УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________ В.И. Васильев
" " ______________ 2014 г.
_________________________
(дата дополнений и изменений)
________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________________Природопользование___________________
(наименование дисциплины)
Направление подготовки: 280700 «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» _______________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ________________________________________
(бакалавр/специалист/магистр)
Форма обучения: очная и заочная ____________________________________________________
(очная, заочная, очно-заочная и др.)
Цикл дисциплин: М и ЕН____вариативная часть___________________________
(ГСЭ, МиЕН, ОП, СД, ДС и тд.)
Трудоемкость дисциплины (з.е./часов): 6/216
Вид учебной работы | Очная форма | Заочная форма | ||
На всю дисциплину | Семестр | На всю дисциплину | Семестр | |
4/5 | 6/7 | |||
Аудиторные занятия (всего часов), в том числе: | 50/34 | 10/10 | ||
Лекции | 34/- | 4/2 | ||
Практические занятия Из них: Рубежный контроль (РК) | 16/34 | 6/8 | ||
2/2 | ||||
Интерактивные формы обучения от аудиторных занятий по дисциплине, часах | 16/ 34 | 4/ 4 | ||
Самостоятельная работа (всего часов), в том числе: | 94/38 | 98/98 | ||
Контрольная работа | - | - | 20/20 | |
Подготовка к экзамену, зачету | 45/18- | 27/18 | ||
Другие виды самостоятельной работы | 49/20 | 51/60 | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен): | Э/З | Э/Зач. | Э/З | Э/Зач. |
Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам в часах: | 144/72 | 108/108 |
1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
1 Дисциплина «Природопользование» относится к вариативной части учебного цикла – М и ЕН.
2 Краткое содержание дисциплины: Общие и региональные основы географической среды, основы землеведения, ландшафтоведения, климатологии, гидрологии и геологии. Природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, основы рационального использования природных ресурсов; комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием; оптимизация этих отношений.
3 Освоение обучающимися дисциплины «Природопользование» опирается на знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в средней школе:
Требования к входным знаниям студентов:
Знание основных природных закономерностей функционирования географической оболочки, климата, гидросферы, атмосферы, литосферы, биосферы;
Умения читать экологические карты;
Владеть навыками анализа глобальных и региональных экологических проблем.
4 Знания, умения и навыки, полученные при освоении дисциплины «Природопользование», являются необходимыми для освоения последующих дисциплин:
- Источники загрязнения среды обитания;
- Мониторинг среды обитания;
- Безопасность жизнедеятельности.
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Природопользование» является формирование базовых и системных представлений о современном природопользовании, проблемах и механизмах оптимизации и управления им.
Задачи дисциплины:
· раскрыть содержание данной области научного знания как дисциплины, изучающей взаимоотношения природы и общества в привязке к конкретным природным свойствам и ресурсам территории;
· знать пути оптимизации ресурсопользования и ландшафтопользования в регионе и в отраслевом аспекте;
· знать оценки и критерии рационального и адаптивного природопользования, уметь их применять на практике;
· знать методы и механизмы управления отраслевым и региональным природопользованием.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины «Природопользование» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере») направлено на формирование следующих компетенций:
· владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
· ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
· способностью к познавательной деятельности (ОК 10)
· способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11).
· способностью использования законов естественных наук при решении профессиональных задач (ОК-11);
· готовностью к участию в работе, связанной с разработкой планов устойчивого комплексного развития территорий (ПСК -3).
· ПСК 5