Таможенная территория и таможенная граница

Таможенную территорию РФ согласно ТК РФ составляют: сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

В нее включаются также находящиеся в морской исключительной зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.

Территориальные воды (море) - это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами РФ, а при их отсутствии - в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и водных границ. В таможенную территорию не входят отдельные участки государственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады. Под свободной таможенной зоной имеется в виду территория, на которой иностранные товары размещаются и используются в соответствующих границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики.

Под свободным таможенным складом понимается закрытое помещение или открытая площадка, в пределах которых иностранные товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регулирования. Российские товары размещаются и используются на указанных территориях в соответствии с условиями, применяемыми при экспорте. Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются: "Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов..." (ст. 3 ТК РФ).

Таможенная граница практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Они проходят в глубине таможенной территории страны По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней

Таможенное право

Таможенное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет таможенного права - это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности.

Основными целями таможенного права являются:

• создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию;

• обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики;

• создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела; обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях;

• обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов и интересов как России в целом, так и субъектов федерации. В первую очередь речь идет об экономическом суверенитете и экономической безопасности, защите российского рынка, стимулировании развития национальной экономики, а также об активизации связей российской экономики с мировым хозяйством.

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются:

• таможенные органы;

• государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;

• юридические лица;

• физические лица.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа.

Понятием иные субъекты таможенного права охватываются: юридические лица - предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа "разрешено все, что не запрещено".

Таможенные отношения

Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными отношениями.

Главная особенность таможенных отношений состоит в том, что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.

В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТК РФ. В зависимости от конкретных целей выделяются следующие виды таможенных отношений, которые охватывают:

• организацию таможенного дела;

• перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

• регулирование таможенных режимов;

• взимание таможенных платежей;

• предварительные операции;

• таможенное оформление;

• таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;

валютный контроль;

• совершение уголовных преступлений в сфере таможенного дела;

• совершение административных правонарушений в сфере таможенного дела;

• обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;

• организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций;

• участие РФ в международно-правовом сотрудничестве и регулирование таможенного дела в рамках СНГ, а также отношения, связанные с участием РФ в международно-правовых организациях и сотрудничеством со странами Дальнего Зарубежья в области таможенного дела и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: