Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

Под международными почтовыми отправлениями в соответствии с пунктом 1 ст. 291 ТК РФ понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации либо следующие транзитом через эту территорию.

К международным почтовым отправлениям относятся:

— письма (простые, заказные, с объявленной ценностью); •— почтовые карточки (простые, заказные);

— бандероли и специальные мешки "М" (простые, заказные);

— секограммы (простые, заказные);

— мелкие пакеты (заказные);

— посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью);

— международные отправления экспресс-почты.

Пересылка международных почтовых отправлений сопровождается документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза2. К актам Всемирного почтового союза относятся Устав Всемирного почтового союза и Всемирная почтовая конвенция.

В соответствии со Всемирной почтовой конвенцией международные почтовые отправления могут сопровождаться следующими документами:

а) ярлык "Таможня" CN 22 (для мелких пакетов, отправлений международной экспресс-почты (EMS) и мешков "М");

б) таможенная декларация формы CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72 (для посылок);

в) накладная сдачи наземных депеш по форме CN 37 либо накладная сдачи авиадепеш по форме CN 38;

г) накладная сдачи наземных депеш, перевозимых воздушным путем (S.A.L.), по форме CN 41;

д) посылочные карты СР 86, СР 87;

е) письменные карты CN 31, CN 32;

ж) особые листы для заказных отправлений CN 33;

з) сводные счета при пересылке сгруппированных отправлений "Консигнация";

и) заменяющая накладная сдачи CN 46 для авиадепеш и наземных депеш, пересылаемых воздушным путем (S.A.L.);

к) накладная сдачи депеш с порожними емкостями CN 47.

В соответствии с пунктом 2 ст. 293 ТК РФ таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня.

Местами таможенного оформления международных почтовых отправлений, как правило, являются объекты почтовой связи, имеющие статус мест международного почтового обмена. Такие объекты почтовой связи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.

"На территории России места международного почтового обмена устанавливаются регионально в зависимости от объемов почтовых потоков и их направления. Основными местами международного почтового обмена являются: Санкт-Петербург, Москва, Иркутск, Владивосток, Петрозаводск, Благовещенск. С образованием главами Администраций связи СНГ 16—17 декабря 1991 года Регионального содружества в области связи определены также новые места обмена в городах: Брянск, Самара, Сочи и Новосибирск".

Таможенное оформление международных почтовых отправлений в таможенных органах, в регионе деятельности которых находятся отправители или получатели товаров (не в местах международного почтового обмена), возможно при необходимости подачи отдельной таможенной декларации в случаях, когда:

— стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации международных почтовых отправлений превышает десять тысяч рублей (за исключением товаров, пересылаемых в адрес физических лиц не для предпринимательских целей);

— вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

— ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары предназначены к помещению под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.

К пересылке в качестве международных почтовых отправлений запрещены следующие товары.

1. Товары, запрещенные законодательством Российской Федерации соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории.

2. Товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза. К таким товарам, например, относятся:

— предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие отправления, почтовое оборудование;

— наркотики и психотропные вещества (за исключением случаев отправок с научной или медицинской целью, предусмотренных национальным законодательством стран — получателей таких отправлений);

— взрывчатые, воспламеняющиеся и другие опасные вещества;

— предметы непристойного или безнравственного характера.

3. Товары, в отношении которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и перечень которых может определяться Правительством Российской Федерации.

В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не подлежат применению запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, если:

— общая таможенная стоимость товаров не превышает 5000 рублей;

— товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования;

— Правительством РФ определены иные случаи неприменения указанных запретов и ограничений.

В соответствии со ст. 294 ТК РФ международные почтовые отправления подвергаются таким формам таможенного контроля, как таможенный осмотр и/или таможенный досмотр. Данные формы таможенного контроля могут проводиться на основе выборочных или случайных проверок. При проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра в максимальной степени используются технические средства таможенного контроля.

На основании пункта 1 ст. 295 ТК РФ таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тысяч рублей.

Если получателями международных почтовых отправлений являются физические лица, то в части превышения указанной стоимости применяется частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату ввозных таможенных пошлин, налогов по едины» ставкам, устанавливаемым Правительством РФ.

При таможенном оформлении международных почтовых отправлений, не требующих подачи отдельной таможенной декларации, таможенные платежи исчисляются и начисляются таможенными органами в местах международного почтового обмена. Таким образом, принимая во внимание подпункт 1 пункта 5 ст. 293 ТК РФ, также пункт 6 ст. 295 ТК РФ, можно сделать вывод, что таможенным органом самостоятельно исчисляются и начисляются таможенные платежи в отношении отправлений, пересылаемых в адрес физических лиц и облагаемых по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

Исчисление соответствующих сумм производится на основание сведений о стоимости товара, указанных в документах, предусмотренных Всемирной почтовой конвенцией.

Если объявленная ценность отправления превышает стоимость указанную в товаросопроводительном документе, то налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов служит объявленная ценность отправления.

Оплата начисленных таможенным органом таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств.

Выдача международных почтовых отправлений адресатам (ее таможенные платежи были начислены таможенными органами]) производится в местах международного почтового обмена после получения полной суммы таможенных платежей организацией связи. В дальнейшем данная сумма таможенного платежа подлежит перечислению на счет таможенного органа (его начислившего).

Международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа.

На основании ст. 297 ТК РФ таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится.

Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Данная специальная таможенная процедура отличается особенностями таможенного контроля, таможенного оформления товаров, а также исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов. Причем данные особенности существуют и между товарами, перемещаемыми трубопроводным транспортом, и товарами, перемещаемыми по линиям электропередачи.

К числу особенностей осуществления таможенных операций, характерных для всей рассматриваемой специальной таможенной процедуры, можно отнести:

а) возможность применения общих условий и порядка перемещения товаров только в части, не урегулированной главой 26 ТК РФ (ст. 309 ТК РФ);

б) неприменение таможенных процедур временного хранения и внутреннего таможенного транзита (пункт 4 ст. 310, пункт 2 ст. 314 ТК РФ);

в) неприменение к товарам таможенной идентификации (ст. 316 ТК РФ);

г) таможенное оформление и контроль товаров осуществляются специализированными таможенными органами (энергетическими таможнями и таможенными постами).

Иные аспекты применения таможенных операций имеют свои особенности, обусловленные характером транспортировки и видом товаров.

Перемещение товаров трубопроводным транспортом. В данном случае "трубопроводный транспорт" используется как обобщающее понятие, которое включает магистральный нефтепровод, нефтепродуктопровод, газопровод, водопровод и аммиакопровод.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 310 ТК РФ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фактическое предъявление товаров не требуется.

Перемещение товаров трубопроводным транспортом допускает подачу периодической временной таможенной декларации, где указываются сведения об ориентировочном количестве перемещаемых товаров в течение определенного периода времени (не превышающего срока действия внешнеторгового договора) и условная таможенная стоимость товаров.

Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ — одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду.

Полная таможенная декларация подается на товары, ввезенные или вывезенные за каждый календарный месяц поставки товаров (не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров).

При вывозе товаров трубопроводным транспортом вывозные таможенные пошлины уплачиваются за каждый календарный месяц поставки по ставкам, действующим на 15-е число месяца поставки товаров. Не менее 50 процентов суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки. При этом исчисление сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорционально соответствующего одному календарному месяцу поставки, если во временной таможенной декларации указан период поставки, превышающий один календарный месяц.

При ввозе товаров трубопроводным транспортом ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки. Уточненные сведения о товарах, ввезенных за каждый календарный месяц поставки, представляются в таможенный орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки. При необходимости доплаты соответствующих сумм таможенных платежей пени не начисляются. Излишне уплаченные платежи подлежат возврату (зачету в счет будущих поставок).

Перемещение товаров по линиям электропередачи. В соответствии с пунктом 1 ст. 314 ТК РФ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.

Таможенная декларация на перемещаемую электрическую энергию подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров.

Фактическое количество поставленной электрической энергии устанавливается на основании показаний приборов учета, фиксирующих перемещение электрической энергии, и определяется как алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжений за каждый календарный месяц (сальдопереток).

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца.

Линии электропередачи, по которым осуществляется параллельная работа ЕЭС России и ЭС сопредельных государств, установлены с такими странами, как Украина, Казахстан, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Китай, Монголия.

Контрольные вопросы:

1. Вправе ли физическое лицо отказаться от специальной таможенной процедуры и выбрать какой-либо таможенный режим?

2. Какие условия специальной таможенной процедуры должны соблюдаться для ввоза физическим лицом на таможенную территорию РФ товаров с полным освобождением от уплаты таможенного платежа?

3. Какие критерии лежат в основе предоставления физическим лицам таможенных льгот?

4. В каких случаях физические лица уплачивают таможенный платеж (ввоз, вывоз, временный ввоз/вывоз товаров)?

5. Для каких видов товаров, перемещаемых физическими лицами, предусмотрены разрешительный порядок ввоза/вывоза и конкретные количественные ограничения?

6. Что является правовой основой предоставления таможенных льгот отдельным категориям иностранных лиц?

7. Какие категории иностранных лиц имеют право на таможенные льготы?

8. В чем выражаются таможенные льготы, предоставляемые отдельным категориям иностранных лиц?

9. Каковы особенности таможенного контроля дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств?

10. Возможно ли ограничение таможенных льгот для отдельных категорий иностранных лиц?

11. Что понимается под международными почтовыми отправлениями?

12. Что такое места международного почтового обмена?

13. Какие можно выделить особенности таможенного декларирования международных почтовых отправлений?

14. Какие формы таможенного контроля применяются при проверке товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях?

15. В каком порядке уплачиваются таможенные платежи в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях?

16. Что является местами таможенного оформления товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи?

17. Какие таможенные процедуры не применяются к товарам, перемещаемым трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи?

18. Какие можно выделить особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи?

19. Какой специальный таможенный режим может применяться к товарам, перемещаемым трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи?

20. Какие можно выделить особенности порядка уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи?


[1] В соответствии со ст. 194 ТК РФ в отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров для внутреннего потребления, а также остатков могут совершаться операции, аналогичные тем, которые предусмотрены для одноименных товаров в режиме переработки на таможенной территории.

 

[2] Следует обратить внимание на пункт 4 ст. 192 ТК РФ, где установлено, что разрешение на переработку товаров выдается до помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Однако в соответствии с пунктом 3 ст. 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом. Таким образом, просматривается возможность обращения в таможенный орган с заявлением для получения разрешения, одновременно с подачей таможенной декларации. Вместе с тем, процедура обращения с заявлением в таможенный орган о применении режима переработки для внутреннего потребления (например, самостоятельная форма заявления, сроки рассмотрения заявления и принятия по нему решения — ст. 192, 193 ТК РФ) позволяет утверждать, что разрешение может быть получено только до подачи таможенной декларации.

 

[3] В соответствии с приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (Российская газета. 2003. 18—19 авг. № 186, 187) при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации как одна товарная партия рассматриваются товары, одновременно отгружаемые (или отгружаемые в течение определенного периода времени при применении периодического временного декларирования) в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации, в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки.

 

[4] См.: Васильев А. Как жить по режиму // Таможня. 2000. № 18.

 

[5] К расходуемым материалам могут быть отнесены, например, сырьевые товары (полуфабрикаты, комплектующие изделия, детали, топливо и т. д.) либо быстроизнашивающиеся предметы (товары невысокой стоимости и непродолжительного срока службы (инструмент, хозяйственный инвентарь, спецодежда и специальная обувь и т. д.). При этом в зависимости от целей ввоза (вывоза) таких товаров и на основании анализа товаросопроводительной документации они все же могут быть помещены под таможенный режим временного ввоза (вывоза), например, как выставочные экспонаты, при возможности их надежной идентификации и сохранения в неизменном состоянии.

 

[6] СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4339.

 

[7] Таможенные ведомости. 2000. № 4.

 

[8] По данным Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП России), с 2000 года по настоящее время правовым департаментом ТПП России было выдано 57 карнетов АТА на товары, предназначенные для демонстрации в качестве выставочных образцов, профессиональное оборудование и коммерческие образцы,. 50 процентов от выданных карнетов АТА составляют карнеты АТА на выставочные грузы.

Россия — сравнительно молодой участник этой системы с более чем 40-летним стажем. В нее входит 58 стран, и по состоянию на начало вступления нашей страны в Международную систему в мире было выдано около 200 тысяч карнетов АТА на общую сумму 12 миллиардов долларов США // Таможня. 2003. № 7. С. 6.

 

[9] В зависимости от места использования товаров держателем (представителем держателя) карнета АТА заполняется соответствующий отрывной лист (ваучер) карнета АТА:

— в случае использования товаров в регионе деятельности таможни ввоза заполняется лист белого цвета "importation" карнета АТА;

— в случае необходимости перемещения товаров к месту их использования заполняются голубые листы "transit" карнета АТА в двух экземплярах.

 

[10] См.: Приказ ГТК России от 3 сентября 2003 г. № 960 "Об утверждении Положения о включении юридических лиц в Реестр владельцев таможенных складов и порядке его ведения ГТК России" // Российская газета. 2003. 9 окт. № 203.

 

[11] См.: Приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 972 "Об утверждении Положения об учреждении и функционировании таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы" // Российская газета. 2003. 9 окт. № 203.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: