Право в системе социальных норм. 1. социальные и технические нормы

1. социальные и технические нормы

2. понятие и классификация социальных норм

3. соотношение права и морали

4. право и другие социальные нормы

5. правовые презумпции и аксиомы

1.В юридической литературе все действующие нормы подразделяются на 2 большие группы: социальные и технические. Граница между ними проходит по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми, их объединениями, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой.

Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах, и так приобретают юридическую силу. Их можно звать технико-правовые. Это в основном нормы, действующие в материальной, производственной и управленческой сфере (пример: правило противопожарной безопасности, правило обращения с оружием и другие. Остальные технические нормы не поддерживаются правом, и следовательно их нарушение не влечет юридической ответственности: правило обращения с домашними приборами, инструкции по их применению. В практической жизни возникают ситуации по отношению человека и животных и вообще отношение к животному миру. Большинство данных норм закреплены в соответствующих правовых актах: правило содержания собак, разрешение и запрет на охоту, санитарные требования и др. Данные нормы можно отнести условно к типу технико-правовых.

2.Социальные нормы – это объективно необходимое правило совместно-человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки не могут отразиться в норме. Норма – стереотип. Социальные нормы многочисленны и разнообразны. В социологии они подразделяются на виды классы (например: элементарные и сложные, прогрессивные и регрессивные, функционирующие и не функционирующие и т.д. Юридическая наука не вдается в столь серьезную классификацию, а подразделяет указанные нормы исходя из таких критериев, как способ формирования сферы действий и др. С этой точки зрения выделяют:

1) правовые нормы

2) Моральные

3) политические

4) религиозные

5) семейные

6) правило обычаев и традиций.

Это наиболее общепринятая и распространенная классификация. Их объединяет то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер.

3.Мораль – это совокупность исторически сложившихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них форм поведения, определяющих отношение людей друг к другу, общества, государства и окружающей действительности. Соотношение между правом и моралью имеет определенную сложность и включает в себя 4 компонента:

1) единство

2) различия

3) взаимодействие

4) противоречия

Единство права и морали:

1) право и мораль разновидность социальных норм

2) право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи, регулирование общественных отношений

3) право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов

4) У права и морали одни и тот же объект регулирования – общественные отношения

Различия права и морали:

1) право и мораль различаются по способам их установления и формирования. Правовые нормы создаются или санкционируются государством, им же отменяются, дополняются и изменяются. Мораль санкционируется на государством, а возникает спонтанно, в результате практической деятельности людей.

2) право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется. Мораль опирается не на силу государственного принуждения, а на силу общественного мнения

3) право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закреплены в актах государства, то моральные не имеют четких форм выражения, они возникают и существуют в сознании людей

4) право и мораль различаются по характеру и способам их взаимодействия, а также воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения с точки зрения прав и обязанностей, то мораль с точки зрения добра и зла, честного и бесчестного, совести, долга.

Взаимодействие права и морали:

Право и мораль поддерживают друг друга в формировании у граждан юридической и нравственной культуры, а также в упорядочении общественных отношений, требования их совпадают (частично). Мораль осуждает правонарушения и преступления. Всякое противоправное поведение обычно является противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль.

4.Соотношение права и иных социальных регуляторов

Соотношение права и обычаев:

Обычай – устойчивые и достаточно распространенные правила поведения, которые в результате многократного длительного повторения становятся привычкой, соблюдаемой добровольно. Соблюдение некоторых обычаев является для индивида не менее императивным требованием, чем соблюдение законодательства, именно здесь ощущается жесткое давление общественного мнения (уважение старших, присутствие на похоронах, новый год. Обычаи – самые ранние социальные нормы. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаи имели общегосударственное значение и даже становились в ранг закона (законы Хаммурапи, Ману). Нормативная система современного общества такого перехода обычаев в право уже не знает. Сегодня говорят о взаимодействии права и обычаев, которые рассматриваются преимущественно как определенное отношение юридических норм к обычаям. 3 основных варианта:

1) юридические нормы поддерживают обычаи, которые полезны с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации

2) юридические нормы могут служить вытеснению вредных обычаев

3) юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Их большинство, они связаны с межличностными отношениями, бытовым поведением.

Соотношение права и религиозных норм:

В соответствии с законом РБ «о свободе совести и религиозных организаций» религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее им поведение и специальные действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. Церковь отделена от государства, но не от общества, с которым она связана духовно, нравственной и культурной жизнью. Закон РБ «о свободе совести и религиозных организаций» определяет взаимоотношения между церковью и официальной властью. В нем переплетаются права и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает законы, устанавливает государственный порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, которая не противоречит принципам морали и гуманизма. О тесной взаимосвязи права и религии говорит то, что многие христианские заповеди закреплены в законе и рассматриваются как преступления. В конституции РБ говорится, что РБ – светское государство. Идеология религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной.

Право и корпоративные нормы:

Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, созданные в организациях сообщения, распространяются на его членов и направлены на обеспечение организацией и функционированием данного сообщения. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций: политических партий, клубов и др. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические, т.е. они закреплены в соответствующих документах, принятых по определенной структуре, они систематизированы. Однако корпоративные нормы имеют другую природу чем право, предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Следует отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах – юридические, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные государством. За нарушение корпоративных норм не предусмотрена юридическая ответственность. Они обеспечиваются силой общественного мнения.

5.Правовые презумпции и аксиомы не законодательные нормы, а специальные разновидности правил, выработанных в ходе длинного развития юридической теории и практики. Презумпция – предположение о существовании каких-либо фактов, событий и обстоятельств. Правовая презумпция определена в литературе как закрепленная норма права в предположениях о наличии или отсутствии юридических фактов.

Виды правовой презумпции:

1) невиновности

2) виновности

3) знания закона – незнание закона не освобождает от ответственности

4) справедливости закона

От презумпции следует отличать гипотезы и версии. Версия – предположение, касающееся фактов и обстоятельств конкретного дела. Гипотеза – предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требует теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция объединяет в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненные подтверждения своей правильности, то гипотеза с самого начала базируется на строго научных предположениях. Которые не должны противоречить истинным знаниям в этой области.

Аксиомы:

1) никто не может судить самого себя

2) несправедливо судить за несовершенное преступление

3) закон обратной силы не имеет

Юридические фикции.

Фикция (с лат. Вымысел, выдумка) – в юриспруденции это особый прием, который заключается в том, что действие подводится под некую формулу, ей не соответствующую, чтобы затем из этой формулы сделать выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикция закреплена в праве.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: