по новому подойти к решению таких задач, как: борьба с преступностью, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Отсюда цель настоящей лекции – дать обще представление о правоохранительных органах, образующих правоохранительную систему Российской Федерации, о проблемах и путях их решений.

 

 

ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЦЕЛИ

В настоящее время вопросы защиты, обеспечения и осуществления прав граждан и организаций рассматриваются в тесной связи с функционированием правоохранительной системы, поскольку реальное осуществление и эффективная защита прав и свобод граждан немыслимы без профессиональной и действенной работы правоохранительной системы.

Термин «Правоохранительная система РФ» стал использоваться в научной литературе в 90-е годы прошлого столетия. Этот термин был введен в научный оборот А.Г. Братко в монографии «Правоохранительная система: вопросы теории». Под правоохранительной системой понимается совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений, а также охрану интересов государственных коммерческих и общественных организаций[1]. Это научно апробированное понятие правоохранительной системы используется и в настоящее время.

Данный термин используется в текстах действующих нормативно-правовых актах и программных документах правительства РФ. Так, в федеральном законе РФ «О государственной границе РФ» в ст.28 п.п.1.1. отмечается, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы.

В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р в третьем разделе «Основные условия осуществления социально-экономической политики на современном этапе» говорится о том, что, особое значение для решения экономических задач имеет совершенствование судебной и правоохранительной систем.[2]

В послании президента РФ федеральному собранию РФ также говорится об укреплении судебной и правоохранительных систем в отдельных регионах РФ.[3]

В постановлении правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.1999 N 1406, от 09.02.2000 N 112, от 09.02.2000 N 113, от 20.04.2000 N 361, от 24.07.2000 N 550, от 28.07.2000 N 574, от 30.12.2000 N 1043) (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034)[4] отмечается, что правоохранительная система накопила опыт работы в новых социально - экономических условиях.

В программе указывалось, что выполнение задач программы обеспечит повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с преступностью, более надежную защиту общественного порядка, жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Целями программы являлось удержание контроля над криминальной ситуацией, сосредоточение всех возможных сил и средств правоохранительных органов и других ведомств на борьбу с преступностью в сфере экономики и коррупцией, снижение темпов прироста и доли тяжких преступлений, действенная защита граждан от нарушений законности, повышение раскрываемости преступлений, создание обстановки спокойствия на улицах и в других общественных местах.

Программа предусматривала решение следующих задач:

обеспечение экономической безопасности государства путем решительной и бескомпромиссной борьбы с различными формами посягательства на государственную собственность, усиления контроля в финансово - кредитной и банковской сферах, за производством и реализацией продукции массового потребления, сбором налогов и других обязательных платежей, пресечения проявлений коррупции на всех уровнях власти;

повышение эффективности борьбы с организованной преступностью, проявлениями терроризма и экстремизма;

качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий, приведение правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством;

совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их организационно - структурного построения, сосредоточения деятельности правоохранительных органов на приоритетных направлениях борьбы с преступностью;

укрепление дисциплины и законности в правоохранительных органах, улучшение взаимодействия их структурных звеньев, в том числе межведомственного, развитие международного сотрудничества, внедрение передового опыта;

повышение ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за организацию и результаты борьбы с преступностью и охраны правопорядка, более полное использование местного потенциала, ресурсов и возможностей;

оснащение правоохранительных органов необходимым вооружением, средствами защиты, спецсредствами, оперативной, специальной и криминалистической техникой, системами и средствами связи, компьютерной и иной оргтехникой, транспортом, обмундированием и снаряжением, оборудованием, размещение их в зданиях и сооружениях в соответствии с нормативами и мировым уровнем;

сохранение и закрепление кадрового профессионального ядра правоохранительных органов, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально - психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников и членов их семей, повышение социального статуса сотрудников и престижности работы в правоохранительных органах, в том числе с использованием возможностей страховых организаций и благотворительных фондов;

формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе и результатах ее деятельности, восстановление доверия общества к правоохранительным органам;

повышение эффективности управленческой деятельности и ответственности за состояние правопорядка всех уровней исполнительной власти и всех звеньев правоохранительной системы, более полное использование местного потенциала;

поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений.[5]

Вышеназванные цели и задачи не потеряли своей актуальности и сегодня и являются в полной мере и целями совершенствования и развития современной правоохранительной системы РФ.

В настоящее время программно-целевой подход к решению актуальных проблем используется для совершенствования судебной системы[6]. Основной целью Программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:

обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

обеспечение независимости судей;

повышение уровня исполнения судебных решений.

Предусматривается подготовка предложений по оптимизации компетенции судов общей юрисдикции и мировых судей с учетом роста загруженности последних (114 дел в месяц на одного судью), а также проектов федеральных законов об упразднении и укрупнении ряда районных судов в связи с небольшим количеством дел, рассматриваемых федеральными судьями (16,4 дела в месяц на одного судью). В этой связи предлагается внесение изменений в процессуальное законодательство, определяющее подсудность дел мировым судьям и районным судам общей юрисдикции.

Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

В целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела следует установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи.

Программой предусматривается внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Повышению эффективности судебной системы будет способствовать повышение активной роли суда, усиление влияния на правоприменение.

Так, судебная практика свидетельствует о том, что около 70 процентов исков налогоплательщиков к налоговым органам удовлетворяются в пользу первых, что свидетельствует об отсутствии учета принимаемых судебных решений для корректировки деятельности указанных органов исполнительной власти.

В целях активизации влияния арбитражных судов на правоприменение необходимо закрепить в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации нормы о вынесении частного определения суда в адрес соответствующей организации или должностного лица при выявлении случаев нарушения законности с закреплением обязанности сообщения о принятых мерах и возможностью привлечения их к ответственности за неисполнение указанной обязанности.

Растянутость во времени всех стадий процедуры защиты нарушенных имущественных прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов приводит к отвлечению из оборота значительных денежных средств. Невосстановление этих прав и интересов чревато дополнительными потерями и убытками.

Необходимо внедрить автоматизированные системы в деятельность органов правосудия для достижения значительного сокращения сроков рассмотрения судебных дел и споров, сокращения количества незавершенных дел и случаев потери документации, обеспечения удобного и быстрого доступа к информации, повышения качества и эффективности работы судебного аппарата и системы "электронного обеспечения правосудия".

В целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб необходимо законодательно закрепить обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

Необходимо реформировать (рационализировать) судопроизводство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим направлениям:

перераспределение нагрузки между судебными звеньями с учетом вступления в активную фазу процесса создания апелляционных судов для исключения возможности обжалования решений по гражданским делам суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования;

установление категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, в частности по категориям дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства;

подготовка плана действий по принятию и осуществлению общих мер, необходимых для предотвращения нарушений требования правовой определенности процедурой пересмотра судебных решений в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации в соответствии с Промежуточной резолюцией ResDH (2006)1 Комитета министров Совета Европы.

Предотвращение коррупции и обеспечение принципа состязательности в судах общей юрисдикции с учетом внесенных изменений в процессуальное законодательство делают неприемлемой существующую практику приема граждан и предварительного рассмотрения их заявлений, осуществляемых судьями или их помощниками.

Вместе с тем во многих судах граждане испытывают затруднения в получении элементарной информации о состоянии рассмотрения их дел, о порядке приема заявлений и других необходимых им сведений, а также испытывают сложности в связи с невозможностью попасть на прием к судье для подачи заявления.

При сложившейся практике приема граждан судьями нередко бывают случаи, когда граждане высказывают подозрения в беспристрастности судьи, вплоть до обвинения его в коррупции, в связи с тем, что судья до рассмотрения дела по существу в ходе такого приема общался с представителями другой стороны по данному делу.

В целях организации работы судов на современном уровне и с учетом международного опыта предлагается для обеспечения приема граждан предусмотреть создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных), укомплектовав их профессионально подготовленными юристами.

После поступления в такую приемную заявлений и исков дела будут распределяться между судьями в установленном порядке без личного контакта судей с заявителями. При этом будет исключено непосредственное общение судей и их помощников с участниками процесса до начала судебного разбирательства.

В целях обеспечения прозрачности судебной системы и предупреждения ее коррупционности следует ввести ежегодное декларирование судьями, а также их супругами доходов, имущества, обязательств имущественного характера (с учетом положений главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации). Кроме того, требуется определить разрешенные формы и условия инвестирования средств судьями.

В целях обеспечения самостоятельности судебной ветви власти предусматривается выделение средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Обеспечение открытости судебной власти, в том числе подотчетности и контроля со стороны общества, реализация антикоррупционной политики должны осуществляться путем принятия следующих мер:

формирование информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

обеспечение открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

учет общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов.

Для обеспечения доступности правосудия, в том числе создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, требуется строительство, реконструкция или приобретение административных зданий судов, создание условий для инвалидов и несовершеннолетних, формирование зон свободного доступа в здания судов для обеспечения открытости судебного разбирательства, создание комнат ожидания для граждан, санитарных комнат и мест общественного питания.

Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний.

Требования к проектированию зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство.

Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в такие залы. Возможность посещения суда не может ставиться в зависимость от процессуального статуса лица.

Соблюдение необходимых условий требует, чтобы при проектировании зданий судов предусматривалось создание компактно расположенных просторных залов судебных заседаний, которые были бы отделены от служебных помещений ("офисов судей", подразделений аппарата суда), исключая доступ к ним посетителей.

В целях обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия необходимо принять соответствующие меры, направленные на усиление охраны зданий судов.

Совершенствование системы принудительного исполнения судебных актов, а также повышение эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов требуют развития и совершенствования системы управления, строительства, реконструкции или приобретения административных зданий для размещения подразделений Федеральной службы судебных приставов, применения новых организационных и информационных технологий.

Имеющиеся в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов устаревшие средства вычислительной техники не дают возможности интеграции имеющихся разработок в единую автоматизированную информационную систему.

Судебные приставы не имеют оперативного доступа к ведомственным базам данных, справочным информационным фондам по вопросам законодательства Российской Федерации и судебной практики.

Скорейшего решения требуют вопросы информатизации Федеральной службы судебных приставов, организации обмена данными между Службой и ее территориальными органами, создания централизованных ведомственных информационных ресурсов.

Представляется необходимым создание единой информационной системы судов и Федеральной службы судебных приставов. Это позволит не только ускорить процесс исполнения судебных актов, но и избежать случаев предъявления для принудительного исполнения поддельных исполнительных документов судов.

Эффективное функционирование судебной системы, приведение сторон в состояние, определенное судебным актом, невозможно без обеспечения исполнения судебных актов.

Ввиду того что 48 процентов судебных решений не исполняются, эффективность работы судебной системы снижается практически вдвое.

Указанные обстоятельства требуют всестороннего изучения вопроса о реформировании системы исполнения судебных актов с учетом зарубежного опыта организации исполнительного производства, разработки соответствующих законопроектов и иных нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственной системы исполнения судебных актов, в том числе на поиск альтернативных вариантов этой системы[7].

Все авторы, исследующие правоохранительную систему, отмечают, что она является частью правовой системы. Правовая система-совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства. В более широком смысле правовая система включает также ряд других компонентов - правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, негосударственные правовые институты.

Цели правоохранительной системы предопределены статьей 2 Конституции РФ. Ее главная цель состоит в охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства. Отраслевое законодательство конкретизирует цели правоохранительной системы в зависимости от предмета правового регулирования (правоотношений, которые регулируются отраслью права). Братко А.Г. обращает внимание, что цель правоохранительной системы не должна сводиться только к борьбе с преступностью, к задачам привлечения к ответственности за совершившиеся факты, а правоохранительная деятельность не сводима только к государственному принуждению. Главная цель -нейтрализовать уже существующие источники социальной опасности. Целью функционирования правоохранительной системы является и предупреждение правонарушений, а также обеспечение реализации регулятивных норм права, поскольку правовое регулирование немыслимо без правоохраны.

Необходимо отметить важность современной эффективной правоохранительной системы для построения правового государства в России. Правоохранительная система обеспечивает необходимое вхождение деятельности правоохранительных органов в русло подчинения праву, создает состояние связанности правоохранительных органов правом для того, чтобы не было злоупотреблений со стороны правоохранительных органов или принятия незаконных или необоснованных решений.

Сегодня деятельность правоохранительных органов государства подчинена интересам общества, правам и свободам человека и гражданина. Права человека и права государства, выступающего от имени общества, равны и реализуются во взаимных интересах, в условиях баланса личного и публичного интересов.

Правоохранительная система характеризуется и с точки зрения ее принципов. В принципах правоохранительной системы по существу интегрируются все принципы права, правового регулирования, принципы правосознания и законности применительно к целям, задачам, средствам и методам правовой охраны общественных отношений.[8] А.Г. Братко выделяет следующие принципы правоохранительной системы:

- согласование личных и общественных интересов;

- регулирование поведения граждан и органов государства на началах четкой правовой определенности;

- системность средств, методов и способов правоохраны, их многовариантность;

- принцип презумпции добропорядочности граждан, уважение человеческого достоинства, прав и свобод;

- законность;

- демократизм;

- состязательность.[9]

Буганова М.А. выделяет следующие принципы правоохранительной системы:

1) реализация разрешительного принципа права: «запрещено все, что прямо не разрешено законом»;

2) принцип согласования личных и общественных интересов;

3) демократизация, т.е. организация и функционирование правоохранительной системы осуществляется через представительные органы и направляется избирателями. По сути демократичными должны быть все аспекты правоохранительной деятельности; законодательство, практика применения норм права, практика реализации норм права, правосознание;

4) принцип системности;

5) много вариантность решения проблемы правовой охраны общественных отношений (т.е. обязанность использовать весь спектр правовых и организационных возможностей в профилактике правонарушений);

6) принцип презумпции добропорядочности граждан;

7) уважение человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности;

8) законность и состязательность в правоохранительной системе:

а) соответствие законодательства потребностям общества и общечеловеческим ценностям;

б) подчиненность закону всех подзаконных актов;

в) согласованность законов между собой.[10]

В научной литературе выделяются также свойства правохранительной системы:

1) целостность, т.е. увеличение потенциальных возможностей в целом;

2) единство элементов, т.е. их совокупность и определенное взаимодействие;

3) иерархичность, т.е. по мере движения от низшего к высшему система входя в более сложное образование, само превращается в элемент этого образования (система охранительных норм является элементом правоохранительной системы, которая в свою очередь является частью правовой системы);

4) автономность, т.е. способность к самопроизводству и саморазвитию на основе определенных законов;

5) адекватность, динамизм, функциональность, т.е. способность реагировать на изменение условий среды наилучшим для нее способом и достигать намеченных целей;

6) вероятностный характер поведения системы, определяемый деятельностью ее субъектов и не всегда предсказуемыми изменениями внешних условий.[11]

Традиционно к субъектам правоохранительной деятельности относят правохранительные органы. Братко А.Г. под субъектами правоохранитеьной системы понимает орган власти, наделеный правами и обязанностями по охране принадлежащих ему или другим лицам социальных значимых интересов, регулируемых правом общественых отношений.[12] К таким лицам он относит:

1) государство в целом (как основной субъект) осуществляющий правоохранительную функцию. Правоохранительная система должна быть организована государством таким образом, чтобы она разграничивала социальные интересы и по возможности предопределяла достижение целей мирным путем. По мнению диссертанта это положение требует уточнения, что субъектами являются элементы механизма государства (в том числе и учреждения) тем или иным образом способствующие предупреждению противоправного поведения граждан.

2) правоохранительные органы - совокупность государственных органов, обеспечивающих специальными методами выявление, раскрытие,

расследование преступлений и совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих с одной стороны, применение этими органами специальных методов, и, с другой, - устанавливающих их организацию.

3) хозяйствующие субъекты (действуют на основе законов и подзаконных актов). Данное положение представляется спорным, поскольку целью организации и функционирования данных субъектов является получение прибыли, а в охране общественного порядка они принимают участие только в случае предписания или обязывания государственными органами власти (так как с точки зрения экономики данная деятельность не выгодна, она не приносит экономического эффекта)

4) общественные организации (например, общественные фонды, народная дружина и другое).

5) органы по правовому обеспечению и правовой помощи (адвокатура, нотариат).

6) личность.

С учетом расширения законодательной базы и развитием инфраструктуры правовой охраны в субъектах РФ к субъектам правоохраны следует отнести и негосударственные организации обеспечения правоохраны: частную детективную и охранную деятельность.[13]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: