По выполнению курсового проекта

ЗАДАНИЯ и методические указания

по дисциплине

«Технологические процессы технического обслуживания транспортных средств»

 

Для студентов специальности 23.03.03 «ЭТМК»

 

Санкт-Петербург

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Основным звеном (по решаемым задачам и числу предприятий) системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Станция технического обслуживания автомобилей предоставляет оборудованные посты, посты самообслуживания а также услуги по продаже запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля. От того, насколько будет близка предварительная оценка предстоящего технического воздействия к окончательной цене выполненной работы, зависит отношение клиента к данной СТОА, степень его доверия и желание стать постоянным клиентом.

Комплексная предварительная проверка позволяет исключить возможные недоразумения по поводу якобы возникших новых неисправностей или повреждений после посещения предприятия автосервиса. Отметим, что комплексы инструментального контроля для проверки автомобиля на соответствие требованиям к безопасности движения фактически представляют собой аналоги участка приемки автомобилей современной СТОА, поэтому значительная часть клиентов будет заинтересована в устранении именно тех неисправностей, которые не позволили пройти контроль технического состояния. В этом случае участок приемки автосервиса можно рассматривать как контрольный для отремонтированного автомобиля.

 

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1,1. Цель курсового проекта

 

Курсовой проект призван:

расширить и закрепить знания по курсу «Технологические процессы технического обслуживания транспортных средств»;

выработать у студентов умения и навыки в области проектирования технологических процессов оказания услуг в сфере автосервиса с заранее заданными и гарантируемыми качествами, ориентированных на требования потребителей, рациональное использование энергии, материалов и отвечающих современному уровню развития техники и технологии, а так же учитывающих социальные, экономические, экологические и другие требования;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов с необходимой литературой.

1.2. Структура, объем курсового проекта и методические указания по его выполнению

В курсовом проекте студенту предлагается выполнить 6 заданий. Текст каждого задания приведен в п. 4. Номер варианта задания выбирается по таблице 3 (см. п. 2).

Студент при выполнении курсового проекта должен:

1) Разработать шесть технологических процессов и представить их в виде технологической карты, образец которой приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Технологическая карта разрабатываемого технологического процесса

 
 

При заполнении технологической карты необходимо соблюдать следующие рекомендации (таблица 2):

Таблица 2 - Рекомендации по заполнению технологической карты

При необходимости технологические карты должны дополняться соответствующими схемами, чертежами, фотографиями, которые рекомендуется располагать на отдельных листах и соответствующим образом нумеровать. На номера рисунков необходимо ссылаться в графе «Содержание операций» (см. табл. 1).

2) Графически изобразить технологическую схему процесса соединения.

Для задания 1 - Представить в масштабе сборочный чертеж соединения деталей (с указанием всех необходимых габаритных и присоединительных размеров) и пооперационные схемы процесса соединения двух деталей.

Для задания 6 - Представить в виде схемы технологический процесс обслуживания клиентов

Выполненный курсовой проект должен быть сдан в установленные деканатом сроки до экзамена.

 

2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ВАРИАНТА

Номер варианта курсового проекта соответствует последней цифре номера студенческого билета или зачетной книжки студента.

Таблица 3 - Номера вариантов курсового проекта

Номера вариантов заданий курсового проекта определяются студентом по столбцу, соответствующему последней цифре его зачетной книжки. Текст каждого задания приведен в п.4. Студент выполняет только один вариант каждого из шести заданий, указанный в таблице и находящийся на пересечении номера варианта и номера задания.

3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект должен быть выполнен на листах формата А4 печатным или рукописным способом. Образец титульного листа представлен в приложении. Объем работы должен быть не менее 12-15 страниц машинописного текста, набранного через 1,5 интервала (поля верх, низ - 20 мм; правое 10 мм; левое 25 мм).

Эскизы и схемы могут быть выполнены с применением средств вычислительной и множительной техники, а так же на кальке или миллиметровке в масштабе.

При необходимости в тексте записки должны быть ссылки на используемую литературу, список которой приводится студентом в конце записки. Список литературы оформляется по общим правилам.

В конце работы необходимо представить список использованной литературы по установленному образцу.

 

 

4. ТЕКСТ ЗАДАНИЯ

Курсовой проект состоит из шести заданий, содержание которых приведено ниже:

1. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ ДЕТАЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПЛОСКИЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ С ПОМОЩЬЮ:

1.1. болтов;

1.2. шпилек;

1.3. винтов;

1.4. шурупов (в том числе и саморезов)

1.5. клея;

1.6. заклепок;

1.7. сварки (внахлест, в торец, трещин - один на выбор студента);

1.8. пайки (на примере трубок радиатора)

1.9. болтов или шпилек с обеспечением герметичности соединения;

1.10. винтов с прокладкой между деталями.

2 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (В СИСТЕМЕ АВТОСЕРВИСА И СРЕДЕ КЛИЕНТА) ЗАМЕНЫ (МОНТАЖА-ДЕМОНТАЖА) ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЯ:

2.1.колес;

2.2.шин в сборе (покрышка + камера);

2.3.камеры в шине;

2.4.сцепления;

2.5.коробки передач;

2.6 фар;.

2.7.аккумуляторной батареи;

2.8.сидений;

2.9.дверей;

2.10. воздушного фильтра.

3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЗАПРАВКИ АВТОМОБИЛЯ ТОПЛИВОМ, МАСЛОМ, ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ (ЗАМЕНА МАСЛА, КОНСИСТЕНТНЫХ СМАЗОК):

3.1. Заправки автомобиля:

а) топливом;

б) маслом;

в) охлаждающей жидкостью.

3.2. Замены:

а) масла в двигателе;

б) масла в коробке передач;

в) антифриза в двигателе;

г) масла в трансмиссии;

д) масла в рулевом механизме;

е) тормозной жидкости;

и) консистентных смазок в подшипниках (ступиц колес, водяного насоса, включения сцепления и др.) в шаровых шарнирах, шлицах карданного вала и т.п. - по выбору студента.

 

4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КУЗОВНЫХ РАБОТ (ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ С ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
ОКРАСКОЙ)

Место и степень повреждения кузова студенту предлагается выбрать самостоятельно.

5. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ.

5.1.Диагностирование и техническое обслуживание двигателя:

а) кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы

б) система охлаждения

в) система питания

г)система смазывания

5.2 Диагностирование и техническое обслуживание электрооборудования автомобилей:

а) аккумуляторные батареи;

б) генераторные установки;

в) система зажигания;

г) система освещения и световой сигнализации;

д) система контроля, провода и предохранители.

5.3. Диагностирование и техническое обслуживание трансмиссии автомобилей

5.4. Диагностирование и техническое обслуживание ходовой части автомобилей

5.5. Диагностирование и техническое обслуживание механизмов управления автомобилей:

а) рулевое управление

б) тормозной системы

 

6. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ КЛИЕНТАМ В СИСТЕМЕ АВТОСЕРВИСА:

 

6.1.при приемке автомобиля у клиента на обслуживание или ремонт;

6.2.при выдаче автомобиля клиенту после оказания услуг;

6.3.при продаже автомобилей, запасных частей, аксессуаров;

6.4.при возникновении претензий (рекламаций) со стороны клиента;

6.5.при желании клиента провести тюнинг своему автомобилю;

6.6.при заправке автомобиля топливом на АЗС;

6.7.при выполнении различных автосервисных услуг, выполняемых в присутствии клиента (система обслуживания с высокой степенью контакта с клиентом);

6.8 при обслуживании клиента в мотеле;

6.9. при обслуживании постоянных клиентов;

6.10.при обслуживании разовых клиентов.

 

 

Примечание.

Допускается замена индивидуальных заданий из раздела 5 на задания, выданные руководителем дипломной работы.

 

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Грибут И.Э. и др. Автосервис: станции технического обслуживания. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2009.

2. Сарбаев В.И., Селиванов С.С, Коноплев В.Н. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов. Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. Савич А.С., Иванов В.П., Ярошевич В.К. Учебное пособие. Технология и оборудование ремонта автомобилей. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.

4. Виноградов В. М. Учебное пособие. Технологические процессы ремонта автомобилей. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Волгин В.В. Автосервис. Производство и менеджмент. – М.: Изд. Дашков и К, 2006.

6. Казаков С.В. Автосервис. Защита и права потребителей. – М.: Изд. Гросс Медиа, 2006.

7. Волгин В.В. Автосервис. Создание и компьютеризация. – М.: Изд. Дашков и К, 2008.

8. Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Издательства Дом Третий Рим», 2000. - 272 с.

9. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/Е.С. Кузнецов, В.П.Воронов, А.П. Болдин и др.; Под ред. Е.С. Кузнецова. - М.: Транспорт, 2004.

10. Маталин А.А. Технология машиностроения: Учебник. - П.: Машиностроение,
1985. -496 с.

11. Болгов И.В. и др. Инженерное обеспечение ремонта технологических машин и оборудования предприятий сервиса. Учебное пособие. М., Наука. 2000

12. Ванчукевич В.Ф., Седюкевич В.Н. Справочник слесаря-ремонтника. - Мн.: Выш. Школа, 1981.-399 с.

13. Ремонт автомобилей: Учебник / Под ред. СИ. Румянцева. - 2-е изд., перераб. идоп. - М.: Транспорт, 1988. - 327 с.

14. Журналы: «Автомобильная промышленность», «За рулем», «Автосервис», «Кузов», «Мир шин», «Шина плюс» и др.

 

 

Задание разработал

Профессор НАЗАРКИН В.Г.

 


 

Приложение 1

1. УЧАСТКИ ПРИЕМА, ВЫДАЧИ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

 

При приемке автомобиля (рис.1) производятся: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает автовладелец; проверка технического состояния агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля для выявления дефектов, не указанных автовладельцем; определение ориентировочной стоимости и сроков выполнения работ и согласование их с автовладельцем; оформление приемочных документов. При необходимости для установления причины неисправности мастер-приемщик направляет автомобиль на пост диагностики или делает пробный выезд автомобиля.

 

Рабочее место мастера-приемщика должно быть оборудовано компьютером, содержащим полную базу данных по всем видам работ, всю техническую информацию по маркам автомобилей, запасным частям (наличие на складе, стоимость и, если необходимо, срок поставки необходимой детали), а также историю ремонта автомобиля (если автомобиль ремонтировался или обслуживался в данной СТОА).

Во время приема автомобиля в ремонт мастер-приемщик и клиент совместно:

проводят осмотр автомобиля для выявления царапин, трещин, сколов и иных подобных дефектов во избежание конфликтных ситуаций в будущем;

проводят осмотр автомобиля с целью выявления дефектов, влияющих на безопасность движения, и решают на месте вопрос их устранения;

согласовывают предстоящий ремонт, детально обсуждая и уточняя все работы, оговаривают стоимость ремонта, запасных частей, сроки выполнения; по желанию владельца автомобиля СТОА может выполнить неполный объем работ.

После установления объема работ мастер-приемщик заполняет заказ-наряд (договор) и на основе установленной заводом-изготовителем трудоемкости выполнения работ и цены нормо-часа конкретной СТОА определяет общую стоимость работ. Договор заключается при предъявлении потребителем документа, удостоверяющего личность, а также документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль (свидетельство о регистрации, техпаспорт, справка-счет). Потребитель, не являющийся собственником автомобиля, предъявляет документ — доверенность, подтверждающую его право на эксплуатацию автомобиля.

Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) СТОА (для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

фамилию, имя, отчество, телефон и адрес клиента;

дату приема заказа, сроки его исполнения. В случае, если ТО и ТР осуществляются по частям в течение срока действия договора, в договоре указываются сроки (периоды) их проведения. По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов ТО и ТР;

цену ТО и ТР, а также порядок оплаты;

марку, модель автомобиля, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;

цену автомобиля, определяемую по соглашению сторон;

перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных СТОА, их стоимость и количество;

перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;

гарантийные сроки на результаты ТО и ТР, если они установлены;

должность, фамилию, имя, отчество лица, принимающего заказ, и подписи обеих сторон;

другие необходимые данные, отражающие специфику оказываемых услуг (выполняемых работ).

По окончании приемки водитель-перегонщик ставит автомобиль на рабочий пост или автомобиле-место ожидания. Время, затрачиваемое на прием автомобиля, в среднем составляет 20—30 мин.

В случае, если автовладелец оставляет автомобиль для оказания услуг (выполнения работ), приемщик одновременно с договором составляет приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставленных клиентом запасных частях и материалах с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом СТОА и клиентом и заверяется печатью СТОА. По одному экземпляру договора и приемосдаточного акта выдаются клиенту.

Для крупных СТОА целесообразно устанавливать комплексный пост приемки автомобилей Visaline фирмы Тесһпо-tеst. Комплекс предназначен преҗде всего для проведения контрольно-диагностических операций («дефектовки»). Комплектация Visaline позволяет диагностировать практически все узлы и системы автомобиля, кроме системы управления двигателем. В данный комплекс входят непосредственно агрегаты и приборы, специальное программное обеспечение Software – интеллектуальный продукт, превращающий линию в единый организм. Этот продукт позволяет полностью решить проблемы с распределением автомобилей по рабочим постам, создавать единую информационную базу данных о клиентах, а также, что немаловажно в случаях разногласий, фиксировать дефекты и комплектность принимаемых автомобилей.

Для СТОА средней мощности рекомендуется начинать с установки комплексного поста приемки автомобилей, который в любом варианте позволяет определить техническое состояние узлов и механизмов, влияющих на безопасность движения, и определить до 80 % всех причин неисправностей.

Оснащение пунктов инструментального контроля для проверки автомобиля на соответствие требованиям по безопасности движения фактически аналогично оснащению участка приемки автомобилей современного предприятия автосервиса.

Необходимо учитывать, что определенная часть заказчиков заинтересована в устранении тех неисправностей, которые не позволили пройти контроль технического состояния. В этом случае участок приемки автосервиса можно рассматривать как контрольный для отремонтированного автомобиля. Понятно, что посты приемки автомобиля прежде всего необходимы крупным СТОА, но и на небольших предприятиях автосервиса трудно обойтись без оборудования для осмотра и контроля автомобиля, особенно если учесть, что предварительное определение перечня сокращает общее время работы с автомобилем.

 

После проведения всех операций ТО и ТР автомобиль направляется на участок выдачи, где контролируют качество работ, выполненных в соответствии с заказ-нарядом (договором), производят внешний осмотр, проверку комплектности автомобиля и выдачу его автовладельцу.

При выдаче автомобиля мастер-приемщик:

- объясняет результаты проведенного технического воздействия, демонстрируя на автомобиле произведенные работы и замененные запасные части;

- выдает сертификат контроля, поясняя его позиции;

- рекомендует, если требуется, сроки проведения будущих технических воздействий, представляет счет и комментирует все позиции счета;

- проводит осмотр автомобиля, чтобы показать клиенту, что за время ремонта дефектов (царапин, трещин, сколов и т.п.) на автомобиле не появилось.

Получив автомобиль, владелец удостоверяет подписью в заказ-наряде отсутствие претензий, а приемщик, проверив правильность оплаты, оформляет пропуск на выезд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: