Временный вывоз и беспошлинная торговля

Временный вывоз. Временный вывоз — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся.

Временный вывоз товаров регулируется § 1 главы 21 ТК РФ.. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определен приказом ГТК России от 21 августа 2U03 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".

Для отдельных видов товаров, обязательных к возвращению в РФ, Правительство РФ вправе устанавливать предельные сроки временного вывоза.

Основным условием помещения товаров под таможенный режим временного вывоза является возможность идентификации таможенным органом возвращаемых в РФ временно вывезенных товаров.

Конкретных сроков временного вывоза товаров ТК РФ не установлено. Данные сроки определяются таможенным органом в каждом отдельном случае временного вывоза, исходя из заявления декларанта о целях и обстоятельствах временного вывоза товаров.

Временно вывозимые товары условно освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин.

В соответствии с пунктом 4 ст. 256 ТК РФ допускается изменение таможенного режима временного вывоза на иной таможенный режим (например, экспорта, переработки вне таможенной территории) без фактического предъявления товаров таможенному органу.

Таким образом, таможенный режим временного вывоза может быть завершен:

— обратным ввозом временно вывезенных товаров (не позднее дня истечения срока временного вывоза);

— заявлением временно вывезенных товаров к иному таможенному режиму.

В случае невозвращения временно вывезенных товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза.

Примечательно, что ТК РФ не упоминает об иных обстоятельствах (отличных от случаев изменения режима), с которыми может быть связано невозвращение временно вывезенных товаров, например, уничтожение, утрата, которые бы освобождали лицо, поместившее товар под режим временного вывоза, от обязанности уплаты таможенных платежей.

Беспошлинная торговля. Беспошлинная торговля — таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты, таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Впервые идея создания магазина беспошлинной торговли (Duty Free) была реализована 50 лет назад. Произошло это в ирландском аэропорту Шенон в 1947 году. Вскоре принцип "свободной от пошлин" торговли нашел своих сторонников в материковой Европе, а потом и за океаном. Не осталась в стороне и Москва. В 1988 году компании "Аэропорт" и "AerRianta" (именно эта фирма была пионером беспошлинной торговли) создают одно из первых тогда еще в СССР совместных предприятий — акционерное общество "Аэроферст". Позднее к двум учредителям присоединился третий — "Шереметьево".

Магазины беспошлинной торговли у нас в стране можно считать первыми ласточками либерализации деловых отношений с Западом. Их создание было инициировано постановлением Совмина СССР от 13 января 1987 года № 49 "Об образовании совместных предприятий на территории СССР, при участии советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран".

Созданный в 1988 году, советско-ирландский "Аэрофест" был одним из первых. Помимо прочих видов деятельности это предприятие занималось и беспошлинной торговлей на иностранную валюту в магазинах, расположенных в залах прилета и вылета международного аэропорта "Шереметьево".

Чуть позже открывать специализированные магазины, аналогичные обслуживающим иностранцев "Березкам" Минторга, было разрешено и Министерству гражданской авиации.

В настоящее время в России функционирует свыше 40 магазинов беспошлинной торговли.

Наметилась устойчивая тенденция к увеличению их количества в международных аэропортах, морских портах, в пропускных пунктах через Государственную границу.

Применение таможенного режима беспошлинной торговли определяется § 2 главы 21 ТК РФ.

Порядок заполнения грузовой таможенной декларации в отношении товаров, заявленных к режиму беспошлинной торговли, установлен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".

Правительство РФ вправе определять перечень товаров, помещение которых под таможенный режим беспошлинной торговли не допускается.

Основным условием применения таможенного режима беспошлинной торговли является создание магазина беспошлинной торговли, поскольку в соответствии с пунктом 2 ст. 259 ТК РФ декларантом товаров, помещаемых под таможенный режим беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли. Причем владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо.

Деятельность владельца магазина беспошлинной торговли не отнесена ТК РФ к видам деятельности в области таможенного дела. Поэтому создание магазина беспошлинной торговли (равно как и его закрытие) для контролирующего таможенного органа, в зоне деятельности которого открывается (закрывается) такой магазин, носит уведомительный характер (пункт 2 ст. 261 и подпункт 8 пункта 1 ст. 262 ТК РФ).

Открытие магазина беспошлинной торговли должно соответствовать действующему режиму в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

После открытия магазина беспошлинной торговли и таможенного оформления в режиме беспошлинной торговли товаров таможенный орган производит контроль за операциями, осуществляемыми с такими товарами.

Как правило, помещения магазина беспошлинной торговли состоят из складских помещений (для таможенного оформления и хранения товаров), подсобных помещений, торговых залов. Все помещения должны быть оборудованы в соответствии с функциональными требованиями, включая требования по обеспечению возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля.

Помещения магазина беспошлинной торговли имеют статус зон таможенного контроля.

Под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться как иностранные, так и российские товары. При этом в отношении российских товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а в отношении иностранных товаров — возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ).

Товары, заявленные к помещению под таможенный режим беспошлинной торговли, должны предназначаться исключительно для продажи (по правилам розничной торговли) в этом магазине, при условии последующего их вывоза физическими лицами за пределы таможенной территории РФ. Соответственно товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенный режим беспошлинной торговли не подлежат (пункт 4 ст. 259 ТК РФ).

В отношении оформляемых в режиме беспошлинной торговли товаров декларант (владелец магазина беспошлинной торговли) обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.

Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность:

— за соблюдение требований таможенного режима беспошлинной торговли, включая требования по ведению учета поступлений в магазин беспошлинной торговли товаров и их реализации, а также представлению в таможенные органы необходимой отчетности;

— за уплату таможенных платежей, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ.

Таможенный режим беспошлинной торговли преследует несколько целей. Во-первых, это коммерческая деятельность, обусловленная продажей товаров по ценам, не включающим в себя суммы ввозных таможенных пошлин, налогов или внутренних налогов.

Во-вторых, беспошлинная торговля — это предоставляемая физическим лицам возможность приобретать товары по ценам относительно низким по сравнению с аналогичными товарами, реализуемыми на внутреннем рынке.

Кроме того, использовать опосредованно (с помощью владельца МВТ, который имеет право выступать декларантом) таможенно-правовую конструкцию беспошлинной торговли может любое;! иное лицо, с целью реализации на договорной (комиссионной) основе освобожденных от таможенных пошлин и налогов товаров.

§ 4. Перемещение припасов и иные специальные таможенные режимы

Перемещение припасов. Перемещение припасов — таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары предназначенные для продажи членам экипажей и пассажиров таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся (если иное не установлено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Данный таможенный режим впервые был введен постановлением Правительства РФ в 2001 году в целях упорядочения перемещения через таможенную границу РФ товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой1.

Международно-правовой основой данного таможенного режима служит, в частности, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а именно, Специальное приложение главы 4, которая так и называется — "Припасы".

Необходимо отметить, что до введения рассматриваемого таможенного режима в РФ такая категория товаров, как припасы, действительно вызывала множество вопросов и проблем, поскольку не был определен их таможенно-правовой статус. Зачастую сведения об этих товарах можно было найти только в генеральных декларациях (манифестах), подаваемых в отношении, например, воздушных транспортных средств.

В настоящее время таможенный режим перемещения припасов имеет один источник регулирования — ТК РФ (§ 3, главы 21 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 ст. 265 ТК РФ под припасами понимаются:

— товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горючесмазочные материалы (кроме запасных частей и оборудования);

— товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти товары или нет;

— товары, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных товаров на борту этих судов.

Таможенный режим перемещения припасов применяется в отношении припасов при использовании морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации, вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.

Местами таможенного оформления припасов являются, как правило:

а) таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения;

б) таможенный орган, расположенный в месте формирования (прибытия) поездов.

При ввозе припасов в РФ таможенное декларирование носит в основном уведомительный характер. Основным требованием такого ввоза (для целей освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов) является оставление припасов на борту морских (речных), воздушных судов, в поездах во время их нахождения на таможенной территории РФ. Причем ст. 267 ТК РФ допускает использование и потребление таких припасов членами экипажей, работниками поездных бригад, пассажирами.

При вывозе припасов за пределы таможенной территории РФ процедура таможенного оформления предусматривает дополнительные требования.

Так, вывоз с таможенной территории РФ припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов возможен без уплаты вывозных таможенных пошлин, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.

При вывозе с таможенной территории РФ припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также припасов, предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если указанные припасы вывозятся в количестве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов и необходимом для потребления пассажирами и работниками

поездных бригад в пути следования, с учетом припасов, имеющихся в этих поездах.

Под таможенный режим перемещения припасов могут помещаться находящиеся на таможенной территории РФ иностранные товары (для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов). При этом освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов производится при условии продажи указанных товаров за пределами таможенной территории РФ, в том числе на борту воздушных судов во время нахождения таких судов на таможенной территории РФ.

Таможенный режим перемещения припасов не применяется в отношении случаев использования транспортных средств физическими лицами, пересекающими таможенную границу в личных целях (например, служебная поездка, туризм, отдых, учеба и другие случаи).

Иные специальные таможенные режимы. Общего определения иным специальным таможенным режимам ТК РФ не дает, но указывает на ряд положений, относящихся ко всем иным специальным таможенным режимам.

1. Полное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

3. Неприменение к товарам возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождений от уплаты, возврата или возмещения внутренних налогов (за исключением случаев, когда иной специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта).

4. Установление иных (не предусмотренных ТК РФ) требований и условий помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничений на пользование и распоряжение товарами Правительством РФ.

В соответствии со ст. 268 ТК РФ иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении перемещаемых через таможенную границу:

1) товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;

2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;

3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

4) товаров, вывозимых в государства — бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество. которых находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;

5) российских товаров, перемещаемых между таможенным органами через территорию иностранного государства.

Следует отметить, что речь в данной статье идет не о названиях конкретных иных специальных таможенных режимов, а о целях и особенностях перемещения товаров.

Не совсем понятно, почему законодатель, допуская такую множественность иных специальных таможенных режимов, не лаконичного названия каждому из них. Примечательно, что возможность такого обозначения специальных таможенных режимов не входит и в компетенцию Правительства РФ, поскольку в пункте 3 ст. 269 ТК РФ речь идет об установлении "иных требований условий" помещения товаров под специальные таможенные режимы.

Вместе с тем, варианты перемещения товаров, обозначенные ТК РФ иными специальными таможенными режимами, для отечественной правоприменительной практики не новы и некоторые из таких вариантов имели отдельное наименование. Например, таможенные режимы "Вывоза товаров представительствами Российской Федерации за рубежом" и "Вывоза отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР" или "Положение о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации".

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют преимущества при использовании таможенного режима реимпорта?

2. Влияет ли статус лица, перемещающего товар, на возможность применения таможенного режима реимпорта?

3. Какие существуют преимущества при использовании таможенного режима реэкспорта?

4. В каких случаях возможно применить режим реэкспорта в порядке изменения таможенного режима, под который ранее был помещен товар?

5. Какие требования предъявляются к товарам, помещаемым под таможенный режим уничтожения?

6. Какие требования предъявляются к товарам, помещаемым под таможенный режим отказа в пользу государства?

7. В чем отличия таможенного режима временного вывоза товаров от режима временного ввоза?

8. В чем заключается экономический интерес применения таможенного режима беспошлинной торговли?

9. Какие виды товаров могут помещаться под таможенный режим перемещения припасов?

10. Какие можно выделить общие признаки специальных таможенных режимов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: