Как известно, слово «милиция», используемое в России для обозначения органов, занимающихся профессиональной охраной жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от преступных и иных посягательств, семантически обозначает род ополчения (войска), формируемого из населения на время войны. Воспринятые этого понятия Временным (1917 г.), а затем и Советским правительствами должно было подчеркнуть тесную связь образуемых ими органов по охране правопорядка с населением. Милиция как элемент системы МВД — важная составная часть правоохранительного механизма.
Каковы основные черты статуса милиции, и в частности милиции общественной безопасности, в российской правовой системе?
Мы до сих пор пользуемся концепцией милиции, подразумевающей под последней произвольное учреждение государства, создаваемое его бюрократическими решениями, вызывающими подчас неразбериху в вопросе социальной ответственности за правопорядок. Милицейский принцип организации охраны общественного порядка несет в себе ту традицию российской правоохранительной системы, основоположником которой следует считать Петра 1. Как известно, с его именем связано создание регулярных полицейских органов (1718 г.), рассчитанных на весьма широкую компетенцию, которую вполне можно рассматривать как осуществление достаточного общего управления.
|
|
Советская милиция во многом восприняла эту концепцию. Она возникла как форма вооруженной борьбы за удержание власти после переворота 25 октября 1917 года. Под руководством партийных организаций большевиков Советы рабочих и солдатских депутатов стали создавать в городах отряды и подразделения Рабочей милиции, которая мыслилась и фактически использовалась как военизированная организация граждан для подавления контрреволюции. Таким образом, с самого начала милиция создавалась как непроцессуальный орган — политической борьбы, а в дальнейшем — для привлечения всего населения к управлению. «Не дать восстановить полиции; привлечь организационные силы всего народа к созданию поголовной милиции — таковы задачи, которые пролетариат должен нести в массы в интересах охраны, упрочения и развития революции», — писал В. И. Ленин весной 1917 года. Концепция милиции виделась ему следующим образом: «Какая милиция нужна нам, пролетариату, всем трудящимся?» Действительно народная, т. е., во-первых, состоящая из всего поголовно населения, из всех взрослых граждан обоего пола, а, во-вторых, соединяющая в себе функции народной армии с функциями полиции, с функциями главного и основного органа охраны государственного порядка и государственного управления....Такая милиция, на 95 частей из 100 состояла б из рабочих и крестьян, выражала бы действительную разум и волю, силу и власть огромного большинства народа... Такая милиция была бы исполнительным органом «Советов рабочих и солдатских депутатов», она пользовалась бы абсолютным уважением и доверием населения, ибо она сама была бы организацией поголовно всего населения. Такая милиция превратила бы демократию из красивой вывески, прикрывающей порабощение народа капиталистами и издевательство капиталистов над народом, в настоящее воспитание масс для участия во всех государственных делах». «Как именно начать проводить всенародную милицию — дело практики... организовать ли сначала рабочую милицию, опираясь на рабочих в крупнейших заводах, т. е. на рабочих, наилучше организованных и способных выполнять роль милиционеров, или организовать сразу всеобщую обязательную службу всех взрослых мужчин и женщин в милиции, посвящающих этой службе одну или две недели в год и т. п.; этот вопрос не имеет принципиального значения».
|
|
Если оставить в стороне тесно связанный с марксистскими представлениями о государстве романтический пафос этого проекта, то просматривается вполне рациональное видение милиции как органа управления, включенного в качестве структурного подразделения в исполнительный аппарат Советов. Романтика очень скоро выветрилась, и данный принцип приобрел для милиции определяющее организационное значение. Произошло внешне парадоксальное, но, вероятно, обусловленное какими-то серьезными практическими причинами явление: при остром неприятии по политическим соображениям царской полиции, в действительности была отброшена лишь ее последняя, непосредственно предшествовавшая революции юридическая форма, и фактически воспринята прежняя, во многом преодоленная самим царизмом полицейская организация XVIII века немецко-прусского образца. Характерными чертами этой организации были: широкое использование местного населения для несения полицейских повинностей; централизация полицейского управления; обширность и многообразие социальных функций полиции, влекущая неопределенность границ ее компетенции; наличие широкой административной юрисдикции и судебно-следственных полномочий; включение полиции в систему не юридико-процессуальных органов, а органов общего управления (строительный, санитарный надзор, благоустройство городов, контроль за торговлей, измерительными приборами, ценами, спекуляцией товарами, спиртным, обеспечение решений местной администрации и т. д.). На полицию возлагался, таким образом, надзор и проведение в жизнь решений власти практически по любому вопросу.
Именно в таком направлении и пошло формирование концепции милиции. Уже к концу 1918 года милиция превратилась в исполнительный орган центральной власти на местах и стала звеном единого государственного аппарата с чисто административными функциями. Милиция развивалась как исполнительный орган Советов со все более и более увеличивающимся числом предметов ведения: наблюдение за исполнением гражданами декретов и распоряжений власти, контроль за ценами, железнодорожная милиция, речная (водная), промышленная милиция; фактическое проведение предварительного следствия по большинству уголовных дел, помощь санитарной инспекции, наблюдение за чистотой в городе, борьба с пьянством и самогоноварением и т. д. К ведению Народного комиссариата внутренних дел, структурным подразделением которого выступало Главное управление милиции (ГУМ) помимо этого относились также вопросы советского строительства и руководство работой местных Советов, управление коммунальным хозяйством, непромышленное строительство, пожарное дело, органы ЗАГСа, документирование иностранцев, дела, связанные с деятельностью различных обществ, управление местами заключения и организация исполнения принудительных работ.
|
|
Будучи структурным подразделением исполкомов местных Советов, милиция выступала как представитель государственной власти, являясь проводником в жизнь принимаемых политических решений.
«Милиционер, — говорил М. И. Калинин, — зеркало Советской власти, по которому население судит о Советской власти». Именно под этим углом зрения толковался принцип народности милиции — как теоретическая предпосылка организационного вхождения в качестве структурного звена в систему Советов.
Сам факт, что милиция есть звено аппарата Советов, стал определять ее народность. Эта концепция была выражена в резолюции по военному вопросу VIII съезда ркп (б) в марте 1919 года: «Милицию мы переносим на классовые основы и превращаем ее в советскую милицию». Социальный нейтрализм милиции как органа борьбы с преступностью в этом смысле исключался. Начальникам милиции предписывалось «решительно бороться со всякими нейтральными течениями в советской милиции, решительно выкидывать из ее состава все элементы, не отвечающие требованиям, предъявленным к советской милиции».
НКВД с его широкими полномочиями выполнял роль представителя центральной власти на местах. «Двойное» вхождение в структуры центральной и местной власти органов милиции было во многом связано с не прекращавшимися почти до конца 20-х годов попытками возврата к милиционной системе, когда наиболее распространенной формой поддержания правопорядка было бы возложение на население обязанностей по выполнению функций отдельных должностных лиц милиции — участковых надзирателей, постовых и т. д. Поэтому на всем протяжении 20-х годов милиция была самостоятельным структурным подразделением НКВД, действовавшим наряду с уголовным розыском. Даже после ликвидации в декабре 1930 года НКВД союзных республик и выделения милиции в самостоятельное ведомство при правительствах последних, при Совете Народных Комиссаров РСФСР было образовано Главное управление милиции и уголовного розыска.
|
|
В 30-е годы, начале 50-х годов развитие милиции шло в тесной связи и даже «под крышей» ведомства государственной безопасности (НКВД 1934 г., МВД 1953 г.). В этот период произошла дифференциация системы, с одной стороны, на милицию, подразделения которой прямо выходили на областные (краевые) Советы, а с другой — на управления, находившиеся в централизованном подчинении МВД.
В это время происходит, казалось бы, полное отрицание организации и функционирования милиции периода 20-х годов. 30-е годы обычно рассматриваются исключительно в контексте необоснованных репрессий и нарушений законности, проводившихся органами госбезопасности. Между тем проблема имеет и иной аспект: развитие милиции в данный период имело собственную, во многом позитивную динамику и логику, хотя, конечно, на них наложили отпечаток условия того времени. В качестве примеров позитивных новелл можно, пожалуй, назвать: организационное оформление разделения функций милиции на местные и централизованные, что нашло выражение в параллельном существовании управлений МВД центрального подчинения (следствие, госпожнадзор, исправительные работы) и управлений милиции при краевых (областных) исполкомах; отказ от милиционной системы комплектования и использования кадров милиции прежде всего на местном уровне, сосредоточение усилий на оперативно-розыскной работе.
Объективная логика развития милицейской системы борьбы с преступностью привела в 30-е годы вопреки политическим деформациям режима к нахождению перспективной линии развития милицейской системы, которая помогла преодолеть многие либо романтические, либо действительно исторически отжившие формы ее организации, даже и освященные поначалу новым ультрареволюционным духом.
В середине 50-х годов данная ситуация нуждалась в глубоком правовом осмыслении, прагматической селекции наработанного после 1917 года опыта организационного развития системы МВД. К сожалению, такого осмысления и назревшего правового «снятия» противоречий предшествующих десятилетий в конце 50-х годов не произошло. Политика преемственности была заменена кампанией практически голого отрицания структур, созданных к началу 50-х годов. Эта кампания была движима подчас не концептуальным прогнозом развития правоохранительной системы, а страхом и неприятием структур, созданных в правление одиозных личностей, представлявших сталинскую систему, все элементы которой рисовались одномерным злом. Неудивительно, что лучшей политикой стала политика «от обратного» — подчас весьма некритического реанимирования уже пройденных и прожитых этапов милиционной правовой культуры. Такая однобокая политическая установка к решению столь сложной специальной проблемы отбросила систему МВД к исходным — революционным рубежам своей концепции. Это проявилось уже при назначении нового министра внутренних дел взамен утвержденного еще Сталиным С. Н. Круглова.
По свидетельству В. Некрасова, Н. С. Хрущеву в соответствии с его политическими целями нужно было решительно сломать «энкаведистскую» цепочку, попытаться вырвать ее корни. В силу этого министра внутренних дел он стал искать, пишет В. Некрасов, «на стороне», и в его роли появился совершенно не мечтавший об этом довольно крупный строитель Н. П. Дудоров.
В силу такого подхода реформа Министерства внутренних дел носила, с одной стороны, заведомо ограниченный интересами преодоления культа личности, а с другой — откровенно «реставраторский» характер, ибо практически свелась к восстановлению и даже повышению роли партийных и советских органов в руководстве милицией, усилению их влияния на подбор, расстановку и воспитание кадров, что легализовало неправовое и непрофессиональное вмешательство парткомов и Советов в правоохранительную работу.
Восстановление Н. С. Хрущевым «двойного подчинения» милиции и ее статуса как исполнительного подразделения Советов вновь возвратило органы охраны правопорядка в стихию неконтролируемых местных влияний, чрезмерно расширило их социальные функции и фактически превратило в квазиправовые организации.
Характерным примером неопределенности функции милиции стал беспрерывный дрейф такого важнейшего ее института, как участковая работа по месту жительства. В системе МВД институт участковых уполномоченных постепенно превращался в административно-полицейское подразделение с крайне широкой и неопределенной компетенцией. Деятельность участковых часто была оторвана от основной задачи милиции — борьбы с уголовной преступностью и обслуживала многочисленные показатели административной практики. Отрыв участкового от оперативно-розыскной работы привел к размыванию его профессионализма и сделал этот институт неэффективным всеохватным оком государства за всей социальной патологией на территории. Все это — отголоски некогда существовавшей официальной концепции социального полицейского государства, глубоко укоренившейся в общественном правовом сознании. Нивелировка местных и центральных функций милиции вылилась в самый одиозный и беспрецедентный даже в сравнении с 30-ми годами бюрократический централизм этих органов, когда в отсутствие четких правовых разграничений компетенции центральных и региональных структур МВД их функции становились предметом узурпации более сильных субъектов политической системы, как правило — вышестоящих партийных и советско-милицейских органов. В результате такого перестраховочно-политического подхода к реформе органов внутренних дел в качестве образцовых были воспроизведены многие чисто переходные формы милицейской системы 20-х годов, сохранены и даже укреплены действительно худшие черты системы, сложившейся в 30-е годы, такие как организационное «слияние» милиции и уголовного розыска, уголовного розыска и следствия, превращения МВД в чисто «полицейский» орган с устранением из его ведения проблематики гражданского общества, в том числе вопросов советского строительства, перешедших под неправовое кураторство партийных инстанций; нарастающий бюрократизм, независимость от местного бюджета и т. д.
Все это в значительной степени предопределило характер будущего кризиса милиции в конце 80-х годов, который обозначился сразу же, как только были ослаблены партийно-административные скрепы правоохранительной системы.