Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД РФ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: Правоохранительные органы

 

 

Контрольная работа

Тема: “Милиция общественной безопасности”

 

Студент Мальцев Константин

Игоревич

Курс

№ 3732060120

№ 4

 

Пермь 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение.......................................................................................................

 

Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД РФ...................................................................... 4

 

Полномочия милиции общественной безопасности...................................

 

Формирование концепции милиции общественной безопасности......... 16

 

Милиция общественной безопасности в российской правовой системе. 21

 

Заключение................................................................................................ 25

 

Использованная литература:................................................................... 28

 

 

Введение

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы определены следующими положениями. С введением института милиции общественной безопасности (местной милиции) местные администрации, органы местного самоуправления получили ряд возможностей реально влиять на деятельность непосредственно примыкающих к ним территориальных правоохранительных органов. В проекте Закона «О милиции» вначале речь шла только о понятии «милиция общест­венной безопасности». В процессе его обсуждения появилось и второе наименование: «местная милиция».

Все же пока рано говорить об отождествлении милиции общественной безопасности с муниципальной милицией в «чистом» виде, поскольку двойное подчинение и подконтрольность милиции общественной безопасности, т.е. подчинение не только органам местного самоуправления, но и вышестоящему органу внутрен­них дел, сохраняется. Более того, пока еще большая часть милиции обществен­ной безопасности содержится за счет бюджетов Российской Федерации и входя­щих в нее субъектов федерации. Следовательно, правильнее было бы расцени­вать милицию общественной безопасности (местную милицию), учрежденную российским законом, лишь как переходную ступень к муниципальной милиции, создание которой, скорее всего, явится задачей следующего этапа раз­вития местного самоуправления в Российской Федерации.

Учреждение в перспективе муниципальной милиции, подчиненной органам местного самоуправления, местной администрации, наряду с федеральной мили­цией, подчиненной Министерству внутренних дел Российской Федерации, позво­лит создать оптимальную модель полицейской системы, обеспечивающей в своей деятельности разумное сочетание интересов государства и местного самоуправ­ления.

Исходя из задач, решаемых как криминальной милицией, так и милицией общест­венной безопасности, в числе обязанностей, возлагаемых законом на милицию, следует обратить особое внимание на ее деятельность по предупреждению и пре­сечению преступлений и административных нарушений (п. 1); оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонаруше­ний и несчастных случаев (п. 2); возбуждению уголовных дел, производству доз­нания и осуществлению неотложных следственных действий (п. 5); выявлению и раскрытию преступлений (п. 4); розыску лиц, совершивших преступления и без вести пропавших (п. б); и другое.

 


Характеристика целей, назначения и роли милиции общественной безопасности в общей структуре органов МВД РФ.

Одним из структурных основных подразделений органов внутренних дел является милиция общественной безопасности, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности яв­ляется принятый Закон «О милиции». В данном Законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее ор­ганизационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государ­стве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили право­вое толкование общественные отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. С принятием этого Закона в деятельности правоохранительных органов, прежде всего милиции общественной безопасности, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона о ми­лиции, можно сказать, означает, что «процессы демократизации привели, нако­нец, к широкому осознанию давно уже признанного международным сообщест­вом положения, в соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях «политический нейтралитет» и служа лишь закону и народу».

В новом Законе «О милиции» была в известной мере реализована идея деуниверсализации милиции, что позволило оставить за ней решение всего пяти задач, сформулированных в ст. 2 Закона:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных право­нарушений;

- раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасно­сти;

- оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, долж­ностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Решение первой задачи обеспечивается милицией в рамках полномочий по предотвращению угрозы жизни, здоровью, достоинству и имуществу граждан. Такая угроза может возникнуть в результате каких-то или чьих-то противоправ­ных действий либо проявления бездействия со стороны какого-то лица.

Выполняя вторую задачу, милиция призвана выявлять обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и в пределах своей компетенции принимать меры по их нейтрализации, ослаблению либо уст­ранению. Эта задача предполагает также предотвращение замышляемых и под­готавливаемых преступлений.

Очень важной и сложной, является задача по обеспечению раскрытия пре­ступлений. Выполняя эту задачу, милиция осуществляет деятельность, направ­ленную на обнаружение, выявление преступлений, установление и розыск лиц, их совершивших, а также обеспечение возмещения причиненного в результате пре­ступления ущерба (материального, морального и т.д.).

Реаяизуя задачу по охране общественного порядка и обеспечению общест­венной безопасности, милиция общественной безопасности призвана поддерживать установленный правом порядок отношений между людьми при их нахождении в различных местах; пре­дотвращать или же снижать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на­пример, создаваемой каким-то источником повышенной опасности (оружие, автомототранспорт) либо возникшей в результате каких-то чрезвычайных событий (катастрофы, наводнения, крупные пожары, стихийные бедствия, аварии с тяж­кими последствиями и др.).

В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Тем са­мым сделан определенный шаг к муниципализации милиции.

Отметим основные отличия криминальной милиции от милиции общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие обязательно (т.е. наиболее опасных преступлений); организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Для решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголов­ного розыска и подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики; экспертно-криминалистические подразделения. В состав криминальной милиции входят также специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) - в составе МВД Российской Федерации и Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП) - в соответствующих регионах Российской Федерации. Одно РУОП обслуживает территорию, на которой располагается несколько республик, краев, областей - субъектов Российской Федерации. " Отряды милиции особого назначения создаются в республиканском, краевом, областном центре, крупном городе со сложной оперативной обстановкой. Компетенция этих подразделений смешанная, они осу­ществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии БЭП. В составе криминальной милиции имеются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Деятельность криминальной милиции направлена прежде всего на обеспечение государственных интересов и нуждается в независимости от влияния местных властей, закон вывел криминальную милицию из подчинения местных администраций, сохранив ее подчинение и подконтрольность только по вертикали - вышестоящему органу внутренних дел.

В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопасности (местная милиция) призвана решать следующие основные задачи: обеспечение личной безопасности граждан; охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и расследование преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; ока­зание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным ли­цам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

В составе милиции численность милиции общественной безопасности (местной милиции) составляет примерно 60%. В ее состав входят: дежурные части, подразделения Государственной автомобильной инспекции с дорожно-патрульной службой, патрульно-постовой службы, участковые инспектора ми­лиции, подразделения охраны объектов по договорам, изоляторы для времен­ного содержания задержанных и заключенных под стражу (ИВС), отряды мили­ции особого назначения (ОМОН), подразделения по предупреждению правона­рушений несовершеннолетних (бывшие инспекции по делам несовершеннолет­них), специализированные подразделения дознания, подразделения паспортно-визовой службы и некоторые другие.

Деятельность милиции общественной безопасности (местной милиции), если судить по ее задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня (масштаба), в связи с этим она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местным администрациям, т.е. в данном случае имеет место двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, местная администрация не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и осуществляе­мое ею производство по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время местная администрация вправе создавать, реорганизо­вывать и ликвидировать по согласованию с министерством внутренних дел Рос­сийской Федерации подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, а также устанавливать дополнительную штатную численность подраз­делений милиции общественной безопасности (местной милиции).

Начальник милиции общественной безопасности (местной милиции) явля­ется заместителем начальника органа внутренних дел. Он утверждается в долж­ности и освобождается от нее главой местной администрации по представлению начальника органа внутренних дел.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: