Таможенно-правовые нормы

Таможенно-правовая норма- это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный блок отношений в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Структура таможенно-правовой нормы состоит из:

• гипотезы;

• диспозиции;

• санкции.

Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.

Диспозиция определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права. В санкции нормы указываются неблагоприятные последствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями являются меры административной и дисциплинарной ответственности, а также меры пресечения.

Нормы таможенного права классифицируются на нормы материального и нормы процессуального таможенного права. Таможенно-правовые нормы подразделяются на:

• управомочивающие;

• обязывающие;

• запрещающие.

Управомочивающие нормы в таможенном праве устанавливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и ликвидация таможенных управлений и таможен осуществляется Государственным таможенным комитетом РФ" (ст. 8 ТК РФ).

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия определенного содержания. Пример - ст. 55 ТК РФ "Требования к владельцу магазина беспошлинной торговли": "Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: а) исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и реализуемых им, б) соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнять требования таможенных органов РФ, в) вести учет поступающих и реализуемых товаров и представлять таможенным органам РФ отчетность об этих товарах в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ".

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от совершения действий определенного характера. Например, ст. 167 ТК РФ предусматривает: "Полученная от отправителя товаров и документов на них информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться, использоваться таможенным перевозчиком и его работниками в собственных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (кроме таможенных органов РФ), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ".

Таможенные органы РФ

Таможенный орган - это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Таможенные органы РФ составляют единую систему (ст. 8 ТК РФ). Под единой системой таможенных органов понимается иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела.

Система таможенных органов характеризуется наличием звеньев (элементов). В единую систему таможенных органов входят:

• ФТСРФ;

• региональные таможенные управления РФ;

• таможни РФ;

• таможенные посты РФ.

Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (пункты "ж", "л" ст 71 Конституции РФ) и финансируются за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников.

С точки зрения масштабов территориальной деятельности, система таможенных органов подразделяется на два уровня:

• к первому относится ФТСРФ, осуществляющий свою деятельность на всей территории РФ,

• ко второму - все другие таможенные органы, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только по вертикали вышестоящим таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны для нижестоящих таможенных органов.

Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории.

Для таможенных органов как единой системы государственных органов, осуществляющих таможенное дело в РФ, характерны:

единство цели - осуществление единой таможенной политики;

единство задач - эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и др.

Единая система таможенных органов действует в рамках единых пространственных пределов таможенной территории РФ.

В системе таможенных органов функционируют таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, вычислительные центры и другие предприятия, организации и учреждения, подведомственные ФТСРФ. Их основное назначение - создавать условия для выполнения таможенными органами их основных задач и функций. ФТСРФ и другие компетентные таможенные органы:

• определяют профиль предприятий, организаций и учреждений системы таможенных органов и их местонахождение;

• утверждают уставы, положения;

• назначают на должность и освобождают от должности руководителей;

• устанавливают госзаказы и доводят их до исполнителей;

• принимают решения о реорганизации или ликвидации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: