Рабочая программа
Учебного предмета «Трудовое обучение»
(базовый уровень)
для 3специального (коррекционного) класса VII вида
2017 год
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с современной правовой базой в области образования:
· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
· Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9», утверждённая приказом №67/1 от 31 августа2015
· Авторская программаВ.И. Романиной, В.Г.Машинистова, Н. М. Конышевой. Издательство: «Просвещение», Москва
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 3 классе отводится 66 ч в год (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
В связи с особенностями обучающихся с ЗПР в базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида предусмотрена дополнительная каникулярная неделя, поэтому в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида в ходе обучения труда, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий и предметов;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
По техническому труду:
Учащиеся должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов, предусмотренных программой; - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - правила чтения графических изображений; - правила и приёмы проверки исправности инструмента; - правила и приёмы разметки по линейке, угольнику, циркулем; - способы контроля размеров детали, изделия; |
- общие сведения о профессиях: столяр, плотник, слесарь, агроном, растениевод.
Учащиеся должны уметь:
- правильно называть и самостоятельно, без напоминаний, использовать их в работе по назначению; - самостоятельно и безукоризненно выполнять их; - понимать элементы графической грамоты; правильно читать эскиз; название детали, развертки, форму, размеры, технологические операции; - проверять исправность инструмента; - выполнять разметку в миллиметрах чертёжно-измерительными инструментами; - проверять точность выполненной разметки; - самостоятельно изготовлять изделие, из предусмотренных программой, по образцу, рисунку, эскизу; |
- уважать их труд; по возможности принимать посильное участие в их труде.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой информацией, а также работать с доступными способами её переработки и использование в повседневной жизни.
По сельскохозяйственному труду:
Учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время;
- особенности выращивания цветочно—декоративных и овощных растений в открытом грунте и правила наблюдений за ростом и развитием растений;
- название и назначениесельскохозяйственных машин для обработки почвы.
Учащиеся должны уметь:
- строго соблюдать их;
- собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
- выращивать сельскохозяйственные растения, предусмотренные программой, от посадки - до уборки урожая с соблюдением всех правил;
- различать машины по внешнему виду и принципу действий.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- уважительного отношения к труду людей;
- понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
По бытовому труду:
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
Учащиеся должны уметь:
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
По основам художественной обработки различных материалов:
Учащиеся должны знать:
- как экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
- как выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
- как выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
-как изготавливать изделия (плоские и объёмные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
- как выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, с помощью шаблонов, на глаз;
- как выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона;
- как выполнять разметку симметричных деталей;
- как оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
- как готовить по рецептам пищу, не требующую термической обработки;
- как заполнять простейшую техническую документацию в технологической карте;
- как выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.
Учащиеся должны уметь:
-использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
- чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
-выполнять эскиз и технический рисунок;
-применять масштабирование при выполнении чертежа;
- уметь читать простейшие чертежи;
- анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
- применять приёмы безопасной работы с инструментами;
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, пяльцами (вышивание), ножом (разрезание), циркулем, гаечным и накидным ключами; осмыслить понятие «универсальность инструмента»;
- использовать правила безопасной работы при работе с материалами: яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
- осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объёмные) по готовому образцу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
- осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту и профессиональной деятельности;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
- подбирать наиболее подходящий материал для выполнения изделия.
По работе в классе:
Учащиеся должны знать:
- правила и приёмы размножения комнатных растений и уход за ними.
Учащиеся должны уметь:
- осваивать способы ухода за парковыми растениями;
- наблюдать и фиксировать результаты;
- определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за парковыми растениями.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии; осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя; проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян; наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Содержание учебного предмета