Лекция 12-13. Авторемонтные предприятия

Авторемонтные предприятия - специализированные предприятия, производящие в основном капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов.

Авторемонтные предприятия осуществляют техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. Авторемонтные предприятия выполняют производственные функции по профилактике и ремонту автомобильной техники, могут временно хранить автомобили, заправлять их автоэксплуатационными материалами. Необходимость в организации и существовании авторемонтных предприятий объясняется тем, что АТП и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

В категорию «автообслуживающие предприятия» входят:

Ø базы централизованного технического обслуживания (БЦТО),

Ø станции технического обслуживания (СТО),

Ø авторемонтные мастерские,

Ø агрегатно-ремонтные заводы и мастерские,

Ø шиноремонтные заводы и мастерские,

Ø ремонтно-зарядные аккумуляторные станции,

Ø специализированные мастерские и цехи.

Подвижной состав в процессе эксплуатации подвергается воздействиям, назначение которых заключается в систематическом наблюдении за его техническим состоянием в целях предупреждения и устранения возникающих в нем неисправностей и отказов, а также в подготовке его к бесперебойному выполнению транспортной работы и в обеспечении высокой его надежности.

Организации и предприятия авторемонтного производства:

- повышают качество капитального ремонта агрегатов и узлов подвижного состава;

- расширяют номенклатуру ремонтируемых составных частей подвижного состава, а также восстанавливаемых деталей в качестве товарной продукции;

- сокращают затраты и время проведения капитального ремонта.

Операции технического обслуживания или ремонта выполняются с предварительным контролем или без него. Основным способом контроля служит диагностика, которая определяет техническое состояние автомобиля, его агрегатов и узлов без их разборки. При техническом обслуживании диагностика определяет необходимость выполнения работ и прогнозирует возможный срок возникновения отказа или неисправности.

При ремонте диагностика выявляет причины неисправности или отказа и определяет наиболее эффективный способ их устранения. Кроме того, независимо от технического обслуживания или ремонта автомобили периодически подвергаются диагностике для проверки состояния органов управления и безопасности движения.

Основным техническим воздействием являются профилактические работы, своевременное и качественное выполнение которых в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО); диагностическое обслуживание (ДО).

Ремонт подразделяется на текущий ремонт (ТР) и капитальный ремонт (КР).

Ремонт включает контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, кузнечные, сварочные, жестяницкие, обойные, электротехнические, шиноремонтные, малярные и другие работы. Ремонт, связанный с заменой или разборкой агрегатов и узлов, необходимо выполнять преимущественно по результатам предварительной диагностики.

Авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы и мастерские являются специализированными предприятиями по капитальному ремонту полнокомплектных автомобилей или отдельных агрегатов. Авторемонтные мастерские, как правило, имеют производственную программу до 1000 капитальных ремонтов в год, авторемонтные заводы — свыше 1000. В соответствии с этим авторемонтные мастерские ремонтируют подвижной состав автотранспортных предприятий, расположенных в черте определенного района, города и иногда области; авторемонтные заводы могут обслуживать АТП ряда областей. Как мастерские, так и ремонтные заводы могут быть специализированы на ремонте одного или двух (но не более) типов автомобилей. Это позволяет применять высокопроизводительное оборудование, поточные методы производства, что обеспечивает хорошее качество ремонта и невысокую его стоимость. Технико-экономические показатели ремонтного производства зависят от его мощности: с увеличением мощности показатели улучшаются (табл. 2).

Шиноремонтные заводы и мастерские являются специализированными предприятиями, выполняющими все виды ремонтов покрышек и камер, в том числе и восстановительные.

Ремонтно-зарядные аккумуляторные станции являются специализированными предприятиями по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей.

Специализированные мастерские и цехи централизованно выполняют капитальный ремонт узлов и механизмов автомобилей, восстановление изношенных деталей (сваркой, наплавкой, гальваническими покрытиями и др.), кузовные и окрасочные работы.

По ведомственной принадлежности авторемонтные предприятия делятся на предприятия общего пользования, входящие в систему автомобильного транспорта, и ведомственные, принадлежащие отдельным ведомствам.

Ремонтные предприятия общего пользования имеют значительно большую мощность и высокие технико-экономические показатели. Ведомственные предприятия, как правило, меньшей мощности, и имеют ограниченную возможность получения ремонтного фонда. Применяется менее производительное оборудование. По этим причинам ведомственные ремонтные предприятия имеют более высокую себестоимость ремонта автомобилей и худшие технико-экономические показатели.

Важным условием развития авторемонтного производства является повышение качества ремонта. В настоящее время стоимость капитального ремонта автомобиля составляет примерно 60% стоимости нового автомобиля, поэтому капитальный ремонт будет экономически выгоден, если межремонтный пробег отремонтированного автомобиля будет составлять больше 60% пробега нового автомобиля.

Одним из факторов экономической эффективности ремонтного производства является экономия металла. Следовательно, ремонтное производство должно развиваться в направлении повышения качества ремонта, снижения его стоимости и на основе установления правильных взаимоотношений авторемонтных заводов с АТП, которые должны нести взаимную экономическую ответственность за качество сдаваемого ремонтного фонда и отремонтированных автомобилей. Большое значение имеют развитие и улучшение работы специализированных предприятий по капитальному ремонту узлов и механизмов автомобилей и централизованному восстановлению изношенных деталей.

Авторемонтные предприятия можно подразделить на:

Ø авторемонтные заводы

Ø агрегаторемонтные заводы,

Ø централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д.

Наиболее крупные из них — авторемонтные заводы, на которых выполняют капитальный полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируют, непригодные — заменяют новыми. Затем автомобили вновь собирают.

Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими капитальный ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов.

В настоящее время объемы заказов на ремонт автомобилей в целом незначительны. Большее распространение получили специализированные ремонтные предприятия под конкретный агрегат, например двигатель, автоматическую коробку передач, шины.

Специализированные мастерские и цехи выполняют ремонт узлов и механизмов автомобиля, а также окрасочные, кузовные и другие работу, обслуживая эксплуатационные предприятия в централизованном порядке. Основной отличительной особенностью ремонтных мастерских от заводов является меньшая годовая программа (до 500 КР автомобилей или до 5000 КР

агрегатов в год).

По специализации различают следующие виды авторемонтных предприятий:

Ø По ремонту полнокомплектных автомобилей;

Ø По ремонту автомобилей и агрегатов;

Ø По ремонту автомобилей на готовых агрегатах;

Ø По ремонту агрегатов, кроме двигателя;

Ø По ремонту двигателей или силовых агрегатов;

Ø По ремонту деталей или отдельных сборочных единиц (приборов электрооборудования и электроснабжения, кузовов, кабин, шин, карданных валов и т. п.);

Ø По ремонту прицепов и полуприцепов;

Ø По разборке и сборке автомобилей (агрегатов).

По типу производства в зависимости от объема выпускаемой продукции различают предприятия:

Ø единичного производства;

Ø серийного производства;

Ø массового производства.

Предприятия единичного производства характеризуются широкой номенклатурой выпускаемой продукции, небольшим объемом выпуска, применением необезличенного метода ремонта, универсальностью используемого оборудования, невысокой механизацией труда и высокой квалификацией рабочих.

Серийное производство характеризуется ограниченной номенклатурой изделий, выпускаемых периодически повторяющимися партиями (сериями). Для серийного производства характерно применение обезличенного метода ремонта, использование специализированного оборудования, более высокого уровня механизации.

Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно ремонтируемых в течение продолжительного времени. Закрепление за каждым рабочим местом одной технологической операции позволяет применять конвейеры, широко использовать специальное оборудование, механизировать и автоматизировать трудоемкие процессы. Требования к уровню квалификации рабочих при этом существенно снижаются.

Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении ТО и особенно ТР требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты.

БЦТО выполняют сложные ремонтные и обслуживающие работы по транспорту, принадлежащему расположенным вблизи баз неполным АТП. В зависимости от категорий транспорта БЦТО работают с грузовыми машинами, автобусами или легковыми машинами.

Предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилей небольших предприятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов (например, двигатель, коробка передач, задний мост и т.д.).

Производственная мощность базы характеризуется количеством приписанных к ней автомобилей (от 1000 до 2000 и более единиц подвижного состава). В зависимости от типа приписанной автомобильной техники БЦТО могут быть предназначены для автобусов, грузовых или легковых автомобилей.

СТО предназначены для проведения профилактических и ремонтных работ автомобилей (в основном принадлежащих индивидуальным владельцам) в любом объеме, снабжения их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами, обслуживания клиентов, продажи автомобилей.

Станции технического обслуживания автомобилей являются специализированными предприятиями, выполняющими техническое обслуживание, текущий ремонт автомобилей, снабжение запасными частями и некоторыми эксплуатационными материалами. По производственному признаку они делятся на станции технического обслуживания грузовых, легковых автомобилей и смешанного типа. По территориальному признаку они делятся на городские, районные и дорожные.

Городские станции технического обслуживания организуют взаимоотношения с клиентурой на договорных обязательствах или обслуживают автомобили по разовым заявкам с оплатой выполненных работ по соответствующим тарифам. Они специализируются по типам обслуживаемых автомобилей, а в ряде случаев по выполнению определенных видов технических воздействий (например, уборочно-моечные работы или определенный вид ремонтных работ — малярных и др.). Городские станции обслуживания могут иметь большую производственную программу по техническому обслуживанию автомобилей, что позволяет применять поточный метод обслуживания и использовать высокопроизводительное оборудование.

Районные станции технического обслуживания, как правило, специализируются на обслуживании и ремонтах разнотипного подвижного состава и на выполнении всех видов технического обслуживания и текущего ремонта. Работают, в основном, на договорных началах.

Дорожные станции технического обслуживания осуществляют, как правило, обслуживание и ремонт автомобилей, следующих по дороге, т. е. имеют случайную клиентуру. Возможно и закрепление за станцией обслуживания автомобилей, постоянно работающих на данной дороге. Такие станции имеют сравнительно небольшую пропускную способность и обслуживают автомобили всех типов и марок. Их производственными функциями являются техническое обслуживание, текущий ремонт и снабжение эксплуатационными материалами.

Производственную мощность СТО оценивают количеством рабочих постов для выполнения ТО и ремонта автомобилей (т.е. количеством одновременно обслуживаемых автомобилей), объемом произведенной на станции продукции (чел.-ч или руб.), количеством прикрепленных на обслуживание автомобилей, количеством исполнителей работ и др.

По мощности СТО подразделяют на малые (до 10 рабочих постов), средние (от 10 до 25 рабочих постов), большие (от 25 до 50 рабочих постов) и крупные (свыше 50 рабочих постов).

На всех СТО производится продажа запасных частей, а на СТО с количеством рабочих постов свыше 25 выполняется комплекс работ предпродажной подготовки и продажа автомобилей.

В дорожных условиях, местах массового отдыха населения для ТО и ремонта автомобилей, кроме стационарных, применяются передвижные СТО. В их состав обычно входят автомобильные мастерские, передвижные станции диагностики автомобилей и эстакады.

Станции обслуживания предназначены для разового выполнения технического обслуживания и текущего ремонта отдельных автомобилей. Станциям обслуживания часто придаются торговые функции по продаже автомобилей, запасных частей, принадлежностей и материалов.

В городах наряду со станциями, выполняющими комплекс профилактических и ремонтных воздействий, могут быть узкоспециализированные станции, выполняющие лишь отдельные элементы этих воздействий (станции диагностические, моечные, смазочные, регулировочные, окрасочные, а также по ремонту отдельных агрегатов, узлов, механизмов и приборов электрооборудования, радиоаппаратуры, аккумуляторных батарей, автомобильных шин и т. п.). Однако в современных условиях и на ближайшую перспективу основным типом городской станции будет станция комплексного обслуживания.

Современная большая станция обслуживания выполняет многочисленные и разнообразные функции, которые сокращаются по мере уменьшения станции: продажу новых и подержанных автомобилей, запасных частей, агрегатов, принадлежностей и материалов; предпродажную подготовку и гарантийное обслуживание автомобилей; диагностирование автомобилей, их профилактику и ремонт; оказание технической помощи автомобилям вне станции; хранение автомобилей, ожидающих приемки, обслуживания и выдачи клиенту; обслуживание клиентов (отдых, питание, консультация и инструктаж).

Диагностические станции могут иметь две разновидности: первая — станции, диагностирующие техническое состояние автомобиля, но не устраняющие обнаруженные неисправности, и вторая — устраняющие неисправности. По градостроительным нормам 500 тыс. жителей следует предусматривать одну диагностическую станцию.

Кроме придорожных станций общего пользования, на автомобильных дорогах регулярного пассажирского или грузового междугородного сообщения большой протяженности создают пункты технической помощи. Эти пункты, являясь разновидностью придорожных станций, предназначены для подвижного состава автотранспортного предприятия, обслуживающего данное сообщение.

Величина станций обслуживания измеряется количеством посещений (заездов) или возможным числом одновременно обслуживаемых автомобилей (постов). Городские станции имеют от 10 до 100 постов (из расчета 150—200 автомобилей на 1 пост); придорожные — от 5 до 20 постов.

Дальнейшее развитие станций обслуживания следует осуществлять с учетом наиболее равномерного размещения станций в городах и сокращения интервала между станциями на автомобильных дорогах.

Комплексные станции обслуживания. Станция централизованного обслуживания является самостоятельным хозрасчетным предприятием, выполняющим по договорам ряд профилактических и ремонтных операций для подвижного состава прикрепленных к ней автотранспортных предприятий.

Первоочередной централизации подлежат:

Ø сложные виды профилактических работ (ДО, ТО-2 и др.), программа по которым в каждом отдельном предприятии мала для применения рациональных технологических решений, средств механизации и автоматизации;

Ø наиболее трудоемкие, сложные или часто повторяющиеся работы текущего ремонта (включая смену агрегатов), требующие специализированного оборудования, привлечения высококвалифицированной рабочей силы, централизация которых может обеспечить повышение производительности труда и снижение стоимости ремонта;

Ø работы по оказанию технической помощи подвижному составу на линии;

Ø создание обменного фонда агрегатов и узлов.

Система технического обслуживания автотранспортных средств может включать в себя следующие виды воздействий по обеспечению исправного состояния:

- хранение автотранспортных средств до продажи;

- транспортирование к месту продажи (эксплуатации);

- предпродажную подготовку;

- диагностирование;

- техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации;

- ремонт в гарантийный период;

- техническое обслуживание в послегарантийный период эксплуатации;

- ремонт в послегарантийный период эксплуатации;

- подготовку к периодическим техническим осмотрам;

- капитальный ремонт;

- восстановление изношенных деталей;

- поставку (продажу) запасных частей;

- продажу автотранспортных средств;

- предоставление автотранспортных средств в аренду;

- услуги по модернизации автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации;

- комиссионную торговлю автотранспортными средствами и запасными частями;

- скупку и утилизацию автотранспортных средств, выработавших ресурс;

- обеспечение (продажу) владельцев специнструментом и приспособлениями для обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

- обучение персонала обслуживающих предприятий.


Лекция 14. Планирование на АТП

Планирование на предприятии является необходимой частью в его функционировании и позволяет понять насколько прибыльным оно будет в будущем периоде. Таким образом, планирование позволяет принять меры и уменьшить, а иногда предотвратить, затраты в наиболее весомых статьях расходов. Верное и подкрепленное расчетами решение помогает руководителю предприятия принимать правильные обоснованные решения. Планирование является процессом непрерывным, т.к. под действием различных факторов, планы предприятия постоянно меняются.

Автотранспортное предприятие — сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования работы АТП с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности — удовлетворения потребностей в определенных видах перевозок или услуг и получения прибыли, необходимой для развития АТП.

Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирование и прогнозирование деятельности АТП осуществляются на уровне предприятия, а не на уровне государства или отрасли.

Цель планирования на предприятии — разработка и построение системы планов АТП, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Указанная цель достигается решением комплекса плановых задач по сбору, обработке и анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений.

Выделяют следующие виды планов:

стратегический план, охватывающий период 10—15 лет. В нем формулируются главные цели предприятия на перспективу и стратегия их достижения;

долговременные планы — планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных проблем фирмы. Такие планы чаще всего разрабатываются как составная часть стратегических планов;

текущие планы — планы на текущий финансовый год (содержание текущего планирования в автотранспортных предприятиях изучите по рекомендованной литературе);

оперативные планы — детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Они отличаются узкой направленностью и высокой степенью детализации (см. главу VIII, § 8 3);

бизнес-план — план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Первоначально анализируют виды транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых автотранспортными предприятиями и другими перевозчиками грузов в зоне деятельности данного АТП, характеристики структуры парков подвижного состава; определяется обеспеченность объемами перевозок, водителями, состояние производственно-технической базы для ремонта и ТО автомобилей; учитываются наличие системы связи и передачи информации, а также состояние дорожной сети. Такой анализ позволяет определить место АТП на рынке транспортно-экспедиционных услуг, а также возможности развития этих услуг.

Проведя анализ текущего состояния деятельности предприятия, необходимо рассмотреть возможные тенденции развития АТП в перспективе и охарактеризовать тенденции развития перевозок и услуг в регионе деятельности АТП, на национальной территории, за рубежом, определить перспективность данного бизнеса, рассмотреть возможность выхода на новые рынки транспортных и других услуг.

При планировании должны быть поставлены цели и дан анализ текущего положения. Оценка текущего положения основывается на анализе сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения возможности достижения поставленных целей, на изучении факторов окружающей среды, оказывающей влияние на деятельность предприятия. Затем разрабатывается программа действий, необходимых для достижения целей.

В основе управления текущей деятельностью АТП лежит годовой план, важнейшей частью которого является план перевозок Разработке этого плана предшествует предварительная аналитическая и маркетинговая работа.

Основой для составления плана перевозок служат договоры на перевозку.

Методика разработки плана грузовых перевозок.

Объем перевозок и грузооборот, которые надлежит выполнить в соответствии с заключенными договорами, сопоставляют с величиной провозной возможности парка в целом и по отдельным группам подвижного состава. Провозная возможность зависит от грузоподъемности и среднесписочного количества автомобилей, технико-эксплуатационных показателей их использования и устанавливается при разработке производственной программы по эксплуатации грузовых автомобилей.

Расчет производственной программы включает следующие этапы:

определение среднесписочного количества автомобилей, общей грузоподъемности автопарка и авто-дней пребывания в хозяйстве; эти показатели характеризуют производственную базу АТП;

установление средней величины технико-эксплуатационных показателей по отчетным данным за прошедший период. На основании анализа работы предприятия за предыдущий год и изучения методов работы передовых водителей выявляются резервы улучшения технико-эксплуатационных показателей. Эти резервы учитываются при определении величины технико-эксплуатационных показателей на планируемый год;

• определение показателей производительности автомобилей.

Установленная таким образом провозная способность парка автомобилей сопоставляется с реальным спросом на рынке транспортных услуг.

Возможны следующие варианты сопоставления:

спрос на перевозки равен провозной способности парка;

провозная возможность парка превышает выявленный спрос на перевозки. В этом случае необходимо изыскать дополнительные объемы перевозок, увеличить парк автомобилей, сдаваемых в аренду;

спрос на перевозки превышает планируемую величину провозной возможности парка. В такой ситуации необходимо увеличить провозную способность, в первую очередь, за счет улучшения технико-эксплуатационных показателей

Особенности планирования пассажирских перевозок

Расчет производственной программы по эксплуатации автобусов и легковых таксомоторов проводят в той же последовательности, что и расчет программы по эксплуатации грузовых автомобилей, но с учетом специфики пассажирских перевозок.

Своевременное и качественное выполнение плана перевозок находится в прямой зависимости от технического состояния подвижного состава и выполнения плана по ЕО, ТО, ТР и капитальному ремонту (КР) (см. ниже).

Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование

Планирование — это сложный многостадийный процесс, основанный на определенной методологии, т. е. системе требований, принципов и методов. Многостадийность планирования выражается в разработке планов на различные временные периоды, в соответствии с которыми для достижения основной цели деятельности предприятия выделяют стадии прогнозирования (5—10 лет), перспективного (2—5 лет), текущего (1 год) и оперативного (до 1 года) планирования. Схема реализации цели деятельности предприятия в системе планирования представлена на рис.

Прогнозирование — это долгосрочное стратегическое планирование, на стадии которого в соответствии с миссией и главной целью предприятия устанавливаются стратегические цели и задачи по функциональным направлениям деятельности АТП, определяются альтернативные варианты его экономического и социального развития на 5—10 лет.

На стадии перспективного (среднесрочного стратегического) планирования разрабатываются и определяются основные технико-экономические показатели технического, организационного, экономического и социального развития предприятия на период от 2 до 5 лет.

Пример формулирования задач и последовательности определения стадий планирования также показан на рис.

На стадии текущего планирования выполняются плановые расчеты и устанавливаются технико-экономические показатели, на основе которых разрабатываются планы производственно-хозяйственной, социальной и финансовой деятельности предприятия на предстоящий год.

На стадии оперативного планирования разрабатываются производственные программы для предприятия и его подразделений на более короткие периоды времени (квартал, месяц, сутки, смену).

Рис. Схема системы планирования предприятия

Многогранность производственно-хозяйственной деятельности АТП, необходимость ее постоянной координации и сложность организации перевозочного процесса обусловливают деление всей плановой работы по планированию, характеру задач и способам их решения на технико- экономическое и оперативно-производственное планирование.

При планировании применяются различные методы, представляющие совокупность способов и приемов разработки планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический методы.

В процессе планирования указанные методы используются в их взаимосвязи и взаимном дополнении.

Информационная база планирования

Информационная база является основой оптимального и комплексного планирования. От ее состояния и методов формирования зависит качество показателей планов предприятия и его структурных подразделений.

Информационная база разработки планов представлена на предприятии совокупностью данных, систематизированных по определенным признакам и используемых для решения планово-экономических задач, и средств передачи и преобразования этих данных. Неотъемлемой частью разрабатываемой и действующей информационной базы планирования являются схемы потоков информации и документооборота, перечни пользователей информации, а также методики расчета необходимых показателей. Цель создания информационной базы — своевременное обеспечение системы планирования необходимой информацией определенного состава, содержания и количества для принятия плановых решений.

К основным функциям информационной базы относятся:

• обеспечение пользователей достоверной, полной и своевременной информацией;

• определение состава и структуры данных для решения плановых задач;

• разработка принципов, методов и средств формирования базы данных для планирования;

• составление правил получения, хранения, обработки и выдачи данных для их использования при решении плановых задач;

• разработка мероприятий по совершенствованию информационной базы планирования в зависимости от поставленных целей.

Информационная база включает систему технико-экономической информации, в том числе показатели, экономические нормы и нормативы затрат труда, материальных затрат, использования средств труда и др.

Состав и содержание технико-экономической информации для решения плановых задач зависят от:

• уровня планирования (по АТП, автоколоннам, АРМ, внутрицеховым подразделениям);

• стадии планирования — прогнозирование, перспективное, текущее;

• вида планирования (технико-экономическое, оперативно-производственное);

• функционального назначения решаемых задач (объем перевозок, объем услуг и производства продукции, трудовые и кадровые вопросы, материально-техническое обеспечение и др.).

В составе информационной базы особое место занимает нормативно-справочная база (НСБ), представляющая совокупность технико-экономических и экономических норм и нормативов, методов их формирования и актуализации, порядок их применения при разработке перспективных и текущих планов. Цель создания НСБ — обеспечение сбалансированности планов, выявление производственных резервов и максимальное использование.

Бизнес-план

Бизнес-план необходим как для действующих и реорганизуемых, так и для вновь создаваемых предприятий, поскольку сложность и быстро меняющаяся обстановка нередко ставят в тяжелое положение даже опытных руководителей. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без бизнес-плана нельзя начинать любое стоящее мероприятие.

Можно ли вообще обойтись без бизнес-плана? Можно. Тем более, что пока никакой юридический документ не требует его обязательной подготовки. Но следует также напомнить данные США, что из 600 000 новых предпринимателей, ежегодно начинающих свое дело, только 50% выдерживают конкуренцию в течение 18 месяцев и лишь 20% не разоряются в течение первых 10 лет.

Разработка бизнес-плана не гарантирует избавления от всех возникающих проблем. Однако осознанный и продуманный план позволяет менеджеру лучше предвидеть и легче преодолевать кризисные ситуации.

Бизнес-план имеет и свои ограничения, поскольку он не может дать ответы на все вопросы, возникающие в деятельности АТП, качество же его разработки зависит от квалификации составителей, а степень реализации — от деловых способностей практических исполнителей.

С помощью бизнес-планирования решаются следующие вопросы:

— оценка степени жизнеспособности и устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

— конкретизация перспектив развития деятельности предприятия в виде системы количественных и качественных показателей;

— создание основ для привлечения внимания, интереса и обеспечения поддержки со стороны потенциальных инвесторов

Бизнес-план необходим при ведении переговоров с банками, органами государственного управления, крупными фирмами, которые могут инвестировать или кредитовать предусмотренную планом деятельность предприятия.

Этапы подготовки и разработки бизнес-плана.

Первый этап — подготовительный, включающий сбор информации о требованиях к бизнес-плану в избранной отрасли и масштабах предполагаемой деятельности.

Второй этап — определение внутренних и внешних целей разработки бизнес-плана, т. е. перечень проблем, которые необходимо решить с его помощью. Поэтому план должен содержать привлекательное коммерческое предложение для целевого рынка товаров (услуг) и инвесторов. Цели предприятия могут быть достигнуты, если разработанный план соответствует требованиям инвесторов, так как бизнес-план, по существу, представляет коммерческое предложение инвесторам, т. е. «товар», который инвесторы могут «купить» с целью получения дохода от своих вложений.

Третий этап — определение инвесторов, в качестве которых могут выступать:

а) различные государственные и негосударственные инвестиционные институты;

б) отечественные кредитные организации;

в) международные инвестиционные институты: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития;

г) международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития;

д) будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе.

Предприятия имеют также внутренние источники инвестиционных ресурсов, в том числе: амортизационный фонд, прибыль, сбережения персонала предприятия.

Выбор круга инвесторов определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон и экономических показателей деятельности предприятия. Например, если бизнес-план ориентирован на финансирование за счет выпуска и размещения акций, то в нем необходимо уделить внимание прогнозу их котировок и размеров дивидендов, определению порядка их выплаты; если предприятие предполагает получение банковского кредита, в бизнес-плане следует показать возможности страхового обеспечения возврата кредитов.

Четвертый этап — определение структуры бизнес-плана.

Бизнес-план может включать следующие разделы:

— введение (резюме бизнес-плана);

— описание предприятия;

— описание продуктов — товаров и услуг;

— анализ и оценка рынка сбыта продукции;

— конкуренция;

— план маркетинга;

— план производства;

— организационный план;

— финансовый план и оценка риска;

— приложения.

Пятый этап — сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. На этом этапе целесообразно участие специалистов предприятия, а также экспертов и консультантов специализированных организаций.

Шестой этап — разработка бизнес-плана, осуществляемая под руководством либо руководителя предприятия, либо ответственного за реализацию плана.

Седьмой этап — проведение предварительной экспертизы плана, после чего план может быть представлен инвесторам или кредиторам.

Технология разработки бизнес-плана продемонстрирована на рис. 8.2.

Содержание и объем бизнес-плана, порядок изложения основных разделов определяются поставленной целью, которая может иметь стратегическую или тактическую направленность.

Рис. 8.2. Технология разработки бизнес-плана

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но в его составе можно выделить основные разделы.

Титульный лист содержит следующие сведения: заголовок плана; дата его подготовки; полное название и адрес фирмы; имя руководителя предприятия; имена владельцев или совладельцев фирмы.

Оглавление позволяет составить исчерпывающее представление о содержании бизнес-плана, но не должно быть перенасыщено деталями.

Описание предприятия содержит общие сведения о предприятии, в том числе историю его создания и развития, структуру капитала, характеристику основных фондов, организационную и технологическую структуру, внешние условия и внутренние особенности деятельности фирмы.

Обобщенное резюме. В этом разделе разъясняется цель предполагаемого производства, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от продукции конкурентов, ее привлекательность для потенциальных покупателей; отражаются сведения о предполагаемых объемах продаж, выручке, затратах на производство, прибыли, рентабельности производства, сроках возврата кредитов

Характеристика продукции (услуг). В этом разделе описывается продукт, (перевозки, услуги), указываются его потребительские свойства, существенные отличия от товаров-конкурентов, степень защищенности патентами, авторскими свидетельствами. Здесь же дается прогноз цены. При производстве сложных технических изделий описывается организация сервиса.

Оценка сбыта. Основная цель — определить и обосновать ту нишу, в которой найдет покупателя планируемый к производству товар, а также отразить полноту представления о рыночной конъюнктуре.

Анализ конкуренции на рынке. В этом разделе определяются главные конкуренты, их возможности, ценовая политика. С целью выявления основных областей конкуренции (цена, качество, сервис, имидж и т. д.) составляется таблица сравнительной характеристики продукции (или услуг) предприятия и конкурентов по рынкам сбыта. Если преимущество над конкурентом аналогичной продукции составляет 30%, то продукция данного предприятия имеет низкую конкурентоспособность; при 30 — 50% — устойчивое положение на рынке сбыта; при 50 — 70% — успешная конкуренция; свыше 70% — контроль над рынком сбыта данной продукции.

Стратегия маркетинга. План маркетинга включает решение таких проблем, как схема распространения товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, формирование общественного мнения о фирме и товаре (услуге).

План производства. Цель этого раздела — подтвердить расчетом, что организуемое предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Для этого определяются производственные мощности, поставщики сырья, материалов, условия поставки, оцениваются возможные издержки производства.

Юридический план. В нем отражается организационно-правовая форма предприятия, в соответствии с которой в дальнейшем разрабатываются основные документы, регулирующие будущую деятельность фирмы. Организационный план знакомит с организационно-правовой формой предприятия, распределением полномочий и ответственности системой управления и организационной структурой. Организационная структура предприятия представляется здесь в виде схемы.

Оценка риска и страхование. Цель этого раздела — предугадать все типы рисков, с которыми может столкнуться предприятие, и предусмотреть меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть.

Финансовый план (бюджет). Включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, график достижения безубыточности. Финансовый план обобщает материалы предыдущих разделов и характеризует коммерческие результаты предлагаемого проекта.

Стратегия финансирования. Этот раздел определяет величину и источники получения средств и обосновывает ожидаемое время полного возврата средств, установление срока окупаемости инвестиций.

Права потенциального инвестора (здесь указываются степень допустимого участия в управлении, основания для владения контрольным пакетом акций, права рядового акционера).

Наличие спонсоров, инвесторов и их права.

Планирование производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава

Успешное выполнение плана автомобильных перевозок в значительной степени зависит от технической подготовки подвижного состава к их осуществлению, которая характеризуется коэффициентом технической готовности. Исходными данными для составления плана ТО и ремонта служат:

• показатели производственной программы по эксплуатации автомобилей;

• принятые системы и методы ТО и ремонта подвижного состава;

• установленные нормы периодичности и нормативы трудоемкости.

Главным документом, на основании которого проводятся расчеты производственной программы по ТО и ремонту, является Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

В производственной программе определяются:

• количество капитальных ремонтов, ТО-1,ТО-2, сезонных и ежедневных обслуживании;

• трудоемкость технических воздействий;

• обеспеченность производственными площадями и оборудованием для выполнения ТО и ремонта;

• затраты на заработную плату ремонтным рабочим, ремонтные материалы и запасные части.

Число технических воздействий при планировании определяют по известной методике цикловым расчетом. Расчеты выполняются по каждой модели, различным группам автомобилей по сроку их службы и условиям перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: