Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма права.

Диспозиция – часть нормы права, содержащая правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Санкция – часть нормы права, указывающая на последствия, наступающие вследствие соблюдения или нарушения диспозиции.

Виды гипотез:

По степени определенности:

- Относительно определенные – использована обобщенная формулировка условия действия нормы права (если иное не предусмотрено договором подряда);

- Абсолютно определенные – конкретно перечислены обстоятельства действия нормы права (при просрочке передачи или приемки результата работы, риски несет).

По строению:

- Простые - одно обстоятельство, необходимое для действия нормы (требования, связанные с недостатком результатов работы, обнаруженными в течение гарантийного срока);

- Сложные - содержат два и более обязательных условия (с согласия наимодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих);

- Альтернативные – содержат несколько обстоятельств, наличия хотя бы одного из которых достаточно для действия нормы (заказчик обязан уплатить цену после сдачи результатов работы, либо, с согласия заказчика, досрочно).

По наличию/отсутствию юридических фактов:

- Положительные - указывают на необходимость наличия определенных фактов для действия нормы (в случае если докажет, что недостатки не могут быть обнаружены при надлежащей приемке);

- Отрицательные - указывают на необходимость отсутствия определенных фактов для действия нормы (при неисполнении обязанности уплатить цену либо иную сумму).

Виды диспозиций:

По строению:

- Простые - называют вариант поведения, но не раскрывают его (договор ничтожен);

- Описательные - описывают все существующие признаки поведения (каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой);

- Ссылочные - не излагают правила поведения, а отсылают для ознакомления к другой норме права (обязана возместить причиненный ущерб).

По составу:

- Простые - содержат одно правило поведения (арендатор своими силами осуществляет эксплуатацию);

- Сложные – два и более правила поведения (вправе потребовать расторжения договора и возмещения реального ущерба);

- Альтернативные - несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права (покупатель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены, возмещения своих расходов, устранения недостатков).

Виды санкций:

По отраслям права:

- Конституционно-правовые,

- гражданско-правовые,

- уголовно-правовые,

- административно-правовые,

- дисциплинарные.

По составу:

- Простые - содержат одно последствие (наказывается лишением свободы);

- Сложные – два и более правовых последствия (наказывается лишением свободы с конфискацией имущества);

- Альтернативные - несколько правовых последствий, из которых правоприменитель выбирает одно (ограничение свободы или лишение свободы).

По степени определенности:

- Абсолютно-определенные – точно определяется вид и размер последствий (неявка в военкомат влечет предупреждение);

- Относительно-определенные – правоприменительному органу предоставляется возможность выбора одной из нескольких мер воздействия (наказывается ограничением до 3 лет или лишением на тот же срок).

По характеру реализации государством:

- Карательные - предусматривают ограничения;

- Правовосстановительные - направлены на восстановление нарушенных прав;

- Поощрительные - предусматривают благоприятные последствия за выполнение диспозиции.

Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционируемое государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений.

Статья нормативного акта - часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Структурно нормативный акт состоит из разделов, глав, статей. Статья НПА является первичным элементом его структуры, если не считать, что многие статьи закона состоят из частей. В то же время, любой закон, любой НПА состоит или включает конкретные нормы права и статьи НПА.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта:

1) Правовая норма совпадает со статьей НПА;

2) В НПА содержится только часть правовой нормы;

3) Одна правовая норма размещается в нескольких статьях;

4) В одной статье содержится несколько взаимосвязанных норм;

5) Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

6) Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций;

7) Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция в другой.

Факторы, влияющие на расположение правовых норм в НПА:

- цели и задачи НПА;

- логика НПА;

- соотношение конкретных правовых норм с логикой НПА;

- экономность и доступность расположения правового материала;

- субъективная воля законодателя;

- иные.

Способы изложения правовых норм в НПА:

- прямой - норма права непосредственно излагается в статье НПА, т.к. в статье НПА изложены все элементы правовой нормы;

- отсылочный - в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится отсылка к другой конкретно указанной статье этого же НА либо конкретному НА, в которых содержатся недостающие элементы;

- бланкетный - в статье НА предполагаемые нормы упоминаются, а отсылка к ним дается не в конкретной статье НА, а в иных нормах либо НА;

- абстрактный - нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками;

- казуальный - указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях НА (подробно описываются права, обязанности, меры наказания и иные правила поведения, которым должны следовать участники).

Диспозиция в структуре правовой нормы: понятие, виды, значение.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

  • абсолютно-определенные
  • относительно-определенные

Гипотеза и санкция в структуре правовой нормы: понятие, виды, значение.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Применение права: понятие, признаки, необходимость.

Понятие и признаки применения норм права

Примене­ние является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и тре­буется вмешательство в этот процесс компетентных государ­ственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназван­ные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотрен­ные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.

Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отноше­ниях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которойкомпетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Физические и юридические лица обычно самостоятель­но реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц.

Применение права необходимо в ряде случаев:

- отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосред­ственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного реше­ния в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим долж­ностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);

- отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, вы­деление земельных участков);

- отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для исполь­зования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

- отношения по привлечению к юридической ответст­венности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются доб­ровольно (например, не выполняется договор поставки);

- иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награж­дении отличившихся граждан).

Признаки применения норм права

1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами)

Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.

2. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.

Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов.

3. Индивидуальный характер -отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права.

Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юриди­ческих обязанностей, ответственности в случае их нару­шения (напри­мер, приказа о назначении на должность, приговора суда).

4. Соблюдение процессуальной формы -осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке.

Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: