Принципы таможенного права

Принципами таможенного права являются:

• законность;

• демократизм;

• полномасштабное и четкое таможенное регулирование;

• обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов;

• учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела.

Законность - один из основных принципов таможенного права и функционирования таможенной системы России в целом. Этот важнейший принцип всех отраслей права закреплен в конституционных нормах, имеющих основополагающее значение и для таможенного права.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ "органы государственной власти (а таможенные органы - это исполнительные органы государственной власти. - Прим. автора), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".

Более конкретно этот принцип отражен в ряде статей ТК РФ. В ст. 2 ТК РФ говорится об определении целей таможенной политики в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ. Одной из основных задач таможенных органов согласно п. 2 ст. 10 ТК РФ является обеспечение соблюдения законодательства и др.

Демократизм как принцип таможенного права имеет многообразные проявления и формы. В преамбуле ТК РФ содержатся положения об обеспечении защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов в области таможенного дела. Согласно п. 14 ст. 10 ТК РФ таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей и природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.

Разделом XI ТК РФ предусмотрены информирование, консультирование и принятие предварительных решений по таможенно-правовым вопросам. В ТК РФ содержатся и другие конкретные нормы, характеризующие демократизм таможенного права.

О демократизме таможенного права свидетельствует предусмотренный разделом XIII ТК РФ институт обжалования и рассмотрения решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип

таможенного права предполагает:

• отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации, как это предусмотрено п. "ж" ст. 71 Конституции;

• полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела.

Речь идет о максимально возможном обеспечении именно правового регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление правового регулирования, устранение имеющихся пробелов - обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствия его новым политическим и социально-экономическим реалиям России.

Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их рационализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без усиления и рационализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов.

Многое в этом плане уже намечено в ТК РФ: расширение средств таможенного контроля; введение в таможенный оборот многообразия таможенных режимов; такие новые институты, как таможенный брокер, таможенный переводчик, служащий по таможенному оформлению, и др.

Тенденции развития российского таможенного права отражают его нацеленность на международно-правовое сотрудничество и участие России в межгосударственном регулировании в сфер», таможенного дела. Эти тенденции в развитии таможенного права подтверждаются содержанием соответствующих статей ТК РФ, а также ряда международно-правовых соглашений и иных такого рода актов с участием России.

Указанный принцип отражен в ст. 2 ТК РФ: "Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепризнанными международными нормами и практикой".

Более конкретно данный принцип воплощен в п. 17 ст. 10 ТК РФ, в соответствии с которым таможенные органы "обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: