А. С. Пушкин «Дубровский» 1 глава

 

1. С кем из героев мы знакомимся в I главе? Что мы узнаем об их жизни?

2. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?

3. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?

4. Проанализируйте, ситуацию, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским. 5. Как характеризует Дубровского случай на псарне? 6. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить? Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы. 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема). Динамичный, событийный сюжет. Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определенные навыки содержательного анализа текста. Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе. Излюбленным приемом является «Синквейн». Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится. Чаще всего использую этот метод на уроках литературы с 8 класса.   Правила написания синквейна: 1 строка:тема одним словом–существительное. 2 строка:описание темы в двух словах–прилагательные. 3 строка:описание действия в рамках этой темы-три глагола или деепричастия. 4 строка:отношение к теме,чувства,эмоции–фраза из четырех слов. 5 строка:повторение сути темы одним словом или словосочетанием–синоним.   Пример синквейна   1. «Ромео и Джульетта», 2. Романтическая, трагическая. 3. Поражает, восхищает, завораживает. 4. Нет повести печальнее на свете. 5. Любовь.   Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребенок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача – исследование языкового материала на основе текстов. Одна из основных сложностей при обучении русскому языку – написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьезную подготовительную работу. Научиться писать сочинение – значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум. Цель этого урока обратить вниманиеребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах. Этапы урока-практикума: экскурсия, наблюдения за природой; знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами; обсуждение увиденного; творческая работа учащихся; чтение сочинений (по желанию); обсуждение и рецензирование творческих работ; исправление и доработка сочинений; объяснение домашнего задания. Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы,т.к.позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад и сегодня. На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов. Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Использование опорных схем на уроке – важнейшая составляющая перспективно-опережающего обучения.Мне представляется очень интересной этаметодика, поскольку позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы. На своих уроках особое внимание уделяю проговариванию. Этот прием называется комментированное управление. Суть его в том,что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Вот как это происходит на уроке русского языка: весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук многие готовы продолжить начатую работу или поправить. На мой взгляд, такой подход в изучении русского языка дает возможность повысить уровень грамотности учащихся. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернешь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом. Для актуализации базовых знаний учащихся провожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка». Учащиеся учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включаются в работу. Для закрепления нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на такое-то правило (например, разделительные ъ и ь). Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах. При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым»,и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания,которые призваны,с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; инсценировка художественного произведения; наблюдение за природой; подготовка словарных диктантов; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребенка обобщать, систематизировать материал по теме.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: