К сожалению, и после принятия 18 апреля 1991 года Верховным Советом России Закона «О милиции», основные идеи которого основывались на принципах департизации, деуниверсализации, уважения и соблюдения прав человека, расширения прав милиции, демократизации условий службы и т. д., основные проблемы системы не были разрешены. Наоборот — некоторые участки ее работы из-за неоправданного разъединения подчиненности, пересмотра компетенции оказались в полупарализованном состоянии.
Становится все более ясным, что на путях изолированных организационных реорганизаций старые болезни милиции только усугубляются.
Система МВД, несмотря на искренние усилия своих сотрудников, продолжает испытывать постоянную тенденцию к бюрократизации, формализму, бумаготворчеству, «валовым» методам, снижению профессионального уровня в служебной деятельности. Морально-психологическая атмосфера в органах внутренних дел, несмотря на наличие, сейчас системы их материальной поддержки, усложняется. Распространенными явлениями продолжают оставаться нарушения законности, произвол, пьянство, низкая культура служебных отношений. В МВД сохраняется высокий уровень самоубийств — I0 % от всех случаев смерти и гибели сотрудников. В отдельные же годы этот уровень превышал число погибших при исполнении служебных обязанностей.
|
|
Эффективность служебной деятельности милиции общественной безопасности практически по всем ведущим показателям ухудшается. За 6 месяцев 1994 года не установлены преступники, совершившие 1941 убийство, свыше 9,5 тыс. тяжких телесных повреждений, более 1,5 тыс. изнасилований, более 5 тыс. разбоев, 296 тыс. краж личного имущества граждан. В 1994 году не раскрыто 450990 преступлений — на 108,5;% больше, чем в 1992 году.
В 1990 году в России было зарегистрировано около 1 млн. 840 тыс. преступлений, в том числе 15,5 тыс. убийств, до 41 тыс. тяжких телесных повреждений, 648 тыс. краж личного имущества граждан. При этом почти каждое второе из числа указанных и других зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений осталось нераскрытым.
В настоящее время данные тенденции сохраняются. Продолжает падать активность в деле выявления правонарушений, не прекращается, а принимает новые изощренные формы укрытие преступлений от учета: в системе МВД реализуется массовая практика такого укрытия. Из-за этого не соответствует реальности уголовная статистика. Процент преступлений укрываемых, нерегистрируемых и нерасследуемых растет. По мнению прокурора Ульяновской области Ю. М. Молотова, стала нормой борьба с преступностью на бумаге и фальсификация статистики преступлений: фиктивно раскрытые преступления квалифицируются как менее тяжкие, искусственно завышаются данные по раскрытию преступлений, когда, например, каждая стадия одного раскрытого преступления выводится как самостоятельная.
|
|
Среди сотрудников, несмотря на регулярное увеличение содержания, распространяется апатия и равнодушие. Практически повсеместно ощущается нехватка квалифицированных кадров основных служб, углубляется эрозия профессионального ядра правоохранительных коллективов. Почти каждое пятое дело, отправленное прокурору и в суд, возвращается на доследование; следственные изоляторы переполнены, объявляются голодовки ради ускорения следственного процесса.
До критического уровня снизился творческий элемент в работе, что не может самым негативным образом не сказаться на моральном самочувствии сотрудников. «Отсутствие инициативы у руководства порождает стереотип. Ты придумаешь, ты сделаешь, тебя и накажут за то, что плохо сделал. Молодой специалист прибывает по окончании учебного заведения в подразделение полный энергии, с огромным желанием отдать всего себя борьбе с преступностью. И... получается парадокс. Чем больше он трудится, не считаясь с личным временем, тем больше к нему претензий. Мало-помалу ко вчерашнему новичку приходит «прозрение».
Служебная деятельность, требующая определенной процессуальной стабильности, размеренности и системности, постоянно дезорганизуется различными верхушечными шараханьями, влекущими всевозможные неправовые уклоны (обвинительный, оправдательный, репрессивный, «гуманистический» и т. д,), связанные с ними повышенную нервную наэлектризованность и невротизацию сотрудников. Следует отметить, что прокуратура, призванная к охране правового режима в процессуальной сфере, во многом сама стала своеобразным проводником различных политических влияний, следствием чего было усиление бюрократизации милиции, в том числе и милиции общественной безопасности.
Процесс бюрократизации не только не был остановлен перестройкой с ее хаотическими и несистемными политико-правовыми новациями, но и стал нарастать под давлением необходимости широкого применения командных методов поддержания правопорядка в период резкого роста преступности. «В нашей служебной повседневности часто царит полнейшая чепуха, — пишет в редакцию доведенный до отчаяния сотрудник уголовного розыска. — Спускаются сверху тысячи инструкций, которые говорят, как нужно сидеть, передвигаться, дышать работнику милиции общественной безопасности. Но ни одна из них не говорит, как нужно работать, чтобы был конечный результат. Доходит до того, что вызывают в главк, спрашивают, почему не раскрыл то или иное преступление. Начинаешь объяснять — нехватка людей, большая загруженность. Отвечают — мы, дескать, не спрашиваем про нехватку, спрашиваем, почему не раскрыл. Объясняешь — отсутствие транспорта, несознательность некоторых сотрудников. «И про это не спрашиваем, почему не раскрыл?» — «Ну, не раскрыл и все!» — «А раскроешь?» — «Раскрою». — «Ну иди». Выходишь и недоумеваешь — а зачем приглашали-то? Самым главным механизмом торможения являются люди, сидящие наверху годами без деятельности. Если они когда-то и умели работать, то разучились».
Конечно, бюрократизация сама по себе не может рассматриваться в качестве самостоятельной причины процессуальных деформаций. Она образует постоянный давящий на процесс фон в силу более глубоких, малорефлектируемых наукой и практикой процессов в правовой системе. Бесполезнее всего бороться с бюрократизмом как таковым. Сама юридическая деятельность при определенных условиях и параметрах правовой системы продуцирует особый режим функционирования правоохранительной инфраструктуры, в котором административное управление юридическим процессом вытесняет процессуальное управление охраной правопорядка и бюрократия и бюрократизм становятся необходимыми институтами поддержания эффективности юрисдикционной работы.
|
|
Бюрократический вариант юриспруденции воспроизводится через эрозию юридического профессионализма в системе милиции общественной безопасности. В милицейской сфере эта эрозия постепенно привела к упадку ведущую отрасль индустрии полицейской борьбы с преступностью — оперативно-розыскную деятельность. В отсутствие полноценной судебной власти, политизации прокуратуры, оперативно-розыскная работа милиции без классических процессуальных стимулов к совершенствованию постепенно превратилась в грубо-примитивный, вечно балансирующий на грани законности институт продуцирования валовых показателей раскрываемости, чуждый перспективе развития розыскного дела, его научно-техническому прогрессу.
Блестящие показатели раскрываемости преступлений в СССР по многим позициям, наверное, лучшие в мире, при первом же соприкосновении с изменяющейся структурой, качеством преступности, элементарными мерами по укреплению статуса суда и процессуальных гарантий резко пошли вниз. Так, если в начале 80-х годов раскрываемость по линии уголовного розыска в среднем составляла примерно 70%, то в 1993 году, по данным министра юстиции РФ Ю. X. Калмыкова, «из всех зарегистрированных (только зарегистрированных) преступлений остались нераскрытыми (а значит, и безнаказанными) почти половина. Это почти полтора миллиона преступников, которые так и не предстали перед судом». По данным же зав. отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Прокуратуре РФ А. Д. Бойкова, сейчас в России не раскрывается до 74% преступлений.
Архаичность оперативно-розыскных и тесно с ними связанных иных форм и методов милицейской работы особенно проявилась при попытках скоростного приобщения к западноевропейским процессуальным и надзорным институтам типа презумпции невиновности или формулы «все разрешено, что не запрещено законом», которые были повсеместно отторгнуты юридической практикой.
|
|
Заключение.
В результате выполненного курсового исследования мы пришли к следующим выводам и заключению. Введение демократических принципов судебного процесса без необходимого сопряжения с назревшим преобразованием всей «подводной» оперативно-розыскной части айсберга юридической деятельности, совершенствования криминалистических и специально-технических форм вело лишь к вымыванию старого профессионального ядра милиции, ставшего легкоуязвимым по критериям элементарной законности.
Особенно характерной была известная попытка повышения эффективности системы МВД, предпринятая министром внутренних дел Федорчуком. Федорчук осознанно или нет, на свой страх и риск или по «согласованию» свыше попытался фактически перейти к новой концепции МВД в надежде остановить прогрессирующую его деградацию как системы, аккумулирующей и преобразующей в следственные действия оперативную информацию о преступности. Именно в сфере ОРД — ключевой для раскрытия преступлений, МВД из года в год прогрессирующе теряло и теряет позиции. Новая концепция предполагала опору на оперативно-розыскные институты в ущерб политико-идеологическим и социально-профилактическим, в направлении приоритетного развития которых эволюционировала система в 70-е годы.
Объективное противоречие реформы Федорчука выразилось, однако, в том, что она заведомо не могла быть осуществлена в рамках им же проводимой кампании по «укреплению социалистической законности» в милицейских аппаратах, на нарушениях которой во многом и основывалась оперативная мощь данного ведомства, особенно в условиях слабого технико-криминалистического и правового обеспечения. В результате произошло парадоксальное и до сих пор вводящее в заблуждение о намерениях Федорчука рассогласование целей и результатов его усилий, приведшее к прогрессирующему вымыванию из системы профессионального прежнего ядра, накопленного в ней его знаменитым предшественником Щелоковым. Это сильно укрепило позиции сторонников широкой прежней социальной функции МВД и наряду с растущим беспокойством политического руководства и ревниво следящих за ситуацией руководителей иных правоохранительных ведомств, не заинтересованных в росте информационных возможностей МВД, в итоге привело к тому, что методы Федорчука были скомпрометированы, а сам он был удален за искривления кадровой политики. Последующие руководители министерства, приходившие из народного хозяйства и не разбиравшиеся в сложных процессах этого ведомства, становились объектами бесконечного манипулирования со стороны, как политических, так и внутри аппаратных группировок, в результате чего система осталась заложницей бесконечных эклектических и противоречивых реформаторских начинаний.
Эти начинания, кроме разгона кадров, во многом свелись к требованиям повышения материальной обеспеченности сотрудников и органов — необходимой, но по-настоящему эффективной меры лишь в контексте системных, концептуальных изменений.
В изолированном, «самоценном» виде массированные кадрово-материальные вливания во многом стимулируют меркантильный приток в правоохранительные органы новых сотрудников, движимых часто не профессиональными интересами, а исключительно зарплатой и властью. Надо помнить, что само по себе улучшение материальной обеспеченности не всегда находится в прямой связи с повышением эффективности работы по борьбе с преступностью, а часто лишь консервирует имеющуюся ситуацию со всеми ее проблемами.
Линия развития милиции общественной безопасности, ведущаяся на протяжении многих лет и до сих пор не претерпевшая существенных изменений, привела к тому, что, несмотря на огромные штаты и значительное материальное обеспечение, МОБ неуклонно утрачивает способность осуществлять свою главную задачу—борьбу с преступностью. Процесс этот затронул, прежде всего, ту область, от которой зависит результативность этой борьбы — оперативно-розыскную деятельность. Концепция милиции общественной безопасности расползлась по самым различным социальным проблемам, формально соединяемых в функциях милиции, что ведет к утяжелению всей системы, ее неповоротливости, затратности, неэффективности, снижению ответственности сотрудников, ведущей к очковтирательству и преувеличению ими сделанного; отмиранию смежных неправовых институтов социального контроля.
Система МОБ из-за рыхлости своей концепции значительно снизила собственные возможности по получению и реагированию на информацию о ситуации в преступном мире. Огромные средства, которые тратит государство на МОБ, расточаются на содержание огромных непрофильных структур (разросшаяся вузовская система и т.д.), в то время как по основным оперативным направлениям работы МОБ вынуждено прибегать к помощи других ведомств — армии, аппаратов спецслужб.
Вероятно, есть какая-то закономерность в тесном пересечении компетенции оперативной работы МОБ, бывшего КГБ и армии: сектор, образовавшийся в результате практического совмещения их функций, представляет собой зачаток нового направления в правоохранительной инфраструктуре. Это лишний раз свидетельствует, что нынешняя концепция МОБ объективно, почти явочно диверсифицируется: в ее содержании выделяются два самостоятельных направления — собственно оперативное, «полицейское» и — общегражданское, «милицейское», обеспечивающее внутренние дела в их широком социальным смысле.
Необходима коренная реформа МОБ не только с учетом изменений в структуре и качестве преступности, но и прежде всего — для отражения в его деятельности новых реальностей политической системы, изменяющей само понятие «внутренних дел» — от узко-полицейского его значения — к широкой гражданской трактовке, принимающей во внимание усложнение общественных функций государства.
Использованная литература:
1. ВВС РСФСР. 1991. №16. Ст. 503.
2. Кондрашков Б.П.. Соловей Ю.П.. Черников В.В. Российский закон о милиции. - М., 1992. С. 22.
3. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 24, ст. 860.
4. СЗ РФ 1995, № 33, ст. 3319.
5. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 165.
6. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с 42—44.
7. Советская милиция: история и современность. М., 1987, с. 54.
8. Положение о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР. Утверждено ВЦИК и СНК РСФСР 28 марта 1927 г. СУ РСФСР, 1927, № 47, ст. 315.
9. Административный вестник, 1927, № 10—11, с. 10.
10. «История советской милиции» Часть 1 (Под ред. Н А. Щелокова). М., Академия МВД СССР. 1975, с. 29.
11. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16. Ст. 503.
12. Сов. милиция, 1990, №6, с. 17.
13. Кондрашков Б. П,, Соловей Ю.П., Черников В. В. Российский закон о милиции. М., 1992, с. 5.
14. Саратовские вести, 1994, 22 апр.
15. Законность, 1995, № 6, с. II.
16. Калмыков Ю. Гуманность не бывает чрезмерной. 1994. 2 июня.
17. «Жертва уголовного переворота?»—Росс. газ., 1994, 2 июля.